Невероятное? или очевидное!
Перед выходом на очередной маршрут инструктор предупредил, что, в случае соблюдения строжайшей дисциплины, мы сегодня сможем посетить пещеры, находящиеся в стороне от планового маршрута. Получив от нас заверения в этом, подошли к первой. Называется она «Снимай штаны». Это оттого, что вход в неё очень узкий, только ползком, вытянувшись, и только вращаясь. У кого таз широкий, то, повернувшись на 900, можно дальше немного продвинуться. И так, крутясь, ползти надо где-то 10-15 м. Трико и ещё кое-что после этого тащишь на ступнях. Состояние жуткое, не зная, что тебя там ждёт впереди.
Но каково потом удивление, а восхищение такое, что дух захватывает от красоты неописуемой. Попадаешь в огромное помещение, потолка не видно. Кругом сталактиты и сталагмиты сказочной красоты, переливаются всеми цветами радуги от света факелов. Во все стороны на разном уровне уходят куда-то уже большие ходы. Инструктор показывает два сталагмита в виде трона и предлагает провести обряд обручения пары, если кто-нибудь уже подружился. Таковых не нашлось, хотя эту церемонию с песнопениями мы на турбазах отрепетировали. Конечно, не все решились и могли посетить эту пещеру. Несколько человек оставались на поверхности из-за своих широких плеч и таза.
Следующая пещера была уже с громадным входом в виде свода, как станция метро. Пещера уходила вглубь земли под углом около 300. Перед спуском инструктор провёл инструктаж-беседу, суть которой заключалась в том, что все, кто желает спуститься, должны держать друг друга под руки и знать до конца спуска, кто его партнёры с обеих сторон, в этой сцепке поддерживать, так как очень скользко. Можно упасть и укатиться неизвестно куда. В конце спуска находится глубокий колодец. Надо идти цепочкой, впереди староста с зажжённым фонарём. Факелы и фонари должны зажечь только внизу по его команде. Группа вся, как один, решилась на спуск. Пошли. Сразу охватила темнота. Буквально скользили не менее получаса. Упёрлись в стену, в которой было несколько небольших входов. Зажгли факелы. Не сгибаясь, входим в левое ответвление и через метров пять попадаем в огромное помещение.
Когда все собрались, инструктор начал рассказывать историю, легенду или миф.
« В этой пещере Али-баба и 40 разбойников спрятали свои сокровища. Мы сейчас увидим знаменитые врата, через которые можно войти в сокровищницу. Однако они открываются не всем, а кому - я не знаю. Во всяком случае, за несколько лет своих походов они не разу при мне не открылись. Может быть, в этот раз откроются. Конечно, это сказка, - говорит инструктор - я в неё не верю, как и вы все. Она придумана, но то, что вы сейчас увидите, не поддаётся объяснению, поэтому требую соблюдать величайшую осторожность и следующие правила. Мы находимся на большой глубине. Неизвестно, какие загадки и тайны хранятся здесь, и неизвестно, что может ожидать каждого из нас. Одно только точно знаю, если врата откроются, оставаться всем на месте, решим, что делать дальше. Если не откроются, то, ВНИМАНИЕ! - все бегом на поверхность. Бежать наверх следует по другой стороне пещеры. И чем быстрей, тем лучше. Теперь все должны погасить факелы и фонари».
В кромешной тьме постепенно стали проявляться какие-то очертания. Оказывается у некоторых девушек бусы светились, но что поразило всех, мы стали различать всю пещеру. Мы повернулись туда, откуда исходило освещение и замерли в ужасе.
В дальнем конце пещеры, как огромный занавес, колыхалось северное сияние. Внизу по его бокам сидели два гнома и кланялись.
Шёпотом инструктор спросил: «Давайте тихонько уйдём. Или всё-таки попробуем попросить открыться вратам?»
Кто-то пошёл наверх. Большинство, не отрываясь, смотрело на чудо. Немного успокоившись, спросили: «А как попросить?» Когда инструктор прошептал, что надо громко крикнуть: «Сезам, откройся!» - многие засмеялись и решено было крикнуть.
По команде все дружно крикнули и всех опять охватил ужас - гномы исчезли.
После второго возгласа исчезло сияние и в кромешной тьме и гробовой тишине кто-то пискнул: «МАМА». Все кинулись наверх. В один момент группа оказалась на поверхности.
