Радуга для друга - отзыв читателя в ЖЖ

http://figourov.livejournal.com/2630.html

"Радуга для друга" (Михаил Самарский)
«Всех книг прочитать невозможно, но стремиться к этому надо!», - не помню уже, кто перефразировал на такой лад известное высказывание ловеласов, но я с ним категорически согласен. Не в смысле, что нужно читать все подряд, а в смысле – нужно читать и как можно больше! Просто для развлечения и отдыха, для саморазвития и образования, для волнения, сочувствия, других эмоций и чувств, в общем для себя, главное – читать. Если человек ничего не читает, то вопрос, что ему читать никогда и не встанет. А вот, если хоть капельку своего времени он на это тратит, тогда важным становится, как и почему попадают нам в руки те или иные книги.

Можно говорить о том, что ничего в этой жизни не происходит случайно, или даже больше, что все происходит по строго определённому плану свыше (об этом я уже много наговорил в предыдущем посте). Можно видеть в тех или иных случайных стечениях обстоятельств знаки судьбы, а можно принять тот факт, что какие-то вещи могут случаться с нами просто так. Так или иначе книги попадают к нам в руки, и того, какие это книги, зависит на самом деле очень многое. Это многое сложно пощупать руками и как-то еще заметить прям сейчас, оно не является каким-то сиюминутным изменением в нас, а является тем, что можно назвать воспитанием или развитием, а это уже заметно гораздо погодя.

До определенного возраста мы «читаем» то, что нам читают наши родители, здесь мы зависимы от мамы с папой, отчаянно пытаясь повлиять на то, что нам «читать», если нам книжка не нравится – мы плачем, нравится – слушаем всеми ушами и глазами. Пойдя в школу, мы получаем школьную программу и с ней ворох книг, про который Министерство образования (или что у кого было) решило, что нам надо их прочитать. Учителя от себя могут добавить что-то, чего нет в программе, иногда вопреки разрешению руководства. Еще есть советы друзей, тематические каталоги в интернете, реклама и еще очень многое, и от всего этого так же зависит наш библиотечный набор.

Я очень не хочу затрагивать здесь тему засилья «не той» литературы в книжных магазинах, эта проблема очень серьезна, и я, не будучи в ней достаточно подкован, просто не берусь рассуждать на эту тему, оставлю это профессионалам. Я верю, что чем больше хороших книг написано писателями, тем больше их попадет в руки их читателей. Как? Это другой вопрос. Говорят, что подобное притягивает подобное, и не важно людей ли притягивает к тем или иным книгам, или те или иные книги притягиваются к людям, или они (люди и книги) притягиваются друг к другу одновременно. Бог с ним, главное чтобы эти книги были, а притянуть их к себе человек так или иначе сможет. И я уверен, что именно те, что нужно именно ему.

Ко мне, например, в старших классах так притянуло книги Чингиза Айтматова. Уже не очень помню, были ли они тогда включены в школьную программу, или это наша учительница литературы их включила, но притянуло. По правде говоря, это были почти единственные книги, которые я тогда читал, проходя бодрым шагом мимо школьной программы и книжных полок вообще, ну разве что еще «Война и Мир» своей эпохальностью меня заворожила. Но «Плаха», «Буранный полустанок», «Белый пароход», «Пегий пес …» меня просто покорили. Я конечно же мало сейчас что помню в деталях из их содержания, но я помню основную мысль, которую я для себя вынес тогда из них. Человек – пусть и венец творений природы, НО всего лишь одно из ее творений!

 Для самой природы он совершенно одинаково ценен и любим, как и любое другое ее творение. И именно в этом и заключается основной закон нашего мира – в равновесной ценности всего, что составляет наш планету, для ее собственного благополучия. И, если человек это равновесие нарушает, ни к чему хорошему это привести не может. Царям природы, коими мы себя провозгласили, больше подобает заботится о своем мире, а не разрушать его. И я говорю не сколько о защите окружающей среды, разумном использовании природных ресурсов, это все очень важно, но это верхушка айсберга, я говорю об основополагающем аспекте этой заботы - о любви и доброте, с которыми мы должны относится ко всему, что нас окружает. Это касается каждого аспекта нашей жизни и каждого ее участника в равной мере.

Так случилось, что друзья наши меньшие, животные, живущие бок о бок с нами, людьми, первыми принимают на себя удар нарушения этого равновесия, и страдают от этой близости, хотя так же как и мы достойны любви и своего счастья. Но точно так же этого счастья и любви достойны и все люди, которые нас окружают. Во всем должно быть равновесие, добра и любви это касается в первую очередь. Очень грустно порой становится, когда люди, одержимые одной благородной идеей, например защитой домашних животных или сокращением промышленных выбросов, забывают про людей живущих рядом с ними, а порой и презирают их, если те вдруг не разделяют их взгляды или просто случайно попадаются им под руку.

Вот про ценность такого равновесия в отношении людей к животным, животных к людям, людей к людям в конце концов, и есть книга «Радуга для друга», написанная еще совсем юным, но таким уже «взрослым» Михаилом Самарским. Скажу сразу, что я сначала познакомился с ее автором, правда не лично, а в интернете, а потом уже прочитал его книгу, так как просто на просто обещал ему это сделать. Но как уже было сказано выше, никогда не знаешь как к тебе притянет ту или иную книгу.

