Помочь надо...

 
                1.
В хорошем настроении возвращалась Геля домой после празднования дня рождения брата. В его семье всё в порядке: и отношения с женой сложились, и дети успехами в учёбе радуют, и с работой им обоим с супругой повезло.
 Вечер радовал Гелю своей зимней красотой и спокойствием.Несмотря на январь, на улице около нуля.Подтаявший снег, прикрывший наледь на дорожках, давал возможность идти спокойно, не думая и том, что в любой момент можно поскользнуться, а потому она шла не торопясь, наслаждаясь свежим воздухом и светом, отражающимся от искристого снега.
  У  самой Гели не всё ладилось в жизни, но она уже давно успокоилась и не переживала за невезение в своих делах.Главное,считала она, чтоб у детей в семьях было всё благополучно, чтоб внуки были здоровы и чтоб росли послушными.
  Геля перебирала в мыслях памятные события в своей жизни здесь, в Белоруссии,далеко от мест, где остались детство и юность, друзья молодости и теперь уже совсем старенькие родители.Когда-то брат по распределению после института приехал сюда,устроился на работу на одно из крупнейших предприятий города, женился, а после и Гелю перетянул поближе к себе,-говорил,чтоб душа родная была рядом.Так Геля связала свою судьбу с этими местами,но не было ни одного дня, когда бы она не вспомнила уральский посёлок, родных и оставшуюся где-то позади свою жизнь.Ей казалось,что давно бы птицей улетела туда, там бы нашла себе приют...Да вот перестройка сделала её иностранкой, и живёт она теперь за границей, да дети её выросли, обзавелись семьями, все здесь рядом, а во внуках она души не чает, так и живёт их заботами...На себя и внимания обратить некогда: всё им, для них...Куда она теперь!
  С мыслями о детях и внуках она подходила к своему подъезду, поднималась в лифте,доставала ключи.
 То,что она увидела на лестничной площадке в момент выхода из лифта, поразило её своей неожиданной ситуацией , вызвало в душе негодование и, одновременно, удивление, заставило резко остановиться.
  Возле её квартиры, растянувшись во весь рост, от стены до стены пролёта, перекрывая любую возможность подойти ей к своей двери, лежал человек. Вернее сказать в данной ситуации- мужик.Он спал,спокойно посапывая, сложив руки,как маленький ребёнок под голову.Он просто хорошо отдыхал.
  Рядом с его головой стоял полиэтиленовый пакет с мусором, который соседка Гели выставила на площадку,чтобы потом,при выходе на улицу,выбросить в мусорный бак.
  Одет был спящий в тёплое пальто.На голове- вязаная шапка подобна тем, какие теперь
 носили мужчины.Из-под пальто торчали ноги в брюках, сзади мокрых почти до середины голени, что говорило без слов о его долгом путешествии по мокрому снегу.
Но главным, на что обратила внимание Геля,была его обувь:летние туфли,плотно облегающие
ноги,были совершенно мокрыми, а у одного из туфель подошва уже начала отходить от верха.
   Геля решила,что это БОМЖ.Ругая про себя всех,кто мог бы впустить его в подъезд при  наличии домофона, она стала его будить.Но мужик был ещё и сильно пьян, а потому пришлось приложить немало усилий, чтоб растолкать его и заставить, хотя бы, сесть.
   После того, как он пришёл в себя, о чём Геля догадалась,увидев осмысленные глаза, она начала допрос.Чтобы скрыть своё волнение и в надежде,что кто-нибудь из соседей услышит её и проявит интерес к непрошенному гостю, она стала говорить резко и громко.
-Извините меня,-вдруг услышала Геля довольно внятную речь,-я три дня ничего не ел и мне негде ночевать.-И тут же,увидев возле двери выставленный соседкой пакет, он потянулся к нему и сказал:
-Дайте его мне,там для меня,наверно,что-то...
-Да оставь!Там мусор.Видишь,там яичная скорлупа, пустая коробка из-под конфет...Это всё приготовили для мусорного бака. Ты же человек, зачем тебе возиться в этой грязи?!
 Но он настойчиво опять потянулся к пакету:
-Я думаю,это мне,- но что-то сообразив, спросил растерянно у Гели:-Я-человек?
 Этот вопрос и напор голодного человека,тянувшегося к предполагаемой пище, смутил Гелю и заставил по-другому подойти к его проблеме.
