Школьное образование

«Школьное образование»

Глядя, на наше "великое и ужасное" школьное образование, так и хочется сказать : "Чем дальше в лес, тем толще партизаны!".

На мой, исключительно гуманитарный взгляд, любое дело начинается с отношения к нему, а любое обучение - с установления нормальных отношений между учителем и учеником.
Больше всего меня поражает нынешняя изначальная установка, видение и представление о том, что такое общеобразовательная школа, и чему, и как там должны обучать подрастающие поколения наших сограждан. Все это по-прежнему напоминает мне завод или фабрику по производству цыплят бройлеров. Но давайте разберемся по порядку.

Иногда (заметьте, лишь иногда) среди учителей встречаются милые,  позитивные люди, действительно разбирающиеся в предмете, который они преподают, и относящиеся к своим подопечным с подлинным  сопереживанием. Но даже эти милые люди не имеют права идти против "системы" и обучать детей тому, чему бы они сами хотели. Им приходится соблюдать, спущенный сверху план -  "шаг в сторону, попытка к бегству", и увольнение гарантировано. 
Какое удивительное количество непонятных, ненужных и совершенно абсурдных предметов все прибывает и прибывает в наши школы, а нужные предметы либо вообще отменяются, либо ведутся в совершенно извращенной форме.
В этом смысле меня всегда особенно поражал такой предмет, как Литература! Как может существовать такой странный предмет? Как можно обучать изучению чужого творчества? Это все равно, что обучать дышать.  Разве это не абсурд?! Я бы поняла, если бы детей обучали поэзии и прозе - это действительно развило бы многие их способности и сделало их души светлее и радостнее. Но тогда и вести такой предмет должны настоящие поэты и писатели, ну на худой конец критики, но никак не люди, которые всего лишь знакомы с творчеством других людей. Чему может научить такой человек? Как он может заразить детей этой великой страстью к чтению и письму? Недавно я была у своей наставницы по поэзии, Тахистовой Марины Васильевны. И она стала показывать мне свою новую (еще не опубликованную) книгу о том, как проходят ее занятия с детьми младшего школьного возраста в детской библиотеке. И хоть речь в этой книге шла в основном о разных сказках, мне захотелось самой иметь такую книгу - столько интереснейшей информации в ней содержится. Ни одному обычному учителю литературы и не снились такие познания! Естественно, если человек пытается сам что-то написать, то ему интересно, что писали до него другие люди. А если школьник сам никогда ничего не пытался написать, то на кой сдались ему все эти поэты и прозаики?
Физкультура  тоже хороша лишь до уровня старшего школьного возраста. А дальше, к гадалке не ходи, надо для девушек делать что-то вроде аэробики и с нормальным квалифицированным преподавателем, а не «надзирателем тюрьмы». И молодой девичий организм, это ведь не шутки, в самом деле! Если тренер дает неправильно рассчитанную нагрузку, то это может привести к серьезным травмам и отразиться в будущем на беременности и родах. Я уже не говорю о том, что все люди разные, и просто преступление – требовать от всех «стандартных» физических способностей, этих ничем не оправданных «физкультурных нормативов». Почему никто об этом не думает?!
А этот великий предмет О.Б.Ж., который сейчас оставили в списке основных предметов? Разве это не маразм? Только в пятом классе еще что-то на нем рассказывают «по теме», то есть, как кого забинтовать, как высосать змеиный яд и что делать при пожаре. А все остальные годы ученики расшифровывают эту абривиатуру, как «Общество Беременных Женщин», потому что на этих уроках все просто сидят и занимаются своими делами!  Доходит до того, что на нем начинают давать начальную военную подготовку! Может для парней это и имеет смысл, но когда учитель (старый вояка) требует от девочек в десятом классе вставать и отдавать честь…, это, по меньшей мере, странно.
А вот русский язык с десятого класса уже отменили! -  Начхать,  что в стране просто повальная безграмотность.
Но при этом у нас будет новый предмет – «Россия в Мире». Какая Россия в Мире, когда люди сейчас почти все пишут по-русски с ошибками?  Давайте, уж  тогда начинать сначала!
