Зачем все эти мучения. Размышления матери

- А я хочу понять, зачем  мне это нужно? Как это может мне пригодиться потом? Если я собираюсь петь, зачем мне физика или геометрия?
- Ты не рассуждай, а научись подчиняться порядку…
- Зачем?
- Затем, что в любой работе тебе понадобится уменье подчиняться порядку.
- Смотря какому! Если речь идет о вокале, я с удовольствием подчинюсь…
Дочь все говорила и говорила, а я уже начинала чувствовать себя пешкой, каким-то маленьким человечком, погрязшим в шаблонах и стереотипах, не знающих, зачем он в них погряз. Но, поразмыслив, я взяла себя в руки и ответила моей взрослой (подросток!) и очень умной (как ей кажется!) дочери:
- Может быть, физика и геометрия тебе и не понадобятся никогда, но занятия этими науками развивают ум, практическое мышление. Математика, например, тебе нужна, потому что она развивает логическое мышление. А эти качества обязательно пригодятся в жизни, ну а где и как – ты пока еще не можешь себе представить.
Дочь замолчала, насупилась. Видно было, что она размышляет.
- Ну, хорошо, - сказала она – похоже, ты права. Но зачем изучать эти науки в таких подробностях? Я все эти факты и термины просто не в силах запомнить! А когда у меня не хватает сил, меня это бесит!
- Не бесит, а выводит из себя. – Подкорректировала я.
- Да какая разница! Я люблю, когда все понятно и ясно, когда я могу это рассказать своими словами. Если кому-то нужны эти термины, пусть идут в институты и там их учат.
Слушая нас со стороны, любой учитель, наверно схватился бы за голову и подумал: «какая чушь, ребенок не понимает смысла образования, не хочет учиться»… Я бы тоже наверно так подумала, если бы… если бы не любила свою дочь и не наблюдала за нею вот уже четырнадцать лет.
С самого раннего возраста дочка проявляла любознательность во всем. На улице ее интересовало все – деревья, люди, кошки, собаки. Она летела к ним на своих маленьких ножках с улыбкой до ушей, все ее восхищало и приводило в восторг! Она собирала камушки, копаясь часами в железнодорожной насыпи, ракушки на песчаном берегу реки. Дома с интересом рассматривала познавательные книги о природе. Ее не оставлял равнодушной ни один факт из книги. Всё будило в ней воображение, перенося ее то на другую планету, то в океан, то на ледник… Эту способность – удивляться и восхищаться – она сохранила и до сих пор, даже в этом сумасшедшем подростковом возрасте.
Как же получилось так, что в школе у нее одни тройки, а часто и двойки? Как получилось, что, придя в первый класс, дочка прилежнейшим образом вырисовывала палочки, крючочки, учила буквы и складывала первые слова,  все торопила, а что дальше в учебнике, ни за что не вставала из-за стола, пока не было доделано домашнее задание, и все это растаяло без следа?
Что же произошло потом?
Потом она все чаще стала приходить домой с заплаканными глазами и поникшим видом. К концу первого класса она со слезами шла в школу, а при прощании смотрела на меня, поджимая дрожащие губы.
Что происходило тогда, в этот первый год ее учебной жизни, по обычаю, такой счастливый и безоблачный у первоклассников?
Конечно, для меня это не было загадкой, я часто общалась с учительницей дочери, даже присутствовала на уроках. Но ничего не менялось. Потому что, проще было поменять школу, чем метод работы этой учительницы… Что мы и сделали.
Но начало было заложено. Целый год ушел в прошлое, первый, самый важный год. Перейдя в новую школу, дочка еще больше затаилась. Она боялась показать свое незнание и боялась, что я замечу, как она боится. На смену детской непосредственной любознательности пришло маленькое трусливенькое чувство – «как бы не заметили…» И оно стало главным стимулом учебы.
Тут бы обратиться к психологам или еще куда-то… Но я так была загружена старшими детьми, которые одолевали пятый класс, что мне показалось – все идет обычно. Просто ребенок немного замкнут, не очень способен к математике, только и всего.
Но проблема, бывшая сначала ростом с червячка, росла и росла и постепенно выросла в огромного змея, который жалил неокрепший детский ум, внося раздор и сумятицу в душу. Незаметно для себя и окружающих дочь перестала интересоваться учебой совсем. Школа превратилась в простую обязаловку, не приносящую никакой радости.
Интересно, что информация, полученная вне школы (на те же темы, что изучаются на уроках), по-прежнему волновала и захватывала ее внимание. Это радовало и вселяло надежду, что не все потеряно. Что надо сделать какой-то рывок, и все образуется, появится интерес и к школе.
Но пока это не происходит. И вот сидит она передо мной, мучается с уроками. Мучается вдвойне – потому что многое не понятно и потому еще, что не понятно, ЗАЧЕМ все эти мучения?!!


Рецензии
Да уж, а, может и действительно, стоит поделить детей по интересам, скажем, на гуманитариев и технарей и давать им учить те предметы, что им ближе и полезнее. А многим, возможно вполне хватит нескольких математических правил и умения писать. Всё равно ничего из школьных предметов им не понадобится. Пусть лучше сразу работать учатся и родителям подмога и им мучиться не надо. А, уж то, что и как сейчас преподают, думается, что лучшим было бы домашнее обучение. Удачи в творчестве.

Александр Михельман   05.06.2011 18:24     Заявить о нарушении
Спасибо! Со школой, конечно, надо что-то делать. Все предметы нужны, безусловно, для общего развития. Но не в таком подробном виде, скорее - в ознакомительном. А домашнее обучение (экстернат) уже, кстати, прочно входит в жизнь. Моя дочь учится тоже дома.
Удачи и Вам!

Ольга Лач   05.06.2011 19:00   Заявить о нарушении