Этого в учебнике истории нет

Текст рецензируемой книги здесь:
http://www.proza.ru/2011/03/12/1933

                Этого в учебнике истории нет


В детстве родители приучали меня к труду, как мне казалось, насильственным способом. Так не хотелось копаться в земле, собирая за отцом картошку в ведро. Припекало жгучее августовское солнце, мухи и разная мошкара жалили нащадно, неприкрытые одеждой, руки и ноги.

– И кому эта картошка нужна? – возмущалась глупая маленькая девочка.

– Это ты лебеды не пробовала, а мы её наелись, – говорил отец и умолкал.

«Кто ж это лебеду ест, это сорняк, растет по мусоркам, – думала девочка. – Разве в магазине не было килек в томате?» И никак не могла понять, как это бывает, когда даже килек в томате нет...

Жизнь показала, как это бывает. Но это уже история поколения детей. А история отцовского поколения так и была не до конца понята. Да, несчастные люди, пережили голод. Говорят, что ели лебеду, жёлуди. Попробовала сама сварить желудёвый кофе... Нет, арабика лучше!
Что-то если и читала в литературе про голодающих советских людей, то это было скупо, словно редкими пунктирами обозначено. Нельзя!

Зацикливаться на таких темах было нельзя! Достаточно блокадного Ленинграда! От одного слова «блокада» мороз по коже до сих пор: слишком много оно впитало в себя людского горя, и создало стойкую ассоциацию с дневником Тани Савичевой, с матерью, кормившей только одного ребёнка, чтобы он выжил, со всеми съеденными кошками...

А тут попала в руки повесть воронежского писателя Леонида Артёменко «Год сорок седьмой»*, и я узнала много такого, чего ни в одном учебнике истории прочесть невозможно. Может, и стыдно мне, зрелой даме, не знать таких страниц из большой книги о жизни своей страны, но не стыдно признаваться в этом. Книгу ту мне читать не доводилось. А рассказы родителей про макуху, желуди и лебеду похожи на страшилки, которыми пугали в детстве, побуждая к труду. Да и есть ли где такая книга суровой и жестокой правды?

Леонид Петрович Артёменко, воронежский писатель довоенного рождения, добавил свои страницы в увесистый том горестных воспоминаний. Ему самому в то время было 13 лет. Подросток в возрасте юношеского максимализма, когда за идеалы можно идти хоть в огонь, хоть на Голгофу. Можно голодать со всеми вместе и не роптать, потому что «стране и так тяжело». И только напитывать свою память, чтобы потом, когда все забудут о том страшном времени, напомнить...

Книга «Год сорок седьмой» воронежского прозаика Леонида Артёменко повествует об одном из трагических моментов в истории нашей страны – голоде, последовавшем после засухи сорок шестого года. Во многом это – автобиографическое произведение, которое не оставит читателя равнодушным к драматической жизни его героев.

Повесть написана от лица Вани Плетнёва, пятиклассника, но назвать эту книгу детской – язык не повернётся. Теперешний ребёнок никогда не поймёт, почему в магазине нечего было купить, как можно есть сырую кукурузную муку, которую нечаянно, увлекшись вдыханием ее запаха, съела по горсточке соседка, пришедшая именно в момент, когда мать Вани молола завалявшуюся кукурузную кочерыжку.

«Я глядел на бабку, словно загипнотизированный ею, и не мог вымолвить слова. Вскоре я услыхал позвякивание твёрдых Явдохиных ногтей о металлическое дно миски, с ужасом осознал, что мука кончается, но и тогда не смог ничего сказать. Так я был поражён поступком Явдохи...» А объяснение этому поступку одно – голод. Да, это не блокадный Ленинград. Это голод в русской деревне образца сорок седьмого года.

«Бабка Явдоха вздрогнула, просыпала последнюю щепотку муки на выпиравший клином подбородок и на засаленную фуфайку, широко раскрыла забитый тестом рот и, не сводя с Анюты застывшего испуганного взгляда, вдруг по-детски, жалобно и горько заплакала...
– Деточки, простите меня… С голоду всё. Три дня макового зёрнышка…»

Такие строки никого не оставят спокойным. И детям нашим, вряд ли удастся понять, почему умерли две сестрички Васьки Барсукова, друга Вани Плетнева. Ведь девчонки даже «кашки» из рогоза поели.