-Кто ты?Как ты здесь оказался?-задала она вопрос, хотя понимала,что бездомный человек может рассказать любую выдуманную историю, чтоб только разжалобить её.
 Он был пьян, но говорить мог доходчиво.
-Три дня назад я осободился после срока.Из тюрьмы значит...Одеть-то что-то дали, а денег только на троллейбусный билет,чтоб я смог доехать до вокзала. А дальше?...Сам я из Перми,паспорт у меня российский, здесь в Белоруссии у меня никого нет и как добраться до дома, не знаю.Денег нет.
-Но у нас в городе есть дом милосердия, а в милиции есть приют для бывших заключенных...Тебе туда надо обратиться,-сразу же возразила Геля.
- Да меня туда не возьмут,не поеду я! И денег нет, и город знаю плохо...Мне бы поесть чего-нибудь...Простите меня!И дайте поспать,- с этими словами он снова стал распологаться на полу возле Гелиной двери.
-А ну, вставай!Приказала Геля-нечего здесь разлегаться!Мне же домой как-то пройти надо!А там муж,два сына,-начала для пущей важности, и чтоб немного спугнуть пришельца,придумывать Геля,-ты вот садись -ка на ступеньки, а я пойду в квартиру,да что-нибудь принесу тебе покушать.
-Да не кричите Вы так!Я посижу. А закурить здесь можно?-Он еле поднялся с пола и неуверенной походкой пошёл к лестничному пролёту, тяжело опустился на ступеньку и закурил.
  Геля быстро вставила ключ в замочную скважину и шмыгнула в квартиру.
Она посмотрела в дверной глазок, что мог делать непрошенный гость, увидела,что он спокойно курил,и,успокоившись,стала соображать,чем бы его покормить.
 В холодильнике лежал небольшой кусочек сыра, а в сумке Гели - пакет с сосисками,купленными по пути к дому. Геля быстро поставила на плиту чайник, понимая,что крепкий и горячий напиток поможет отрезвить человека, к тому же вместе с бутербродами получится уже неплохой перекус для голодного рта.Собрав пакет, в который она,как хорошая хозяйка, аккуратно сложила бутерброды, сосиску, и, взяв в руки стакан горячего чая,она вышла на лестничную площадку.
  Пришелец,пока она крутилась на кухне, уже докурил сигарету и не дождавшись её, а,впрочем, может забыв о её существовании,снова лежал на полу,свернувшись калачиком, у дверей квартир напротив.Именно у дверей,так как перекрыл собой проход сразу к двум квартирам.
Геля подошла к нему:
- Ну-ка, быстро вставай!Ишь чего придумал!Это тебе не гостиница...
 НО тут же из-под воротника пальто,укрывшего лицо лежащего,она услышала:
- Понимаете,я не ел ничего, я спать хочу, мне негде спать!
- Вот и вставай! Я принесла тебе покушать,-настойчиво требовала Геля.
Видимо сообразив,что ему действительно что-то перепадёт, мужчина неуверенными движениями начал пробовать вставать и,наконец добившись желаемого результата,встал напротив её.
- Вот что: садись-ка ты на ступеньку и ешь!-командовала Геля.
Он послушно опустился и взял в руки стакан с чаем.
-Ой,как хорошо,как хорошо,-повторил он несколько раз, отхлёбывая горячую душистую жидкость.После двух глотков поставил стакан на пол,поднял глаза на Гелю и начал говорить:
-Я пятнадцать лет в тюрьме отсидел. Три дня назад выпустили, а город чужой,и страна чужая,и денег нет,и ночевать негде,даже помыться негде...Я сам из Перми...Простите меня!
-Ничего,ничего,ты ешь,ешь,-уже мягко говорила Геля,-все мы грешные.А как же тебя без денег-то отпустили, надо было бы хоть до дома отправить...-она говорила,а сама внимательно рассматривала его,как бы увидев в первый раз.
 Осунувшееся небритое лицо выглядывало из воротника пальто,под которым теперь было видно несколько одетых один на другой джемперов.Шапка,надвинутая низко на лоб, закрывала верхнюю часть лица,откуда на неё смотрели уставшие и умные глаза.
 Гелю поразила его руки: неухоженные,грубые на вид, но с угадывающимися ранее тонкими пальцами, были покрыты ссадинами, какие обычно бывают у работяг при выполнении тяжёлых работ.Теперь же суставы пальцев и руки в области запястья были сильно деформированы и припухшие.Никаких наколок, которые обычно бывают у заключенных, она не увидела. Это обстоятельство увеличило его шанс к её расположению.