Инструктор собрал на поляне всю группу, пересчитал, попросил расположиться на траве и спросил: «У кого какие будут вопросы и соображения?» Какие там соображения, когда зуб на зуб не попадает. Сначала надо было успокоиться. Многих бил озноб. Потом его засыпали вопросами и в конце ребята сказали, что об этом явлении следует сообщить учёным в Академгородке. Инструктор ответил, что не надо сообщать, потому что он несколько лет назад водил группу с учёными из Москвы. Они после этого организовали экспедицию и изучали это явление. Его специально зачислили в штат, однако он отказался с ними спускаться в пещеру из-за якобы тревожного предчувствия и интуиции и был только дежурным наверху и поваром. Заключение экспедиции было такое: «это оптико-капиллярное свечение. За многие сотни лет поверхностная вода и конденсат проделали каналы в породе с поверхности до пещеры. При громком звуке, усиленное эхом пещеры, целостность водяных капилляров прерывается. Но иногда в сухую погоду свечения вообще нет, как это случилось во всё время научной экспедиции. Раздельное исчезновение различных конфигураций зависит от уровня громкости звука. А совокупность воздействия глубокого подземелья и наличия в составе воздуха компонентов, воздействующих на мозг, вызывает появление всевозможных образов и видений при слабом освещении».
А ларчик просто открывался.
Всю эту историю я описал от лица всех туристов группы, что они чувствовали. С меня же инструктор взял слово, что я буду хранить эту тайну даже в Новосибирске. Меня всё-таки тревожит сомнение – нарушаю ли я слово, данное инструктору. Но за давностью лет секретность должна быть, наверное, снята. Почти полвека прошло. Госсекреты и те открываются. Пусть, кто был в том походе, прочтут и удивятся. А, вернее всего, разочаруются.
Так уж получилось, что я задержался на поверхности. Группа ушла глубоко вниз, спускаясь почему-то по левой стороне, где было очень мокро. Я этому очень удивился, войдя в пещеру и обнаружив, что дно правой стороны совершенно сухое, как асфальт гладкое и крепкое. Я вприпрыжку обогнал группу и хотел было уже группу перевести на другую сторону пещеры, но, помня слова инструктора о дисциплине и увидев далеко внизу мелькание фонарика, побежал на его свет. Почувствовав что-то интересное, я вбежал в помещение и увидел, что инструктор с включённым фонарём, лежащим на полу, что-то творит. Я увидел его растерянность при моём появлении, но он, узнав, что я один, попросил меня помочь. Мы быстро управились и вышли встречать группу. Далее всё уже описано.
Что же мы сделали? В этой огромной полости, куда вело ответвление, на удалении от входа было возвышение, точно как сцена. В глубине сцены были установлены камни особым образом на разных уровнях разной высоты и формы. За эти вот камни мы установили свечи, к которым были привязаны нитки. Свечи мы зажгли. От небольшого движения воздуха огонь колебался, освещение и тени на стене и камнях тоже колыхались. При первом возгласе я дёрнул ниточки и гномы исчезли. А потом инструктор дёрнул за нитки своих свечей и погасил сияние.
В конце 60-х годов в Академгородке произошел похожий случай, приобретший всесоюзную известность. В многотиражке Сибакадемстроя «Академстроевец» был опубликован материал под названием «Васюганское чудо», за подписью «Лесопатолог». Описывалось чудовище, которое периодически появляется на поверхности воды одного из многих васюганских озёр и издает страшный рев, наводя ужас на близлежащие села. Свидетелями оказываются многочисленные жители окрестных сел. Автор - пенсионер, мой хороший знакомый, часто заходил ко мне. Как-то сидим на кухне после этой публикации, пьем кофе, и я стал выяснять подробности этого явления. Он и говорит, что от начала до конца всё выдумал. Я бегу в комнату, приношу газету «Комсомольская правда», где перепечатан этот материал и объявлен призыв и сбор на экспедицию. Он не ожидал такого поворота событий, говорит, что хотел в пику Шотландии с её известным лох-несским чудовищем, которое никогда никто не видел и не увидит, прославить васюганские болота.
Этот пенсионер – сам во многом знаменитый и необычный человек, жил по соседству. Однажды я, будучи в министерстве в Москве, мне попался на глаза журнал «Советский Союз», аналогичный журналу «Америка», которых я в Академгородке до этого не встречал. Стал просматривать и вдруг читаю такую заметку (передаю суть, потому что было давно).
В Новосибирске в семье одного пенсионера хранится реликвия – серебряная ложка. Его предок был кузнец и однажды мимо кузницы проезжал Петр I. Он попросил подковать лошадей. Когда кузнец сковал первую подкову, царь взял её и сломал. Кузнец на глазах царя выковал новую подкову. Пётр согнул её. Кузнец выковал ещё, закалил. Пётр ничего с ней не смог сделать и сказал, чтобы такими подковал всех лошадей. За работу царь протянул медяк. Кузнец положил медяк между пальцев (как фигу показывают) и сломал его. Пётр дал серебряную монету. Кузнец согнул её. Тогда Пётр протянул ему золотой, который кузнец попробовал на зуб и положил в карман. На него семья долго жила безбедно. А к гнутой серебряной монете приварили красивую витьеватую ручку и стала она ложкой.
Помня историю с «Несси», я пошёл в гости к нему и попросил показать реликвию. Он достал красивую коробочку и открыл. Там в бархатном гнезде лежала та самая старинная серебряная ложка, цветная фотография которой была помещена в журнале «Советский Союз».
Свидетельство о публикации №211040600421