Глубокая ночь. Достаточно веская причина

Глубокая ночь. Достаточно веская причина [Оддзау,  Адам (Адам Лукс)]


Я слышу Сеть. Сеть разговаривает со мной. Сеть, протянутая между людьми. Я сам назвал ее так, чтобы называть ее как-нибудь. Я не знаю, как ее следовало бы называть по-нормальному. Я не знаю, насколько нормально это все.
Я не знаю, как давно это началось. Это началось постепенно. Я не понимаю, что со мной происходит. Я не понимаю, зачем это происходит. Я не понимаю, зачем это происходит именно со мной.
Я узнаю имена людей прежде, чем они успевают представиться. Я слышу, каковы их намерения, если даже никогда не хотел бы их знать. Я вижу их желания заранее, еще до того, как они появятся. Я не могу описать этого как следует. Я даже не понимаю, что именно тут стоило бы описывать.
Я пока не понял, что мне с этим делать.

- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Мы с вами немного знакомы, совсем немного, мы стажировались в прошлом году на одной и той же базе. Вы довольно иронично все комментировали. Я имею в виду: вы очень обаятельно критиковали все, что там происходило. Я с удовольствием вас слушал. Почему-то я не сказал вам этого прямо тогда.
- Вы – Адам?
- Да. Я Адам. Я так и подумал, что вы должны меня помнить. Почему-то я так подумал.
- Рад вас слышать, Адам.
- Я тоже рад.
- Почему вы так странно выражаетесь? Удивительно было бы вас не запомнить. И разве вы чего-то не сказали? Нет, вы говорили. Вы то и дело высказывали... это... удовольствие от моих комментариев, так, кажется.
- Разве? Я высказывал?
- Да, конечно, всем своим видом. Если б вы не были таким внимательным слушателем,  я бы вообще ничего не произнес вслух. Мне... достаточно.
- Достаточно?..
- Да, конечно. Мне было бы достаточно собственно процесса наблюдения за действительностью. Мне вовсе не обязательно было облекать свои наблюдения в слова, в какие-то четкие вербальные формулировки.
- Четкие и вербальные? А... вы думаете цифрами?
- Нет, не цифрами. Но и не словами. В любом случае – произносить такие формулировки вслух, если нет конкретной исследовательской цели, мне было бы совершенно незачем. Но вы слушали меня так хорошо, что мне было бы даже немного стыдно сказать что-то, оскорбляющее ваш умственный коэффициент.
- Мой IQ?
- Да, по тому, как вы молчали, можно было понять... что ваш умственный коэффициент достаточно высок.
- Достаточно?
- Да, возможно, достаточно высок, возможно, чересчур высок.  Для того, чтобы выявить, имеем мы дело с «достаточно» или с «чересчур» - для этого нужно тестироваться, ну или... Мне бы хватило, если бы вы, например, повысили уровень своей разговорчивости на десять процентов.
- На десять? Всего-навсего?
- Ну, для начала мне бы хватило. Для того, чтобы начать тестировать. Хотя бы... а потом, может, вы разговорились бы. Я бы с удовольствием вас послушал. Наверняка, любые ваши комментарии будут интересными. ...Простите, Адам, я, кажется, должен был спросить, как ваши дела?
- Неплохо, совсем неплохо. А ваши?
- И мои неплохо.
- Вы ведь ученый? Я ведь правильно помню?
- Да, вроде того.
- Это не слишком бестактный вопрос?
- Нет, что вы. Бестактность... это такая вещь... Вы знаете, анатомия коммуникации – это один из моих любимых интересов.
- Анатомия коммуникации?
- Это первое определение, которое пришло мне в голову. Первое из самых коротких. Емкость и лаконичность. У нас, в конце концов, не научная конференция.
- В самом деле. У нас даже не телемост.
- Вы понимаете, о чем я? я вообще не являюсь сторонником условностей. Академизм и косность – это то, от чего мне сводит челюсти. Гм, слишком громко сказано, но суть вроде бы ясна.
- Это очередное приятное совпадение. Я тоже не люблю условностей.
- В самом деле? То есть, я, конечно, тоже считаю, что очень приятное.
- Вы знаете, мне кажется... в общем, я не собираюсь скрывать своего восхищения вами,  и – заочно – вашими исследованиями.
- Благодарю. Предметов моих исследований достаточно много.
- Достаточно?
- Да, а вы о каком-то конкретном?
- Я ничего конкретного не знаю... кроме того, что вы назвали сами.
- Вы об анатомии коммуникации?
- Вполне возможно. То есть, да, конечно. Вы говорили об этом еще тогда, еще в прошлом году. Два дня отираться на базе с человеком, а потом звонить ему спустя столько времени. Я волнуюсь. Да, конечно. Я об анатомии коммуникации.
- Вы волнуетесь?
- Да. Достаточно сильно.
- На самом деле... я прекрасно слышу, насколько вы волнуетесь. ...Хорошо, что вы не пытаетесь врать из вежливости. Это еще одна условность. Наверно... я тоже должен наплевать на вежливость и другие условности. Да, конечно. Простите, что, слыша ваше состояние, не спросил ничего раньше. Так в чем же дело? Вам нужна моя помощь? У вас ко мне какой-то вопрос? Или какая-то просьба?