-Что же ты бутерброды не ешь, тебе же покушать надо.Наверно и выпил где-то на халяву, может и немного,но вон как опьянел!Я тебе денег на троллейбус дам. Ты всё-таки в дом милосердия подъедь,может тебя на ночь возьмут, зима на дворе...
- Да не поеду я туда!Я вот тут, в уголочке...
  Но Геля уже скрылась в квартире, а минут через пять появилась, держа в руках мелкие деньги:- На вот, здесь на два билета.Поезжай,-протянула она деньги,-надо ж тебе помочь.
  Взяв из её рук деньги и увидев  купюру белорусских денег номиналом в тысячу рублей, он с удивлением спросил:
- Это российская тысяча?
-Да нет, это- белорусская.Кто ж тебе российскую здесь даст, она же в сто раз дороже,-
улыбнулась Геля,- да, а лет тебе сколько?
-Пятьдесят два.
-Молодой ещё,у тебя всё впереди.Ты вот что, иди отсюда.Здесь оставаться тебе не рекомендую.В нашем подъезде два милиционера живут, если что- заберут,-продолжала Геля, вызывая лифт,-и смотри, в туалет  в подъезде не ходи, ты,всё-таки, человек...
-Нет,что Вы,-вполне уважительно и доверительно возразил пришелец,-а меня Лёша зовут. Дайте мне,пожалуйста,бутылку обычной воды, и я уйду.
 Геля теперь спокойно вошла в свою квартиру, быстро нашла пустую бутылку, наполнила её водой, вынесла Лёше.Увидев,что он так и не съел бутерброды,она собрала их назад в пакет, положила туда бутылку с водой и подала.Он взял пакет и, поблагодарив Гелю, подошёл к лифту.Она  быстро захлопнула за собой квартирную дверь и припала к дверному глазку.
 Лёша постоял немного, не дождавшись лифта и, видимо вспомнив,что ему ночевать всё равно негде, стал подниматься на верхний этаж.
-Ладно,-подумала Геля,- может ему повезёт и он проведёт ночь здесь.Куда он пойдёт?ХОлодно, темно, города он не знает...Спаси его, Господи!
 Она долго не могла уснуть. Неизвестная судьба случайного гостя не давала ей покоя.Что только не передумала она! И жалко его,и обидно за чёрствость тех, кто не обеспечил его возвращения домой, и пятнадцать лет просто так никому не дают, и ноги его совсем не по сезону обуты...Но успокаивала мысль, что он где-то здесь-под крышей...
               
                2.

Назавтра был воскресный день, и Геля решила сходить в Храм на утреннюю службу.
Она не считала себя оцерквлённым человеком,но три-четыре раза в месяц старалась сходить  в храм: за детей и родных помолиться,свечи к аналою с иконами поставить, помянуть своих ближних.Во время службы она ощущала радость быть среди этого многочисленного сообщества молящихся, слышать мягкое созвучие многоголосья храмового хора.
-Все мы грешные,-говорила Геля своим родным, которые никогда не ходили в церковь,-так хоть я одна за вас всех помолюсь.Господь милосердный, и меня за вас услышит!
 Поднявшись с постели, она уже не думала о вчерашнем случайном знакомом и спокойно собиралась: посмотрела, достаточно ли денег в кошельке, написала записки о здравии и упокоении,выпила чашку чая и, одевшись, открыла дверь.
 Первое,что ей бросилось в глаза,-отсутствие возле соседской двери того мешка с мусором, который вечером Лёша хотел забрать."Неужели он забрал?...Что он мог там найти?"- мысли её опять вернулись к нежданному посетителю.Она подумала о нём ,зная,что соседи из дома так рано выходят очень редко, и обычно их мешки с мусором стоят под дверями до полудня.
"Помолюсь за него. Вот ведь до чего дошёл человек!"- размышляла она по дороге.
...После службы Геля в благостном состоянии, три раза перекрестившись и отвесив у дверей поклон, вышла из храма. Погода располагала к прогулке, и она, остановившись недалеко от храмового двора, стала наблюдать за голубями, которые огромными стаями расположились на тротуаре и клевали щедро рассыпанный прихожанами корм.
