От Рейна до Гудзона. Люди и судьбы

               


               

               Вместо предисловия:
      
      
       Как мало все таки человеку надо! Сегодня, когда в мире, где поочередно возникают братоубийственные войны и политические конфликты, в России-матушке творится чиновничьий беспредел. Каждое ведомство, пытаясь поднять свою значимость, вмешивается в дела друг друга,  все построено на наглом вранье так,что верить никому не хочется. Бюрократия, приняв объем вирусной эпидемии , не хочет ни за что отвечать, а только жить вольно и красиво.Приходится грустно констатировать: народу от этих самых демократических перемен лучше не становится.  И действительно, каждый сегодня выживает в одиночку. Одни стресс заливают водкой,другие с утра до ночи крутятся как белка в колесе,  в поисках хлеба насущного, третьи жируют на Канарах и «Куршевелях» щедро, разбрасываясь валютой. Каждому, как говорится, свое! ...
    ...Четырнадцать лет назад, когда Россия была захлестнута волной бандитского беспредела, я,как и многие другие соотечественники, уехал в  Западную Европу в поисках лучшей жизни. Однако, не хлебом единым сыт человек. Можно иметь крышу над головой,холодильник, полный продуктов,телевизор,компьютер,другую оргтехнику с прибамбасами, а душа остается пустой от сознания того,что ты здесь чужой. В эмигрантской среде не принято запросто заводить дружеские отношения. Подавляющее большинство  бывших соотечественников сторонится и не доверяет друг другу. Очень редко, если кто-то сходится между собой по тем или иным интересам. И даже земляки из одного города, порой, сторонятся друг друга, предпочитая жить взаперти в своих квартирах.
     Вот и я,часами продавливая диван, сидя  у голубого экрана телевизионного ящика, часто обращаю свой взор назад, в бесшабашную Ленинградскую юность,где у меня остались друзья школьного детства, бывшие сослуживцы и коллеги, с которыми волею обстоятельств были прерваны контакты в связи с отъездом из страны.
     Я не случайно начал этот очерк со слов: «Как мало человеку надо в этой жизни!»
    Природа,требует к себе любви,  и человек чувствует себя дискомфортно без живого общения.  Ничто не может заменить  эти прямые контакты: ни связь  через компьютер,ни телефонная линия, и даже не , потесненная передовыми технологиями , почта.
     Я очень часто вспоминаю своих  друзей юности. Со многими я потерял контакты еще в той жизни. И мне  прибавляет в кровь адреналину часто звонить в Петербург, Москву,другие города России и мира, с кем у меня сохранились товарищеские и деловые отношения. Непосредственно из школьных друзей, я практически со всеми потерял  связь. С момента окончания школы прошло уже около полувека. Единственный однокашник, с кем  я по жизни еще не потерялся, до сих пор живет в Петербурге. Иногда мы с ним перезваниваемся по телефону, а вот с другим...
      Об этом друге мне хотелось рассказать особо. Мы с ним довольно близко сошлись  в первом классе и не теряли дружбу до окончания средней школы. Потом наши дороги разбежались в разные стороны. Мой однокашник ступил на актерскую стезю,поступил в театр-студию при Ленинградском  театре юного зрителя, а я двинул в Сибирь за романтикой строительных будней...
      
       ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ...