«Шура и Нюра... вскоре повеселели. Весь день, до самого вечера, они живо разговаривали, вспоминали вкус и запах чистого ржаного хлеба, подсмеивались над своей худобой и немощью, даже частушки пытались петь. Уснули они поздно, всю ночь спали тихо и мирно, как мышата. Утром, наварив новой каши из корней рогоза, Прасковья позвала дочек, а они не откликнулись на её зов. Умерли от голода. Обе в одну ночь».

Не без горечи написана повесть «Год сорок седьмой», но отчего-то не возникает ощущения безысходности. Только укрепляется мысль, что переживший такие лишения народ, нелегко сломить. Патриотизму и стойкости духа истинных «наших», прошедших такие «горнила» и выживших вопреки всему, можно и нужно поучиться. Конечно, не приведи Господь, случиться чему-нибудь экстремальному... Но повесть Л. Артёменко учит, что надо жить, не смотря ни на что. Здесь каждая страница – пример для тех, кто уже ни во что не верит.

Если писатель садится за свои воспоминания о прожитой жизни, и ему не стыдно их рассказывать другим, значит, для него наступил момент обнажения души. Когда шелуха быта непонятным образом осыпается. Остаётся только голая правда прожитой жизни.

А она, эта правда – такая горькая.

Как желуди, упавшие с дуба.

Как лебеда с мусорных ям.

Как мерзлая и гнилая картошка.

Только вчитайтесь в простые и грозно реалистичные строки небольшой, но ёмкой повести «Год сорок седьмой».

Кто хочет знать историю нашей страны, нашей Родины не по учебникам истории, а по суровой правде, рассказанной живыми свидетелями времени, тому следует обратить внимание на эту повесть воронежского писателя Леонида Артёменко «Год сорок седьмой», только что вышедшую в серии «Воронежские писатели: XXI век», издаваемую Воронежским отделением СП России и представляющую довольно обширный пласт воронежской литературы начала двадцать первого столетия. Книги этой серии безвозмездно передаются в библиотеки области, где они станут хорошими помощниками для педагогов, библиотечных работников и всех, кто занимается воспитанием молодёжи, литературным краеведением.

___________________
* Артёменко Л.П. Год сорок седьмой: Повесть. – Воронеж: Река Времени, 2008. – 64 с. («Воронежские писатели: XXI век»)


Рецензии
Уважаемая Екатерина Ивановна! Прочитала Ваш рассказ о жутких страницах истории нашей многострадальной Родины. И вспомнила замечательное произведение на ПРОЗЕ.ру "О чём молчал наш старый дуб" Александра Яковлевича Иванова. Вот не пишут же наши историки-"умники" о таких вещах в школьных учебниках!
Скажу словами Пушкина:
"Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим...".
Хотя и настоящее порой приводит к шоку... Имею в виду НС- новые стандарты
для младшей школы: с этой осени учитель будет сам решать, по какой программе, с помощью каких учебников он станет обучать детей и сможет в полной мере применить своё творчество. Т.е. в каждой школе ребят будут учить чему и как захотят...
Повезёт детям в элитных школах. А остальным?...
Несмотря ни на что...Успехов!

Лада Пихта   09.04.2011 09:34     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Лада! Мне особенно приятно, что Ваши слова относятся не к моему произведению, а к повести недавно ушедшего из жизни Леонида Петровича Артёменко, одного из спокойных и "малозаметных" писателей воронежского отделения СПР. Жаль, что уже он не узнает об этой полемике. Для каждого писателя очень важно, чтобы его помнили, обсуждали им написанное...
Знаю, что Вы любите читать. Возможно Вы мало знакомы с литераторами Черноземья? Их страничка здесь "Река Времени", где я разместила все книжки серии "Воронежские писатели: 21 век". Может, что хорошего для себя найдёте.
С благодарностью,

Катерина Мос   09.04.2011 21:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.