Насмешка ангела

— Мам, ма-ма, — протяжно ныл Алексей.
— Что? — устало отозвалась мать, подняв измученный взгляд на сына.
Ему было уже восемь лет, а он даже иногда не умел сдерживать себя, постоянно требуя к себе внимание. Она прекрасно понимала, что вся беда в воспитании, но они с мужем просто не умели быть строгими родителями. Алеша отказывался понять, что время для капризов он выбрал крайне неподходящее. В этот день каждый год их семья навещала могилу бабушки, матери отца Алеши. Она умерла ровно десять лет назад. Ее близкие уже невольно забывали старушку с всегда добрым взглядом и дряхлым морщинистым лицом. Однако отец Алексея, Петр Андреевич, внимательно следил, чтобы двадцать седьмое сентября оставалось днем ее памяти. Он собирал свою семью, брата, двоюродного дядю с тетей и ехал с ними на кладбище, где они убирали мусор, сгребали опавшую листву, подправляли перекосившуюся перегородку, подкрашивали надпись на памятнике, выпалывали сорняки с могилы… А затем ехали к кому-нибудь на квартиру, поминали умершую да и просто общались. Других поводов собраться вместе, пожалуй, не было. Поздравлять друг друга с праздниками и днями рождений лишь по телефону уже давно вошло у них в привычку.
Алексей же этот день ненавидел. Ему никто не удалял внимания. Все были поглощены, как мальчику казалось, странным делом. Ради чего нужно наводить здесь порядок, если в течение года они на кладбище больше не появятся?
Мать спокойно выслушала очередные капризы Алеши, безуспешно попыталась его успокоить. Наконец папа оторвался от сгребания листьев и рявкнул на сына. Но мальчик даже не испугался, он хорошо знал характер отца, который просто не мог его по-настоящему наказать.
День выдался прохладным и пасмурным. Небо заволокли серые тучи. А холодный ветер неприятно дул прямо в лицо. Стоять на одном месте Алеше ужасно надоело. Он, наконец, решил воспользоваться тем, что взрослые так заняты, и улизнуть. Мальчик только третий раз в своей жизни был на кладбище. Любопытство осмотреть его постепенно взяло вверх над желанием добиться внимания родителей. Он осторожно вышел за перегородку и пошел вдоль ряда могил. Но ничего интересного Алексей не видел. Вокруг были схожие по виду могилы, памятники или кресты. Настроение у него портилось с каждой минутой. Мальчику было скучно, он замерз, а теперь его еще и начал мучить голод. Но вдруг внимание Алеши привлекла пара молодых людей, пришедших на чью-то могилу.
Марии и Александру едва исполнилось по двадцать семь лет, а им уже довелось испытать в своей жизни страшное горе. Они встречались еще со старших классов, но не спешили вступать в брак. Но когда Мария забеременела семь лет назад, родители молодых людей, заставили узаконить их отношения. У них родилась девочка, которую назвали Таней в честь матери Александра. Молодые родители души в ребенке не чаяли, но при этом оказались попросту не готовы к свалившейся на них ответственности. Девочка стала огромной радостью и в то же время тяжелейшим испытанием для всех. Марии пришлось оставить институт и сидеть дома с ребенком. Александру срочно искать вторую работу. Даже родители молодых людей тратили все свое свободное время, чтобы помогать им с внучкой. Когда Танечке исполнилось пять лет, жизнь постепенно наладилась. Девочка росла здоровой, ее устроили в детский сад. Мария вышла на работу, а у Александра наметились определенные успехи в карьере. Казалось еще немного, и они заживут так, как всегда мечтали. Но судьба оказалась к ним немыслимо жестокой…
Однажды Мария забирала девочку из детского сада. Они стояли на светофоре, мама крепко держала ребенка за руку, но вдруг у нее в сумочке зазвонил мобильный телефон. Мария отпустила Таню и потянулась за ним. В этот момент на светофоре загорелся зеленый свет. Ребенку уже объяснили на какой свет нужно переходить дорогу, и она побежала вперед. Танечка боялась опоздать на свои любимые мультфильмы, которые вот-вот должны были начаться. Мать не успела схватить ее за руку. Водитель темно-зеленой BMW опаздывал на очень важную встречу. Ему показалось, что на перекрестке никого нет, и он решил не останавливаться. Маленькую девочку водитель заметил слишком поздно. Все случилось моментально, визг тормозов и страшной силы удар, от которого Таню откинуло на десяток метров. Врачи оказались бессильны. Через несколько часов девочка скончалась в реанимации.
Мария винила во всем себя. Если бы она не отпустила Танюшу, ничего бы не случилось. Примерно через месяц после похорон у нее стали случаться припадки. Она застывала на месте и начинала повторять случайным образом, пришедшую ей в голову фразу, вроде: «Будьте здоровы», «Я слушаю», «Какая хорошая»… Руки у нее при этом дрожали, взгляд становился невидящим. Она ни на что не реагировала, лишь продолжала твердить одну и ту же фразу. Мария лежала в клиниках, ходила на приемы к психиатрам, пила дорогие препараты, но ей ничего не помогало. Со временем приступы случались все чаще и становились только сильнее. Она мало ела, почти не разговаривала, выглядела все время подавленной. Некогда красивая женщина угасала на глазах. Она худела, цвет кожи становился бледным, волосы начинали выпадать. Александр, когда понял что не в силах помочь жене, ушел с головой в работу. Он задерживался допоздна, чтобы как можно дольше не возвращаться домой. Жизнь молодой пары превратилась в настоящий ад.
Сегодня исполнялся год с момента трагедии. Александр пытался смириться с ней и жить дальше, но жена не позволяла ему. Мужу было очень тяжело приходить на могилу дочери, а вот Мария, напротив, только здесь чувствовала себя спокойнее. Внутри демоны словно отступали, когда она оказывалась на кладбище. Пока Александр пропадал на работе, жена ходила сюда очень часто, поэтому на могиле всегда было чисто и лежали свежие цветы. Но главное, что отличало ее от остальных, это надпись на памятнике:
Танечке от родителей

