Ночь. Ясное небо

Ночь. Ясное небо [Камиль Исигуро, Михаэль Маркус (Джаггли)]


- Что-то не очень уверен, хочу ли с вами беседовать, но раз уж это я позвонил вам, так уж и быть, скажу «здравствуйте».
- Гм. Все нормально. Я уже двое суток сижу, положив ноги на стол. Так что спрашивайте, что хотите.
- Двое суток с ногами на столе...
- У меня апатия, потому что определенная мысль зашла в тупик.
- Какое совпадение.
- Да ну? Вы тоже сидите с ногами на столе?
- Нет, мне пока не до этого. Вообще, дело в том, что я уже слишком долго живу в окружении то убийц, то слабоумных...
- Кажется, я понимаю, о чем вы...
- ...Именно поэтому я даже с вами могу говорить спокойно...
- Ааааа! Я, значит, счастливое сочетание одного и второго?
- Да бросьте вы к словам придираться. Хотя, вообще, да, я считал так раньше, я так о вас думал. Теперь я уже мало чего понимаю. И я хотел поинтересоваться: что, по вашему мнению, является определяющим качеством человека?
- Ээээ... С точки зрения кого?
- Ну, представим, что  с точки зрения некого не-человека, «ангела смерти», раз уж  ангела самого по себе очень трудно представить...
- Подождите. Чтобы представить точку зрения не-человека, нужно сначала представить этого самого не-человека, то есть, сначала все равно придется представлять человека... ладно, мне нравится ваш вопрос.
- Да, я очень прошу вас, будьте серьезны. На самом деле мне совсем не смешно, я, наверное, почти в отчаянии. А то, что мы незнакомы, придаст нам силы быть максимально откровенными.
- И про мыслящий тростник вам, значит, уже не прокатит?
- Честно говоря, хотелось бы чего-нибудь посвежее. Ну, допустим, он, тростник, мыслит. Во-первых, с точки зрения другого тростника он мыслит извращенно, а с точки зрения «ангела смерти» не мыслит вовсе.
- Да уж, накладочка.
- Очевидно, что всем нужно на что-нибудь опираться. Один тростник опирается на другой тростник, и это, конечно же, слепо... Но понимаете, я уже завидую всем тем, кто верит, что ему хватает  такого объяснения, потому что мне-то его недостаточно. Я не понимаю, как можно находить причину для существования в том, чтобы являться подпоркой, инструментом для какого-то другого тростника.
- Да. Я понимаю, о чем вы. Причину – нет, нельзя в этом находить причину. ...Вы, сами того не зная, задеваете мое самое больное место.
- Простите, но мне уже не до мелочей. Мне нужно найти хоть одно доказательство – тому, что я не мертв, не убийца и не слабоумный.
- Перед вами сложная задача. Даже не знаю... у меня не синяя кожа, не шесть рук, я не играю на флейте. Ну, как вам, к примеру, идея поиска? Тот, вопрос, которым вы задаетесь, может, он и есть нечто определяющее?
- Вряд ли. Почему бы нам тогда не заняться самоизоляцией? Для наилучших условий поиска?
- Ха-ха. Ирония – хорошая приправа, и ведь для чего угодно. Возможно, нам предстоит пройти через самоизоляцию, потом через ее преодоление...
- Самоизоляция тоже никем не доказана.
- ...Вы упомянули «ангелов смерти». Допустим, тростник является инструментом не для другого тростника, а для антитростника. И здесь уже не нам судить.
- Великолепно. Не нам судить. Мы вернулись к стадии баранов. Чем всепрощение отличается от глупости?
- О! Чем всепрощение отличается от преступления? Мы сейчас и вправду вернемся... Но давайте не отвлекаться от уже намеченной логической цепи: по какой причине вас так сильно интересует то, что же именно определяет человека? Не потому ли, что вы уже хотите свернуть шею одному из них? И не знаете, кем станете, поддавшись такому желанию?
- Вы сами предложили не отвлекаться.
- Да. Я помню. Вы упомянули самоизоляцию. На мой взгляд, это отправная точка: мы осознаем, что изолированы, а дальше... живем с этой мыслью, или старательно ее выкорчевываем, или ищем пути преодоления. Пути преодоления самоизоляции... могут быть различными.
- Уж простите, но где-то здесь мне как раз и начинает мерещиться фигура псевдо-мессии.
- Да что вы! избранничество – это ведь что, это ведь судорожное отметание всякой возможности осознания самоизоляции. Стадия, не слишком отличная от стадии барана.
- Но все же отличная. ...Вы остановились на путях преодоления.
- Ага, я, значит, должен и дальше отвечать на ваш спрос предложением? Ладно, я попробую. ...Вы знаете, это зависит. Что я знаю о себе? Что я замурован в бетонный куб, определяемый сомнением относительно своей важности либо неважности, это моя динамическая проблема, динамический бетонный куб. Что в моем случае будет способом преодоления этой изоляции? Правильно, если я сочту неважным сам этот вопрос. Так... ну да, кстати, вы знаете, когда у меня это получается, я и вправду чувствую облегчение: «я и не важен, и не неважен», только так я способен почувствовать, что может скрываться за словом «безграничность». У вас же... вам, кажется, было не все равно, живы вы или нет?
- В частности. Ну ладно, допустим, мне это стало не важно. Хорошо. Я, допустим, ни жив, ни мертв. Но как быть с убийцами и слабоумием? Лично я не могу забить на то, убийца я или нет.
- Прекрасно, это называется «нравственный императив». Таким образом, человека можно определить как существо, способное к сознательному самоограничению. Неплохо! Способность к преодолению самоизоляции и способность к сознательному самоограничению – как вам такое сочетание?
- Черт знает что.
- Именно. Мы остались один на один с антиномичностью. ...Я вам говорил уже, что двое суток сижу, положив ноги на стол?
- Да, говорили.
- А знаете, почему?
- Вы сказали, что у вас апатия.
- А на самом деле – ничего подобного. Я сижу на одном месте только потому, что очень неусидчив по характеру.
- Ясно. Вроде бы ясно. Итак... Вы предлагаете мне остановиться на антиномичности? Определяющее свойство – способность к осознанию противоречий? «Проявите ко мне человечность» - значит «докажите мне, что я противоречив, и как можно более наглядно»?
- Чем не ответ?
- Да... Вполне... Может, я вам еще как-нибудь позвоню.
- Позвоните. Было бы неплохо. Только, знаете, вам желательно с этим поторопиться. А то я, того и гляди, могу заосознаваться до потери пульса.
- Такое возможно?
- Смерть от передозировки осознанием противоречий... вот и проверим, что тут возможно, а что – нет.
- Желаю удачи.
- О! Мне она пригодится.


Рецензии