      Одиссея моя по просторам Восточной Сибири закончилась возвращением  в Ленинград. Я прошел в Красноярском крае хорошую школу жизни,закалил свой характер и вернулся в родной город молодым журналистом. Именно там,в Сибирской глубинке я приобщился к репортерскому перу. В Ленинграде мне сразу же нашлось место литературного сотрудника в одной многотиражной газете.
      Как-то летом,в июльскую жару, я столкнулся на Кировском проспекте лоб в лоб с бывшим однокашником Сашкой Долиновым. Лицо его лоснилось от пота и он хрустел мороженым-сахарной трубочкой. Не виделись мы прилично-больше четырех лет. Сашка выглядел таким же неунывающим , как и прежде. Улыбка-рот до ушей,светящиеся глаза и быстрая стремительная походка, никакой вальяжности. Мы прижались с Сашкой к барьеру сквера и стали болтать. Он рассказал мне о том, что окончил театральную студию и получил назначение в Рязанский театр для детей. Мне тоже было о чем поделиться со старым другом. За моими плечами была  школа самостоятельной жизни, в которой я вкусил и радость тяжелого труда строителя, где основным орудием были лом и лопата, и авторучка,которая стала моим талисманом. Как токарь не может обойтись без штангенциркуля, так и я , ступив на журналистскую стезю, уже не мог обходиться без фотоаппарата и авторучки.
     Подумать только! Еще вчера мы были школьниками. Вспомнился далекий 1953 год и праздничная школьная линейка. В первом классе у нас было исключительно мальчишеское братство, девочки присоединились к нам лишь спустя год. Саша выделялся  своей супераккуратностью. Чистенький выглаженный костюмчик, ровно подстриженные волосы. Саша сидел за партой и жадно ловил взгляд  нашей первой наставницы. Учились мы почти все ровно и слыли хорошистами. А чем дальше в лес, тем больше дров. Я это к тому, когда мы стали чуть постарше, то стали и шустрее,и развязнее,словом, раскомплескованнее.
    После окончания пятого класса, так сложились семейные обстоятельства, отец перевел меня в другую школу, однако это ничуть не мешало нам с Сашкой общаться. Я частенько прибегал к нему во двор, где мы часами гоняли мяч, да и он не забывал меня. Мы  подолгу шлялись по пыльному городу,общались с уличной шантрапой и таким образом постигали жизнь...
   Та случайная встреча на Кировском летом тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года оказалась последней на моей памяти.. Сашка очень торопился куда-то и мы разбежались , каждый по своим делам. Думали, какие наши годы! Земля она круглая! А тут живем в одном городе, да что в городе, в одном районе, всего в двух кварталах друг от друга. А вот как получилось, не встретились...
     Шли годы. Я переехал в другой район, женился. Текучка захватила меня всего. Родилась дочь. Опять заботы. Днем-работа, вечером-учеба. Сашка не давал о себе знать. И только в конце семидесятых годов от другого своего однокашника Николая я узнал о том, что  Долинов рванул на свою историческую родину в Израиль. Во времена железного занавеса, который имел место во время правления коммунистического режима, частная переписка с друзьями из другого мира не поощрялась.  Частенько, когда я попадал по случаю на Петроградскую сторону, то непременно заходил в Сашкин двор и кидал взгляд на его окна на третьем этаже. Тот же-двор-колодец, та же обшарпанная кирпичная стенка. Только детишки уже другие гоняли по кругу на великах, и воздух был наполнен их бойким разноголосьем...
   В  середине восьмидесятых годов я сделал робкую попытку через одного знакомого журналиста, который жил в Израиле, найти Александра. Спустя некоторое время тот сообщил мне от том, что дал объявление в русской газете, но пока никто не откликнулся. Нужно набраться терпения и ждать...
  ...Календари  стремительно теряли свои листки. И вот на дворе уже  последнее десятилетие двадцатого века. Несколько позже этот период романтично назовут «лихими девяностыми» Почил в бозе Советский Союз. В стране начался открытый бандитский передел. Заводы и фабрики остановились, замерли стройки. Я в то время трудился в стройиндустрии и занимал средние командные позиции-руководил субподрядной строительной организацией. Заказов не было. Налоги были выше крыши. Нужно было делать выбор: или мириться с голодным существованием и «паханским» беспределом, или...    Эмигрировать из страны не хотелось, но все же пришлось. Страх за свою жизнь взял верх. В пятьдесят лет, когда ты  нажил и житейский и трудовой опыт,но оказался никому не нужным, сыграл важную роль отрезвляющий обух по темечку В переносном смысле.. Я подал документы в Генеральное консульство Германии и вскоре оказался за кордоном...

      ТВОРЧЕСТВО-ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО ОТ СТРЕССА...

    Я не буду подробно описывать первые шаги в новой стране, об этом очень понятно и доступно изложено в моей первой книге «Германия глазами петербуржца» Скажу только! Занятие литературой стало для меня очень эффективным лекарством. Первой моей крупной покупкой,когда я оказался в стенах своей квартиры в Кельне, была не кровать,а телевизор, а второй-компьютер. Диван я купил значительно позже, предпочитая спать на матраце. Труд у меня был изнуряющим. Завод, где я трудился простым подсобником, находился на другом конце города, и мне приходилось подниматься каждое утро с петухами около четырех утра. За восьмичасовой рабочий день так надломишься,мама не горюй!  Я работал на штамповочном прессе и за смену вместе со старшим напарником  мы перелопачивали до двадцати тонн полосного металла. Домой придешь, ноги ватные, в голове гудит... Тут ни до чего, быстрей бы в люлю. Зато все выходные дни были моими. И я писал. Короткие новеллы, рассказы, афоризмы. Рассылал их в разные газеты и журналы. Было долгое гробовое молчание. И наконец, я дождался. Одна газета опубликовала рассказ, журнал-новеллу. А спустя примерно полгода получил предложение о сотрудничестве с Европейским приложением газеты «Аргументы и Факты»
    С тех пор прошло десять лет с хорошим хвостиком. Я уже довольно хорошо освоился в Германии. Меня здесь знают и публикуют. В моем активе –  солидная библиография-девять книг и полтора десятка брошюр. О газетных и журнальных публикациях говорить не приходится, их количество перевалило за пять сотен. С одной стороны-жизнь на чужбине состоялась, с другой-как много хочется еще сделать. И каждый день я начинаю с того, что сажусь перед монитором и нажимаю на «клаву»  У портного и писателя есть общая профессиональное  кредо: «Ни дня без строчки»
   У меня же девиз чуть другой: «Ни дня без странички»  И я плохо себя чувствую, если день прошел без творческой нагрузки. Это самая настоящая болезнь, вирус какой-то заразный, однако я безмерно счастлив от того, что до сих пор не выбит из седла и продолжаю заниматься любимым делом. Теперь я на собственной шкуре убедился:бывших  журналистов не бывает...

