На крыльях музыки

    В жизни каждого из нас бывают минуты абсолютного счастья.   И пусть порой они стоят немыслимого труда, нервотрепки, чьей-то черной зависти,  непреодолимых, казалось бы, препятствий, разве это цена за ощущение крыльев, уверено и торжественно раскрывающихся за твоими плечами?
      …Казалось, что он взлетит над сценой. Дирижерская палочка в его руках была живой, потому что каждое ее движение рождало Музыку.  И зрительный зал ощущал это, став на какое-то время единым существом, дышащим в унисон с оркестром.    По лицу дирижера можно было понять, что вот оно, счастье, за которым ни много, ни мало,  десять лет кропотливого труда.
        Оркестр под управлением Александра Николаевича Середы часто называют уникальным.   В нем мирно соседствуют, казалось бы «несочетаемые» музыкальные инструменты.  Есть в этом коллективе какой-то особый душевный настрой, который  порой трудно отыскать даже  в самых прославленных и часто гастролирующих оркестрах. Каждый из тех, кто внимательно следит за дирижерской палочкой Середы, независимо от возраста, опыта и профессионализма, служит одной цели – делиться с людьми ощущением полета, будить в них самые чистые чувства.
     Для Александра Николаевича слово «музыка» - особенное. Оно заключает в себе не только нотный стан, инструмент в руках и внимательные глаза его учеников. Музыка – это вся его жизнь.
     На днях в Климовской музыкальной школе состоялся юбилейный концерт, посвященный 10-летию оркестра.  На сцене детская  группа  «Фантазеры»  исполняет произведение «Эвенкийская картинка» из сюиты Александра Прибылова «Забайкалье мое». Над залом поплыли звуки загадочного северного инструмента хомуса, и лицо Середы осветила теплая улыбка. О чем вспомнилось ему?
… Томпонский улус Якутии, поселок Крест-Хальджай на правом берегу реки Алдан.  Население -  меньше двух тысяч человек, в основном якуты.  В бывшем доме председателя оленеводческого совхоза  расположена музыкальная школа. В ней всего четыре класса и две жилых комнаты, одна из которых выделена недавнему  выпускнику московского музыкального училища Александру Середе.
   Вот так, судьба играет человеком, а человек играет на …аккордеоне!  Заканчивая Климовскую школу № 2, Александр мечтал о поступлении в архитектурный вуз, все данные для этого имелись, несколько лет занимался в изостудии. Любимая учительница Татьяна Ивановна Пронина настоятельно рекомендовала ему «идти в математику», ссылаясь на его множественные победы в  городских олимпиадах. А Николай Иванович Павлюк, преподававший основы музыки в кружке при Доме культуры «Машиностроитель»,  с первой встречи с Середой понял, что у этого мальчишки впереди долгая и насыщенная творческая жизнь. Уже с пятого класса его ученик играл практически на всех духовых инструментах. В Подольской музыкальной школе Александр проучился всего три года, с ее первого курса сразу был переведен на третий, потом было Гнесинское училище, защита диплома…
    А в Якутию должны были ехать девчонки с его курса. Во время распределения  Середа вызвался добровольцем «осваивать Север».  Тем более,  что скоро  его должны были вернуть обратно в Климовск в связи с призывом на действительную военную службу.  Вызов на призывника пришел в Крест-Хальджай, как и было обещано в военкомате, но Якутия не отпустила молодого специалиста.
   «Работать надо, Саша, однако!» - сказал председатель оленеводческого совхоза. И Александр остался в поселке по ходатайству первого секретаря райкома Томпонского улуса.
     Рабочий день педагога музыкальной школы начинался ранним утром с обязательной  «зарядки»: нужно было набрать дров, просеять уголь, затопить котел. Водой для умывания служили куски льда, растопленные в чайнике. Потом приходили ученики.  Ноты для  занятий Александру приходилось  писать самому, не только для аккордеона и баяна, но и для  народных инструментов.   В маленькой школе в наличии имелись только фортепианные сборники нот.
   Много лет минуло с той поры, ныне  Крест-Хальджайская музыкальная школа считается одной из лучших в Республике Саха.   В районном центре Хандыга, куда Середу приказом министра культуры Якутской АССР перевели через год, он встретил свою будущую жену.   После свадьбы молодожены по совету друзей отправились на строительство Байкало-Амурской магистрали.
    И покатилась - понеслась жизнь на бескрайнем Севере. После шестнадцати лет обитания  в бараках Александр Николаевич с семьей наконец-то получил собственную квартиру. Но бытовые заботы никогда не мешали его творческому полету.  Девять «сибирских» лет он проработал директором Дома культуры «Геолог» и неоднократно, как в составе оркестра, так и лично, становился лауреатом всевозможных конкурсов.  Тогда же им был создан  хор  из геологов, геофизиков и медицинских работников, тридцать три женщины и один мужчина-солист.   Феноменальный народный коллектив  в 1987 году был удостоен звания академического,    подобное в Восточной Сибири  произошло впервые.