У меня в голове до сих пор не укладывается, что Мише было тринадцать лет (ну или около того), когда он ее написал. Нет, не потому, что я в его возрасте даже представить себе не мог, как это можно написать сочинение больше, чем на 5-ти страницах, да еще и без ошибок (для меня это и сейчас проблема), редактора наверняка много их наисправляли перед выпуском и его книги в тираж. И не потому, что книга написана каким-то выдающимся стилем, просто хороший понятный русский язык без претензий к новому слову в нашей словесности. А потому, что мне не понятно, как пацану в 13 лет может быть так важно и близко то, о чем он пишет. Важно настолько, что он хочет это донести до других и делает это. Конечно же вопросы добра и зла, любви и ненависти в головах детей появляются в еще более раннем возрасте, у подростков они обретают уже совсем конкретные очертания, но чтобы вот так – снимаю перед Мишей шляпу!

Книга эта про собаку, про собаку, собаку-поводыря, чье призвание помогать слепому мальчику, быть его глазами в нашем непростом мире, мире, полном опасностей и таком неприспособленном для незрячего человека. Книга про то, как эта собака служит своему подопечному, любит или не очень его и других людей, любит или не очень других животных, переживает, боится, скучает, ждет и расстается. Книга про то, как люди, с которым эта собака живет, или просто, кого встречает на своем пути, любят или не очень ее и других животных, любят или не очень других людей, переживают, боятся, скучают, ждут и расстаются.

А теперь представьте, что книга написана от имени самой этой собаки! Поверьте, это делает ее еще более интересной. Вы когда-нибудь задумывались, что думают о нас братья наши меньшие? Прочтите книгу, многое узнаете. Нет, не нового, а того, что мы просто перестали замечать за собой, а собакам, тем более таким, это очень хорошо видно и очень порой непонятно. Миша через своего героя поднимает одновременно сразу несколько очень важны тем - как живется в нашем мире животным, которых мы когда то приручили?, с чем связано жестокое отношение людей к животным да и к людям?, как на самом деле живется в нашем мире инвалидам, которые по тем или иным причинам стали в понимании других «неполноценными»?, что можно и нужно делать, чтобы им жилось лучше?, и что вообще значит любить и помогать?! Вот человек в нетерпении рвануть со светофора сигналит, что есть мочи, инвалиду, не успевающему перейти пешеходный переход. Вот другой ворует эту собаку, понимая, что слепому без нее никуда, но она может стоить хороших денег.

Вот еще одни на потеху расстреливают ее до полусмерти из рогатки. А вот те, кто эту собаку подбирает, чтобы вернуть тому, кто в ней особенно нуждается. Вот те, кто в конце концов помогают слепому мальчику снова стать зрячим ... Люди, собаки, кошки, машины, дождь и та самая радуга, все это чертовски гармонично переплетается в этой небольшой по размеру, но такой большой по своему содержанию книге.

Я не буду пересказывать ее содержание, книгу конечно же нужно читать, но скажу, что нашел в ней очень много тепла, доброты и любви. Той любви, о которой я в Мишином возрасте читал в книгах Айтматова. Да я ставлю Мишу Самарского в один ряд с Чингизом Айтматовым! Да, конечно же, они – писатели совершенно разного уровня, а я и не хочу их сравнивать ни по какому-либо профессиональному их качеству. Просто для меня они оба в своих книгах несут любовь и доброту, и в этом они для меня одинаково ценны. Я не хочу рассуждать о том, кто из них крупнее, красивее и лучше написал эти любовь и доброту.

 Я хочу, чтобы таких писателей и просто людей было как можно больше. Я хочу, чтобы в книжных магазинах было как можно больше таких добрых книг, как книги Айтматова и Самарского, чтобы люди, а может когда-нибудь даже и собаки, могли их к себе притянуть и прочитать, и тогда любви, тепла и доброты в этом мире стает чуть больше.

Станет ли Миша в своей взрослой жизни профессиональным писателем или не станет, я не знаю, но я уверен, что, чем бы он не занимался в будущем, он будет делать это с добротой и любовью, и за это ему заранее огромное спасибо!

А пока дам почитать «Радугу для друга» своему старшему сыну, ему как раз сейчас столько, сколько Мише, когда он ее написал. Я думаю, мой поймет все правильно, книжка то хорошая.


Рецензии
Михаил, здравствуй!
Исправления я в "Ямочку" внес, а в "Самые сильные силы" вношу только сегодня, поэтому первых три главы отредактированы, - десять остальных отредактирую до вечера.
Решил прочесть отрывок твоей книги. Завтра вечером могу, поделиться впечатлением...
С уважением,
Олег

Олег Белоусов   19.07.2011 12:43     Заявить о нарушении
Спасибо. Буду ждать Ваше мнение. )))

Михаил Самарский   19.07.2011 12:59   Заявить о нарушении
Михаил, к сожалению, не нашел хотя бы отрывка твоей книги "Радуга для друга". По этой причине я ничего пока сказать не могу о ней. Буду богаче, то непременно куплю твою книгу в книжном магазине...

Олег Белоусов   20.07.2011 12:36   Заявить о нарушении