  Геля уже направилась домой, как увидела Лёшу,идущего по дороге к храму и почти навстречу ей.Он шёл уверенно, быстро.Только втянутая в плечи голова, да обувь, несоответствующая сезону, выдавали его неблагополучие.
-Идёт просить подаяние,-решила Геля, а когда он поравнялся с ней и,увидев,что он трезв,спросила,-Так где же Вы ночевали?
  Лёша,несколько смутившись, внимательно посмотрел на Гелю и ответил:
-Да где-то в Лещинце,-назвав район,близкий к месту жительства Гели.
-Разве Вы не ночевали в подъезде дома на Солнечной?
-Нет,-что-то сообразив, медленно ответил он,-там жители вызвали милицию, меня забрали и отвезли в отделение,но проверив документы,отпустили.
-А в Лещинец как попал?-не унималась Геля.
-Да троллейбус подвёз,-ответил он, и тут же дружелюбно добавил,-а меня Лёша зовут.
-Слышала. Уж не в первый раз ты объявляешь мне об этом,-переходя на"ты", поддакнула Геля.
-А Вас как?
-Ангелина Васильевна.
-Я- из Перми.Только вот освободился. Теперь до дома надо добраться.
-И это я уже слышала,-и добавила,-  я родилась в Свердловске. Да вот жизнь свою здесь, в основном, прожила.Что ж ты не помнишь, как я тебя вчера в подъезде кормила?Сумку тебе с бутербродами дала.Где она?
-Так это Вы были?Нет, я Вас не запомнил.А сумка где,тоже не помню.
-Вот что,парень,отсидел ты своё, домой тебе надо. Только как ты в такой обувке до Перми добираться будешь?Тебя там кто-нибудь ждёт?- перешла Геля на дружелюбный тон, уже думая, чем ещё она может ему помочь.
-Да уж, обувь у меня никудышняя. Но ничего мне дать не могли.Нет у них в приёмнике обуви,всю разбирают.И размер мой 41-42,ходовой.
-Я попробую для тебя что-нибудь поискать. Всё-таки и родные, и друзья есть. Ты приходи сюда вечером,часов в пять, я постараюсь что-нибудь принести,-говорила Геля, тут же соображая, у кого она может спросить про старую ненужную обувь.И добавила, как бы размышляя вслух:-Все мы грешные...
  Уже вроде бы и пошла, да опять повернулась к нему:
-А ты ел сегодня?
-Ещё нет,-отвечал Лёша,довольный таким поворотом событий,-но сейчас схожу в стловую,что-нибудь перекушу.У меня и денег немножко есть.
-Хорошо,-успокоилась Геля и поспешила к автобусу.
   Пока Геля ехала до своей остановки, она перебирала в памяти всех своих знакомых, у кого есть в семьях мужчины с подходящим размером обуви, кто может отдать что-то, и войдя в квартиру,она тут же начала всех обзванивать.Но кого-то не было дома, у кого размер обуви был другой.Вскоре она прекратила свои поиски,направив мысли в другое русло,-старая бросовая обувь будет тоже, скорее всего,проношенная, а добрую никто не отдаст, поэтому надо купить что-то недорогое и тёплое.
  Прибросив,сколько денег осталось у неё до пенсии и сколько она может сейчас потратить, Геля вышла из дома и решительно направилась на рынок.
 Она видела раньше,где продавалась суконная обувь, и сразу подошла к нужному торговому ряду.Интересуясь ценами, рассматривая материалы, из которых сделаны предлагаемые продавцами ботинки, она по-свойски рассказывала о том,что в их подъезде ночует бездомный мужик,а у него на ногах совсем рваная обувь, и она решила купить ему что-нибудь на ноги-недорогое,но тёплое. Геля надеялась,что услышав этот рассказ, кто-нибудь уступит ей в цене.Но женщины-продавцы,глядя на непрезентабельное пальтецо покупательницы, по разному отнеслись к Гелиному повествованию: одни с недоумением, мол, баба-дура,другие с сочувствием, но никто уступать в цене не хотел.
 Геля выбрала тёплые суконные ботинки на хорошей резиновой подошве, потом подкупила войлочные толстые стельки и плотные хлопчатобумажные носки.Ботинки она взяла на размер больше, чтоб в случае мороза можно было поддеть толстые носки, или,как в портянки, завернуть ноги в газеты,что тоже хорошо держит тепло.Ей казалось,что она предусмотрла всё: и мороз, и оттепель, и возможный долгий путь Лёши до дома.Она была довольна,что уложилась в намеченную сумму, потому спокойно вернулась домой и,пообедав,прилегла отдохнуть.