     Помнят  нашего земляка и в двух общеобразовательных школах Беркакита, где, наряду с преподаванием музыки, Середа вел уроки русской, якутской и  мировой художественной культуры.
     Огромный опыт, накопленный за двадцать четыре года северной жизни, стал достойным багажом в его работе по возвращению на родную подмосковную землю.
    В 1997 году в Климовской музыкальной школе появился новый педагог с удивительно знакомой «музыкальной» фамилией. До этого момента жители нашего города слышали ее в сочетании с именем Лидия. Мама Александра Николаевича -  Лидия Ивановна Середа  более пятидесяти лет пела в народном хоре «Русская песня» Дома культуры «Машиностроитель».
    А самое первое выступление оркестра под управлением А.Н.Середы состоялось 19 марта 1999 года. Как говорят сами педагоги, то выступление потрясло не только зрителей, но и профессионалов.  Особенно впечатляюще прозвучали  «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.Бородина и «Ария» В.Бибергана. По утверждению  очевидцев, оркестр звучал не хуже, чем в Большом театре. И это при том, что все партии, как для инструментов, так и для голосов были написаны Александром Николаевичем на слух, а  единственной подмогой в его работе послужили обычные грампластинки с записью этих произведений.
   … Юбилейный концерт шел своим чередом. Александр Николаевич с видимым удовольствием представлял участников оркестра, самыми добрыми словами говорил в адрес тех людей, которые не жалели ни сил, ни личного времени в деле становления коллектива.  Девяносто три фамилии прозвучало со сцены, две из них -  Владимира Казакова и Виктора Желудова -   зал почтил минутой молчания, отдавая дань уважения музыкантам, которых уже нет на этой земле. 
     Оркестр можно сравнить с большим организмом, в котором все взаимосвязано. А когда к инструментам добавляются человеческие голоса, то звучание его кажется совершенным. Весь концерт на сцене работала вокальная группа в составе Е.Ноздреватых, В. Пушкаря, О. Евтюшенковой, И. Сагайдак, Н. Таскина, А. Лапушкова, А.Ноздреватых.
     Сидящая рядом  в зале незнакомая  женщина взволновано коснулась меня рукой:
   - Слушайте! Сейчас будет звучать «Аве Мария»! – и добавила: - Прежде, приходя на концерты оркестра, я всегда занимала место на верхних рядах, чтобы лучше было видно всех, кто находится на сцене. А сегодня вот оказалась на втором ряду и не жалею об этом. Я смотрю на Александра Николаевича и вижу, как он чувствует каждую ноту, каждый звук, и это просто удивительно!
    Торжественные,  завораживающие волны «Аве Марии» накрыли замерших зрителей. А когда стих последний аккорд,  зал взорвался аплодисментами.  Поднявшийся на сцену  настоятель храма  Всех Святых игумен отец Федор,  поздравляя оркестр с юбилеем, вместе со своим благословением передал Александру Николаевичу икону Казанской Богоматери, дабы хранила она тех, кто так искренне исполняет не только светскую, но и духовную музыку.
   Самые любимые и дорогие сердцу зрителей произведения  звучали в этот вечер со сцены. Такие, как вальс из кинофильма «Берегись автомобиля», щемящая мелодия из сериала «Цыган»,  песни «Соловьи» и «Баллада о матери».
   Демонстрировали свои таланты и совсем юные участники оркестра. Одна из них, учащаяся музыкальной школы  Надя Смирнова уже хорошо знакома климовчанам.   Кроме мастерского владения синтезатором, Надя отлично поет, что она и продемонстрировала зрителям, исполнив песню «Рок на переменке», написанную А.Середой и Э.Лозовской.   И еще о двух произведениях, созданных в соавторстве Станиславом Гарновским и Эммой Лозовской, венчающих юбилейный концертный вечер, хотелось бы сказать особо. Это два гимна, один из которых посвящен музыкальной школе, другой – городу Климовску. Инструментовку и аранжировку обоих  произведений сделал А. Н. Середа.  Нужно было видеть, какая громадная эмоциональная отдача шла из зрительного зала! Так люди реагировали на настоящую любовь к родным местам, облаченную в слова и музыку.
     Впереди у уникального музыкального коллектива большая творческая жизнь. И даже если состав оркестра  будет другим, не страшно. Как говорит А.Н. Середа, дети рождаются  не только для продолжения рода, они рождаются для продолжения хороших дел.


Рецензии