- Да, возможно. Возможно, все три варианта ответа одновременно. Я не знаю сам, как давно это началось. И я не знаю, как мне про это рассказывать. Про что про «это» - тоже трудно сказать. Легче всего сразу и про все, конечно, говорить «не знаю». Я... могу описать, например, какие у «этого» симптомы. Симптомы есть – но есть ли заболевание? Неизвестно. Мне – неизвестно. Например... я понимаю, как зовут незнакомого человека, раньше, чем он представится. ...Кстати, так я и узнал ваш телефонный номер.
- И правда, как же вы его узнали? Вроде бы, я позаботился о том, чтобы его не было ни в одной базе данных? Вроде бы...
- Справочные... Люди, которые поднимают трубки, то есть отвечают на звонки, эти люди обладают именами. Я их имена слышу сразу. И сразу обращаюсь по имени. Обычно это действует... очень сильно: откуда ни возьмись появляется иллюзия, будто мы старые знакомые. Несоответствие, понимаете? Они же на работе, среди ночи, их имена никому не интересны, они – винтики какого-то механизма. А я обращаюсь к ним по имени. Мне очень нужно было позвонить вам. Любые базы данных составляются не автоматически. Или антибазы антиданных. В любом случае, какие-нибудь люди имеют к этому доступ. Мне пришлось развлекаться телефонным общением с незнакомыми людьми, довольно продолжительно, но это все мелочи, потому что я все-таки нашел вас. Мне очень нужно было позвонить вам, я не мог терпеть этого дольше. Человек очень одинок, вообще, а когда с ним происходит что-то необычное – он одинок тем более. Понимаете, имена – это только один из симптомов. Я могу рассказывать обо всем этом достаточно долго. И я всего лишь хотел спросить для начала: сведения, которые я могу предоставить, имеют для вас какой-нибудь интерес? Интерес исследователя, я имею в виду интерес исследователя. Для начала нужно этим поинтересоваться. Правда ведь? Нужно поинтересоваться. Я интересуюсь.
- Да. Представляют. Вы знаете, за последний год никакие сведения не производили на меня такого сильного впечатления, как то, что вы сейчас говорите.
- Я счастлив это слышать.
- ...Даже, может быть, за последние два года.
- Значит, я не напрасно...
- Все в порядке, не волнуйтесь. Как вы считаете... может, нам будет удобнее беседовать в моей лаборатории? Это же не слишком бестактное предложение? в одной из моих лабораторий... я не слишком утруждаю вас такой просьбой?
- Нет, что вы. Я не смел и мечтать. Что вы так сразу поймете меня, и так хорошо.
- Я тоже начинаю немного волноваться. Ваши сообщения слишком интересны. Я не могу быть к ним равнодушным. Ах, да, будьте готовы к тому, что мои сотрудники – очень вежливые люди, заранее прошу прощения. Условности нас окружают. Более или менее.
- Ничего страшного. И когда... куда... мне приходить?
- Когда? Да хоть прямо сейчас.
- Прямо сейчас? В половине третьего ночи?
- Да уж, действительно. Простите. Я не заметил, сколько времени.
- Нет, это я должен был извиниться, я ведь тоже не заметил, что позвонил вам так поздно.
- В этом нет ничего особенного, я часто работаю по ночам. Гораздо легче думается. Мало отвлекающих факторов. Итак... подождите, мы ведь живем не в одном и том же городе? Кажется, мы говорили об этом раньше?
- Да, мы живем не в одном городе, мы живем в соседних городах. Я могу добраться до вас... минут за пятьдесят. Или даже за сорок, если постараюсь.
- Разве вы знаете мой адрес?
- Нет, я пока не узнавал его.
- Вряд ли с адресом все так же просто, как с телефоном, у меня несколько адресов. Не теряйте на это время, лучше я пришлю за вами, если вы, конечно, хотите...
- Пришлете?
- Да, транспортное средство.
- Я не против.
- Ну и здорово. ...Можно, конечно, подумать, что мне просто скучно, но, уверяю вас, это не так. Вы... вы не представляете, насколько вовремя вы мне позвонили. ...Итак, вы не против транспортного средства?
- Я не против.
- Вы мне доверяете?
- А вы мне?
- Да... вы правы. Кажется, у нас нет особого выбора. Если мы оба выбираем кнопку «продолжить общение», значит, определенную степень взаимного доверия это за собой все же влечет... то есть, я правильно понимаю, мы же оба выбираем кнопку «продолжить общение»?
- По-моему, да. Я ведь ради этого и звоню.
- Значит... в девять утра вам подойдет?
- Даже очень. Давайте договоримся так: я буду ждать в девять утра на перекрестке...

Все очень просто. Все проще некуда. Кажется, я все-таки смогу понять, что со мной происходит. По крайней мере, я смогу начать изучение... исследование... понимание...
А номеров телефона у него ведь тоже несколько. Он, что, забыл? не заметил? притворился? Не люблю, когда меня недооценивают. Но все-таки, как мне кажется, здесь что-то другое, здесь что-то еще... Чистые намерения. Искреннее отношение. Может быть, просто вежливость? Сказал, что не любит вранья из вежливости.


Рецензии