                3.
   К назначенному времени Геля была у храма.Уже началась вечерняя служба, и она остановилась недалеко от крыльца, где из динамика лилось духовное песнопение.
  Вечер,как и вчерашний,выдался безветренным,светлым.Любуясь видом церкви в яркой подсветке, ёлками с нанизанными на ветках пластами снега, деревьями в инее, наблюдая за спокойно гуляющими людьми по аллеям прилегающего сквера,Геля волновалась, а придёт ли Лёша.
  Она уже направилась к автобусной остановке, как увидела его, быстро переходящего через дорогу и направляющегося к ней.
-Извините,-впопыхах бросил Лёша,-я,кажется,опоздал...
-Да уж,я хотела уходить.Но хорошо,что ты пришёл.Пойдём вон на ту скамейку, там людей мало проходит, ты там и переобуешься.
  Он послушно последовал за ней. Геля почувствовала хмельной запах и заметила:
-Зря ты пьёшь.Что,свободу почувствовал?Напьёшься где-нибудь, а у тебя и паспорт украдут, и документы.Так до дома не доберёшься.
-Да меня ребята молодые угостили пивом. Не смог отказаться.
-В том-то и дело,что падкие вы,мужики, на угощенье, а этим и пользуются те,кому надо.
 Они устроились на скамейке и Геля скомандовала:-Разувайся! И стала доставать из сумки свои покупки.
  Лёша начал разуваться. Мокрые узкие туфли не хотели слезать с ноги.И он долго стягивал сначала один туфель, следом за ним мокрый носок, потом второй, который тоже снимался с трудом.Поставил босую ногу на снег и удовлетворённо протянул:-Ааа...
  В это время Геля достала из упаковки носки,разорвала нитку,соединяющую пару,чтоб показать ему,что это новые,подала.
-Зачем же ноги а снег ставить,-запричитала она.-простынешь, а тебе до дома надо добраться.
  За то время,пока Лёша разувался, она увидела его ноги,на которых хорошо просматривались наколки. Раньше она слышала,что в тюремном мире они что-то обозначают,но что именно-она не знала.Но не наколки внесли в её сердце испуг,а форма ног:они были также,как и руки, сильно искорёжены болезнью.
  Чувствовалось,что Лёша снимал с себя туфли с каким-то необъяснимым удовлетворением:
- Не хотят туфли расставаться с моими ногами,прижились уже,-констатировал он.
-Ничего,расстанутся.Носки твои мокрые,бросай их вместе с туфлями. Вон урна...
 Лёша послушно выбросил всё и, с умилением глядя на свои ноги в новой обуви, блаженно произнёс:- Как тёпленько!
-Это тебе от Господа подарок.Его благодари.
 Лёша перерестился в сторону храма:-Спасибо тебе,Господи!
-А теперь садись-ка и давай подумаем,чем я ещё смогу тебе помочь,-пригласила Геля.
  Он послушно сел рядом.
Они говорили долго.Геля задавала вопросы и внимательно рассматривала его, а Лёша отвечал.
  В этом человеке не было ни расхлябонности, ни грубости. Геле казалось,что он волей случая мог оказаться в тюрьме. Она понимала, что перед ним она всего лишь пожилая  женщина,которая пожалела его, но что он думал и на что надеялся в дальнейшем,она не могла знать,как не знала,говорил ли он правду или просто то,что могло больше разжалобить доброе сердце.
 -За что же на пятнадцать лет-то? это же не слабо.Заработать хотел?- мягко и без пристрасия спрашивала она.
-Оружие продавал.Нашлись заказчики.Вёз из Тулы нв своём КАМаЗе, а меня здесь в Жлобине на развилке взяли, и загремел по полной программе.А уже всё было: и семья, и квартира, и дача...Меня у нас там, где я жил,олигархом называли...А теперь вот никто не ждёт.Разве только дочь...Но тогда-то она пацанкой была, а теперь ей-25.Дураком был!Жена ждать не стала, родители умерли...правда, квартира осталась.
-А позвонить ты дочери можешь?У тебя номер телефона есть?
 Он назвал имя и номер телефона. Геля попросила сказать ей свои данные:-фамилию,имя отчество, когда родился. Может,через программу"Жди меня"сообщить о нём,спросила она, но он эту идею не поддержал:-Да никто меня не ищет!Некому!
