Рабочая полночь. Следствие по разработанному плану

Рабочая полночь. Следствие по разработанному плану [Камиль Исигуро, Адам (Адам Лукс)]


- Вы не хотели бы поговорить о ненависти?
- Почему нет. Чем не тема для беседы. Учитывая давность и глубину нашего с вами знакомства – абсолютно уместная.
- Как вы считаете, ненависть – это оправдываемая эмоциональная реакция?
- По меньшей мере, объяснимая. Простите, но вас беспокоит какая-то конкретная ненависть?
- Можно и так сказать. Скорее всего, моя собственная.
- О, сочувствую. Наверное, очень выматывает?
- Да, выматывает.
- Вероятно, когда-нибудь изобретут лекарство от ненависти. Насколько я помню, ненависть способна причинять неудобства, сравнимые по силе с, например, выматывающей головной болью.
- И насколько же вы помните?
- Помню очень плохо, в последний раз испытывал ненависть, еще учась в школе, даже не в самых последних классах. Я на самом деле очень рад, что избавился от этой пагубной привычки.
- Привычки ненавидеть?
- Привычки считать ненависть эмоциональной реакцией, которая нормальна и естественна.
- Хм. А вы готовы поделиться опытом касательно борьбы с такой ненормальной реакцией?
- Возможно, я даже с удовольствием поделюсь с вами этой информацией. Такие чувства, как ненависть, недовольство, злоба – ничто иное, как защитные реакции, необходимые определенному индивиду на пути его приспособления к окружающей реальности. В том случае, если индивид уже приспособлен, эти реакции перестают быть необходимыми. То есть, индивид, конечно, может их оставить себе, как бы на память или для развлечения, но они не нужны ему как таковые. Вероятно, уже будучи школьником, я сумел в достаточной степени приспособиться к существованию в этой вселенной. Как видите, это можно довольно просто объяснить.
- Да, но в таком случае... не считаете ли вы и все прочие эмоциональные реакции совершенно ненужным довеском? Так сказать, абсолютно необязательными для того, кто сумел в достаточной степени приспособиться? Как, например, насчет радости? печали?
- Сложно сказать... Например, печаль – это состояние, которое очень сложно назвать удобным. И продуктивным. Ни тому, кто печален сам, ни тому, кто этого опечаленного наблюдает, нет никакой пользы от этого состояния, есть только вред. Так что... не вижу причин, по которым нужно было бы оставлять себе такую возможность, возможность печалиться, малейшую возможность разрешения на печаль. Что касается радости... знаете, у меня столько работы, что радоваться просто некогда. Но, наверное, я все-таки счастлив. Это, наверное, мое основное состояние.
- То есть? По-вашему, только такая эмоциональная реакция и должна выжить в результате эволюции?
- Вероятно, да. Скорее всего. Я именно так и считаю.
- Любая эмоциональная реакция, отличная от счастья, является ненормальной?
- Если говорить упрощенно, то да.
- Кажется, я не очень с вами согласен.
- Неужели?
- Вы знаете, если вы располагаете только эмоциональной реакцией под названием «счастье», то вы не имеете простейшей возможности сравнения. Вы вряд ли даже поймете, счастливы вы или же нет. Ну а если... если же вы не постесняетесь возненавидеть что-либо, то возможность сравнения у вас появится моментально. Тут вы и поймете, что счастье – это редкостная и запредельная вершина. У вас, наконец, появится возможность осознать, что же это такое.
- Ну да, все познается в сравнении, вы об этом? Ну знаете, по мне – это чересчур сложно. И как-то ненужно, опять-таки. Если вас послушать – получится, что каждого младенца необходимо отправлять в ад на стажировку, чтобы он стал человеком...
- Знаете, я уже действительно подумываю о возможной целесообразности таких действий.
- Но простите, может, вы просто ищете себе оправдание? Раз уж, как вы сказали, испытываете некую ненависть?
- Может и так. Посмотрим.


Рецензии