А вот алгебру с геометрией втюхивают детям до конца школы, как самое святое! Как будто все рождены великими физиками и математиками. А бедные гуманитарии при полном отсутствии расположенности к этим формулам,  должны  чувствовать себя глупыми и ленивыми, потому что, они получают  лишь плохие отметки по точным предметам. Это разве не издевательство над личностью? Безусловно, уметь считать на бытовом уровне  должен каждый,  но это изучают лишь до 8-го класса.
Самыми занудными бывают уроки географии. Это когда учитель говорит : «Открываем в учебнике 56-ю страницу и пишем конспект. На следующем уроке проверочная работа». И так каждое занятие. Кого заинтересует этот предмет при такой подаче? А читали вы эти учебники по географии? Даже Блаватскую читать веселее!
Вот уроки истории в школах всегда хороши и интересны, особенно если убрать эту манию запоминать абсолютно все числа и годы, когда кто-то что-то с кем-то куда-то. Понятно, что есть действительно значимые даты, и хорошо бы ориентироваться в том, что было раньше, а что случилось позже, но не зацикливаться же до такой степени на датах!
Про иностранные языки, это вообще, отдельная тема. Исключительно неправильная постановка процесса. Знаете, что получается потом? Этот бывший ученик встречает иностранцев и не может два слова связать, хотя знает все времена и правила! Но его так приучили в школе трястись над иностранной грамматикой, что он просто боится сказать неправильно, и что его не поймут. А прикол весь в том, что поймут, даже если ты в грамматике полный ноль! Главное, чувствовать себя расслабленно, убрать языковой барьер и иметь неплохой словарный запас.  Я даже знаю такие примеры, когда «особенно талантливые» русские едут за границу и говорят со всеми иностранцами по-русски, и их все понимают! А у нас в школах детям просто прививают какие-то комплексы неполноценности. Дети психологически не верят в то, что смогут понять иностранца или сказать ему что-то внятное. Отсюда мой вывод – вести иностранный язык должен иностранец, и упор стоит делать больше на сам процесс общения и на расширение словарного запаса. И еще обязательно должна быть у учителя любовь к этому языку, и все фразы он должен произносить эмоционально, естественно, а не так, словно сам в этот момент сдает экзамен.
Лично моими любимыми предметами в школе всегда были пение и рисование. Вот, кстати, что должно оставаться в основных предметах и идти до конца школы! Почему? Потому что это своего рода терапия для детей и подростков, это то, что их расслабляет, не дает часто болеть или впадать в  депрессии. Все знают, что на особо скучных уроках, многие ученики начинают рисовать – кто на листочках, кто  в тетрадке, а кто и прямо на парте. Это ведь происходит не случайно. Эти предметы обеспечивают здоровье человека, формируют в нем открытость и творческий склад ума.
Еще бы не помешали в школе уроки спонтанных танцев, вместо этих уродских дискотек, на которых учеников так и «прет» хлебнуть пивка или чего покрепче.
Я вообще, не понимаю, почему у нас есть, например, Аничков дворец пионеров, в котором дети ДЕЙСТВИТЕЛЬНО обучаются разным дисциплинам на высоком профессиональном уровне, из которого выходят настоящими специалистами и фанатиками своего дела, а в обычных школах этого не происходит?  Почему, в Аничковом дворце поэзию ведет член союза писателей России, а в школе литературу – выпускник Герцена? Почему в Аничковом все учителя знают о своем предмете в сто раз больше, чем те, кто чаще всего ведет предмет в школе? Почему в Аничковом учителя обращаются к своим ученикам на «Вы», а в школе не просто «тыкают», а еще и оскорбляют детей, унижают их достоинство? Почему в Аничковом дети ведут себя достаточно тихо и так по-взрослому, а в школах похожи скорее на малолетних преступников? Почему в Аничков дети идут всегда с радостью, а в школу, как на каторгу?
На самом деле, есть и другие, похожие на Аничков  места. Например на Петроградской, в доме детского творчества, есть «Школа гармоничного воспитания для девушек». Там обучают : парикмахерскому делу, косметологии, аэробике, медицине, психологии, этике, истории Санкт-Петербурга. Картина такая же, как и в Аничковом. Что мешает обычной школе перенять все эти плюсы? Пока что ответ очевиден – система.
Сограждане, давайте меняться к лучшему! Не пора ли, наконец, перестать делать из наших детей «роботов», «совков» и «распальцованных придурков»?  Сейчас рождается очень много необычных детей, творческих, действительно способных изменить этот мир к лучшему. Надо помочь им стать самими собой, стать по-настоящему счастливыми и реализованными, а не вешать на них наши собственные стереотипы.


Рецензии