-1964год рождения, он-ровестник моему сыну,-подумала она,-а вчера сказал,что ему 52...Собственно,на столько он выглядит;
-Я позвоню твоей дочери,расскажу о тебе, а ты мне позвони,- и Геля назвала свой номер тлефона.
- Нет, я сам попробую ей позвонить,-и,как бы в подтверждение того,что у него есть возможность позвонить, Лёша полез за лацкан пальто и вытянул кошелёк,-денег хватит.
  Гелю удивил вид кошелька.Ей показалось, что она уже видела такой же: чёрный.кожаный кошелёк. В сумрачном вечернем свете он показался ей весьма добротным. Она спросила, откуда у него этот кошелёк.Лёша с улыбкой, как будто радуя Гелю встречей с давним знакомым,ответил:
-Я его в Свердловске купил, а потом он в моих вещах в тюрьме сохранился. Меня же здесь. из вашего города забирали, потом в Минской сидел, а теперь вот перед освобождением опять сюда привезли. Здесь вернули,- и сразу меняя тему разговора,спросил-А какое у Вас образование?
-Высшее,-ответила,удивляясь вопросу Геля,-я училась в Уральском университете и по специальности-экономист.Да теперь уже не работаю,старая уже.-улыбнулась Геля.
-А?-как-то удивился Лёша и добавил:-Когда Вы здесь в храме будете?
- Давай встретимся в среду!Я обязательно приду. Только ты,пожалуйста,ни у кого ничего не воруй, лучше попроси.Людей много добрых. А зло всегда наказывается.
Деньгами я тебе помочь навряд ли смогу, я же на пенсии, а в другом чём, по возможности,
 помогу.
 С этими словами Геля встала:-Давай прощаться!Зайди в храм, Бога поблагодари,- и она пошла к остановке, но оглянулась:-Ты вот что, никому о себе ничего не рассказывай. И о том,что алигархом слыл, тоже не говори,-и совсем утвердительно добавила,-
Не надо!
-Как же тёпленько!,-воскликнул ещё раз,вставая,Лёша и пошёл к церкви,обернулся,помахал ей рукой и крикнул:-Спасибо!

                4.
  После  встречи со своим случайным знакомым Геля никак не могла отвязаться от мыслей о нём:и жалела, и осуждала.Но,главное, о чём она размышляла, чем бы ей ещё ему помочь. Во-первых,думала она,надо собрать сумку для бани и отправить его мыться,снабдив  заодно деньгами и на парикмахерскую.Во-вторых, она знает насколько человек, через которых можно отправить Лёшу в Россию с дальнобойщиками, а может, сразу до Урала. От тюрьмы, да от сумы...-приговаривала она про себя.
  Уснула она с надеждой,что утром он позвонит, как обещал.
  Но Лёша не позвонил ни в то утро, ни в следующее.Не звонил он ни днём, ни вечером. Не пришёл он и в среду в храм,где она ждала.
 Наверно, уехал,- думала Геля,- а что ему здесь делать. Это и хорошо, пусть к дому пробивается.
 Но где бы она ни была, она внимательно смотрела по сторонам, не увидит ли где его.
  Так прошло две недели.
  В один из дней ей позвонила племянница и попросила забрать к себе из детского сада дочку- шестилетнюю Анюту.
  Геля с удовольствием выполнила просьбу. И вот Анюта уже бегает довольная по квартире бабушки Гели, кушает купленные для неё сладости и забавляет своими непрекращающимися рассказами.
-У меня тайна есть,-торжественно признаётся она Геле, прыгая по дивану.- Ты умеешь хранить тайну?-спрашивает она Гелю.
-Конечно,умею,-отвечает загадочно Геля и улыбается такой непосредственности девочки.
- Нас обокрали,-радостно сообщает Анюта,-но ты об этом никому не говори. Мама с папой сказали, чтоб я тебе об этом не говорила. А то они ругаться будут.
-Давно ли?-уже с волнением, но пытаясь скрыть его от ребёнка, спросила Геля.
-Перед дедушкиным днём рождения, но чтобы дедушка не расстраивался, ему ничего не рассказали, и тебе не велели говорить.
-Как же это случилось?
-Мама с работы пришла, пошла мусор выбросить, а дверь не закрыла. А потом оказалось,что её сумки нет.
- И что же лежало в её сумке?
-Ну...там...деньги,паспорт...