Проходившие мимо люди, заметив эту надпись, невольно задумывались, что же такое могло случиться, чтобы вопреки законам природы на месте, где должен лежать чей-нибудь дед или бабушка, оказалось еще совсем юное дитя.
Александр подошел к памятнику и положил цветы. Сзади послышался чуть хрипловатый голос жены:
— Спасибо… спасибо, — повторяла она.
— Ты чего, Маш? — спросил он, обернувшись.
Но жена продолжала повторять одно и то же слово.
— Понятно, — хмуро произнес Александр, у Марии начался очередной припадок.
Ему оставалось лишь ждать, пока он закончится сам по себе. Александр присел на лавочку, установленную рядом с могилой, и обхватил голову руками. Он даже и представить себе не мог, что однажды его жизнь может превратиться в такой кошмар.
— Спасибо… спасибо, — твердила Мария, слегка покачивая головой.
— Да, пожалуйста, — закричал на нее, приблизившись, Алеша, вложив в эти слова все скопившееся у него раздражение. — Вот дура!
— Что? — произнес муж, вскочив со скамьи.
Нервы у Александра были на пределе. Эта выходка капризного ребенка стала последней каплей. Алеша сразу понял, что этот мужчина отнюдь ни его отец и одними угрозами не ограничится. Мальчик бросился бежать. Александр погнался за ним, но Мария окликнула его:
— Саша, стой!
Александр остановился. Он понял, что ведет себя нелепо и оскорбительно. Разве можно бегать по кладбищу за каким-то мальчуганом. Александр вернулся к жене, но взглянув на нее, он поразился вдруг случившейся с ней переменой. Дело было не только в том, что приступ прекратился. Ее щеки порозовели, отрешенное выражение лица сгладилось, она словно воспряла. Мария обняла мужа и, положив голову ему на плечо, прошептала:
— Пойдем домой!
Александр взял ее за руку. Они вышли с кладбища и не спеша направились к дому. Муж чувствовал, как с каждым шагом ладонь жены становиться мягче и нежнее.
— Знаешь, у меня до сих пор перед глазами стоит эта страшная картина. Танечка выбегает на дорогу и…, — она замялась. — Ничего ужаснее я в своей жизни не видела…
Александр глубоко вздохнул, но это был вздох облегчения. Мария наконец заговорила с ним откровенно. Они провели вместе остаток дня, весь вечер и всю ночь. Впервые за долгое время Александру было не тягостно находиться рядом с женой.
— А сколько дали тому водителю? — осторожно спросила Мария, надеясь, что муж поймет, кого она имеет в виду и не придется уточнять.
— Один год, — коротко ответил он.
— Так мало! Значит, он скоро освободиться?
— У него был отличный адвокат, — пожал плечами Александр. — Да и это уже не важно.
Он рассказал ей немного о суде, во время которого Мария лежала в клинике. Затем она поделилась с ним мучившими ее кошмарами и образами. А после они предались воспоминаниям. Как они ждали свою дочурку, выбирали ей имя, как Александр забирал Марию с Таней из роддома, как они крестили ее, как она впервые пошла... Супруги разговаривали до глубокой ночи, пока совсем не устали. Тогда они растянулись на кровати и спали до полудня.
Проснувшись, Александр посмотрел в глаза Марии, прочитав в них тоже чувство, что испытывал сам. Вчера они словно сбросили тяжелейший груз со своих плеч.
— Все будет хорошо, — произнес он, поцеловав жену в губы.
Готовить им было лень. Супруги оделись и пошли в ближайшее кафе. Александр отметил, что к жене вернулся аппетит.
— А как ты думаешь, что это был за ребенок, вчера на кладбище? — спросила Мария, когда они, расплатившись, вышли на улицу.
— Не знаю, просто какой-то мальчуган, — ответил Александр.
— Мне кажется это был ангел. Он появился словно из ниоткуда, а затем снова исчез. Но после его слов мне стало намного легче.
— Возможно. Для меня главное, что ты снова ожила, — муж положил Марии руку на плечо и осторожно прижал к себе.
Алеша тем временем проснулся и устроил родителям очередной скандал из-за того, что не хотел есть на завтрак овсяную кашу.
У Марии больше никогда не случалось припадков. Спустя неделю она занялась поисками работы. Александр стал больше времени проводить дома. Постепенно их жизнь пришла в нормальное русло. Через два года у Марии и Александра родился сын, которого назвали Иваном. Теперь они уже были готовы к ответственности, которую должны принять на себя родители.


Рецензии