-Так и не нашли до сих пор?
-Нет, не нашли.
--А денег-то много было?-уже почти шепотом спросила Геля.
-Да много!Мама их только с карточки сняла. Наверно двести или триста тысяч.
  Геля обняла Анюту:-Я никому не расскажу твою тайну.
 Она вспомнила кошелёк в руках Лёши и добавила про себя:-Господи, спаси раба твоего!...
  Геле казалось,что она уже забыла о той встрече, и старалась не вспоминать всей её истории.
  Но ещё через две недели вечером зазвонил телефон, и в трубке она услышала тихий робкий голос:
- Это Лёша.
- Ты разве не уехал?- удивлённо воскликнула Геля,-что же ты здесь делаешь?
-Да я деньги на дорогу собираю. Получается не очень много.
- А где же ты ночуешь?
-В подъезде,- и уже радостно, убедившись,что с ним будут говорить, добавил,- Я нашёл тёплый подъзд, оттуда меня не выгоняют.
- На улице оттепель, слякоть, а ты во всём тёплом. Тебе, Лёша,уезжать надо.
-Я знаю,-и вдруг, как-будто только об этом и думал, уверенно предложил,-Может Вам помочь в чём надо, я сейчас...
- Нет,нет.-испугавшись такого предложения, прервала его Геля.- Ты приходи завтра утром в церковь, а я подумаю пока, чем я могу тебе ещё быть полезна.Так что до завтра,- прервала разговор Геля.
 Она положила трубку, пошла на кухню продолжить начатую работу, но опустилась на стул возле стола и задумалась.
-Надо помочь...-Геля опять вернулась к прежним мыслям, которые вынашивала ещё тогда,после первого знакомства с Лёшей,- обзвонить знакомых, найти дальнобойщиков,чтоб его забрали с собой в Россию...Но я же его толком не знаю, да и возьмут ли бывшего ЗэКа?
    Одна мысль за другой приходили в голову Гели,но она тут же большинство из них отметала.
-Вот в баню ему сходить надо,-решила Геля и подошла к платяному шкафу, достала  не новое небольшое полотенце, которое выбросить уже не жалко,но вытереться разок ещё можно; вытащила из-под белья единственную тёплую фуфайку,оставшуюся после мужа, и стала собирать вещи. Уложив всё,что она посчитала нужным для бани и может пригодиться ему в дороге, она ещё раз заглянула в шкаф,чтоб убедиться,нет ли подходящих, теперь бы очень пригодившихся мужских носков. Но таких на  полках не оказалось, а взгляд её упал на шкатулку, в которую, как в копилку, она складывала сэкономленные для будущей поездки на родину  деньги.
Геля взяла шкатулку, уселась с ней на диван и задумалась.
-Если Лёша собирает деньги на дорогу, сколько же дней ему ещё надо...и покушать тоже надо...-размышляла она, пересчитывая свои наличные;потом,решительно взяв из шкатулки тысячу российских рублей, подаренную ей племянником на день рождения, да добавив из своего кошелька полсотни тысяч своих, белорусских, она положила деньги в сумку,которую собрала для Лёши.         
Просмотрев имеющиеся съестные припасы, собрала пакет с едой,которая станет ему подспорьем в дороге.
- Я не буду ему ни о чём говорить, я просто отдам ему сумку и скажу,чтоб уезжал.- говорила про себя Геля, ложась в постель.Но уснуть она не могла,-встала, включила свет и начала писать Лёше записку, в которой она попросила его и в баню сходить, и советовала, как лучше и дешевле добраться до родных мест.В конце записки она попросила его больше не звонить, чтоб она была спокойна,надеясь,что он уехал.

                5.
  Геля пришла в церковь намного раньше намеченного времени.Она молилась Божьей матери и просила укрепить её в своём решении.Ведь надо помочь...
  Она пошла Лёше навстречу, увидев,что он ещё довольно далеко, и остановилась с ним возле автобусной остановки, что вполне её устраивало: там были люди и её разговор с человеком, имеющим вид,вызывающий вопросы, не был бы заметным.
  Геля издалека отметила,что на нём были другие брюки:намного длиннее, чем требовалось для его роста. Штанины,буквально, складками нависали над ботинками. Но когда он подошёл и встал рядом, она поняла,что он сильно похудел,а его лицо ещё больше стало проваливаться в воротник пальто.
-Штаны сваливаются,-отметила она про себя.
 Лёша встретился с ней радостно, как со старой доброй знакомой, и сразу же сообщил:
-У меня на билет до Москвы всего 6 тысяч не хватает.Я уже всё разузнал.
-Это хорошо.-согласилась Геля,- а дальше?..Москва- страшный город, без денег и документов там не продержаться. Там своих просителей хватает.
 Она протянула ему сумку:-На,возьми! Здесь всё тебе на дорогу...и деньги.Там, в конверте.
  Он достал конверт и открыл его:- Но это же много!
- Ничего. Тебе надо ехать. Не бомжуй здесь. Я прикинула, тебе на дорогу должно хватить.
  Лёша достал свой кошелёк, стал складывать в него деньги.
  И сейчас она увидела этот кошелёк совсем не таким, как в первый раз. Почему он показался  тогда таким новым?- Она посмотрела на Лёшу довольным взглядом,- значит это не он,- подумала Геля, вспоминая "тайну"Анюты.Внимательно посмотрела на заношенный воротничок старой,выглядывающей из- под ворота пальто, фуфайки на Лёше.
-И записка для тебя в сумке.Прочти внимательно.
 Лёша спокойно принял из её рук сумку:
-Спасибо. От всего сердца спасибо. Я сегодня уеду.
-Давай!И ещё,-Геля улыбнулась.-"Баранкин, будь человеком!", не подкачай! С  Богом...иди...А я здесь постою... и домой.
  Лёша повернулся и быстро пошёл в сторону вокзала.
 Геля была уже дома, когда он, всё-таки, позвонил:
  - Я прочитал Вашу записку. Я всё понял. Поеду мимо Москвы. Решил к дочери сначала, в Ярославскую область. И билет я уже взял. Вечером уеду. А пока пойду в баню!-завершил он разговор.
-Обязательно!-обрадовалась Геля.-обязательно,-повторила, как бы подтверждая сама себе тревожащую её мысль.
                ЭПИЛОГ

  Я поставила точку и позвонила Геле:
- Слушай,подруга,я о твоей истории с нечаянным знакомством рассказ написала.
- А ты хоть имена изменила?Вдруг кто-то из наших узнает,-испуганно прошептала она в трубку,- да и зачем?Чтоб рассказать,какие бабы-дуры есть?
-Нет.Затем,чтоб показать,что натура у нас,русских баб, не меняется: всё нам всех жалко, всем помочь надо.
-Я сейчас, скорее, динозавром себя ощущаю,-ухмыльнулась Геля и добавила:
-вчера ехала в троллейбусе, увидела паренька лет 21-23, выглядел он затравленным зверьком.По войлочной чёрной шапке и по одежке поняла, что только что освободили.В руках держал маленький полиэтиленовый пакетик с кусками хлеба. Место рядом было свободное, присела,пошутила. Он криво улыбнулся, но,видимо,я вызвала у него доверие, спросил, где находится Троицкий храм. А ведь рядом дом Милосердия. Я ему рассказала где выходить, как найти. И вдруг он прямо спросил, помогут ли ему там.Он сам из Калуги,освободился, а добраться-то до дома как?..Вспомнила Лёшку. Говорил же,что его в том доме не приняли. потому что он из России. Сказала парню, что не могу ничего утверждать, но ведь должны помочь. Теперь вот из головы он у меня не выходит...
-Ага,-подумала я после нашего разговора,-вот теперь я и закончу свой рассказ.
  Но не успела я его ещё подредактировать, как через пару дней мне позвонила Геля:
 - Только что вернулась с вечерней.Догадайся,кого я встретила?- и не давая мне возможности ответить,выпалила:-Лёшку!Я спросила его,что он здесь делает, ведь должен же был уехать. А он мне рассказывает, что у него в бане украли сумку, а в неё он выложил кошелёк с деньгами и билетом. Я,конечно, разозлилась вначале и спросила,как всё случилось. Он мне начал объяснять,что он сам добрый и не подумал, что в бане могут обокрасть. Но я его оборвала: можно быть добрым,но не глупым...И ушла.
  Геля засмеялась.
- Что с тобой,-спросила я,-ты сильно расстроилась:
- Да нет, я спокойна. Каждый отвечает за себя,- и снова добавила,-можно быть добрым, но не глупым...
  К кому относились её слова- к тому Лёше или самой Геле, я уже не поняла.   
               


               

 


Рецензии