                ПОЭТ И ПУБЛИЦИСТ: ВСТРЕЧА В ЭФИРЕ

     Рабочий день у меня обычно поделен на две части. По жизни я жаворонок. Довольно рано поднимаюсь и сажусь к монитору. До завтрака успеваю просмотреть почту,ответить на письма, разослать предложения о творческом партнерстве в другие русско-язычные редакции планеты. А после завтрака и часов до двух дня начинается творческий процесс. Итак, почти изо дня в день. И я настолько привык к такому рабочему графику,что чуть что пошло в сторону и я  начинаю ощущать себя больным, сказывается  хроническая творческая зависимость. Она меня захватила похлеще наркотиков.
   И вот, в одно мартовское утро я получаю письмо от  одного из учредителей газеты «Провинциальный интеллигент» Автор послания предложил мне поближе  познакомиться с тканью своего издания и дал интернет-ссылку, где бы я смог пролистать страницы газеты вживую. И о, Боже!  В одном из номеров случайно наталкиваюсь на мужчину с интеллигентной бородкой. Всматриваюсь в лицо и узнаю знакомые черты. Глазами «сверлю» текст. Так и есть! Лицо и фамилия автора совпадают. Мое сердце стучит от волнения. И вот, когда я  закончил чтение резюме, понял: редакция этой газеты сработала оперативнее известной программы «Жди меня» Да,это оказался тот самый Александр Долинов, который растворился в тумане и дал о себе знать только спустя долгих сорок три года. Меня нисколько не удивили вехи творческого пути Александра. Ведь артисты-это особенные люди,наделенные Божьим даром перевоплощения. И то, что помотало его по свету, как осенний листок по мостовой,в этом тоже ничего не было сверхординарного. Никому не в диковинку тяжкий и грязный труд на чужбине. Все с этого начинают. Однако, поразился я другому. Бывший мой однокашник предстал передо мной совсем в новом качестве. Я никак не мог представить его в роли поэта. В школьные годы он не подавал признаков поэтического дара. Все мы сочиняли всякую ерунду, пусть и рифмованную, а вот осмысленные пронзительные поэтические строчки.... Словом, Долинов открылся передо мной совсем с другой стороны...
    Отложив все свои дела в сторону, я принялся читать его стихи. Читать придирчиво. Хотелось за что нибудь зацепиться. Не смог! Стихи бывшего однокашника оказались преимущественно глубокими и  зрелыми. Первый шок от встречи с одноклассником прошел. Теперь встал вопрос. Как же его отыскать в реале? И опять мне на помощь пришли неравнодушные и сердечные люди, делающие газету «ПИ»  Учредитель Сергей Пашков вывел меня на главного редактора Петрозаводского издания Дину Лебедеву, а та, в свою очередь, на литератора Нину Большакову из США. Она –то и переслала мне номер мобильного телефона Александра Долинова. Это было в 16 часов Берлинского времени. Тут же я позвонил по Американскому номеру. Сюрприза, к сожалению, не получилось. Очевидно, госпожа Большакова подготовила Александра к нашей беседе.
   ... На другом конце провода я услышал до боли знакомый голос. И это через сорок с лишним  лет. Сашка купался в это время в бассейне, однако звонок мой все-таки услышал.
Первым делом,волнуясь я спросил у него о том, есть ли в доме программа «скайп»?
    Долинов объяснил, что находится в гостях у друга в штате Флорида. Скайп, конечно, же есть,какая жизнь без этой программы?.... Через  полчаса я уже сидел, пришпиленный к креслу и вглядывался в экран монитора. Сашка предстал передо мной, все в той же, узнаваемой бороде и теми же искрящимися глазами. Разговаривали мы с ним очень долго. Вспомнили почти всех однокашников,рассказали друг другу о себе, поделились творческими планами на будущее. И вот ведь что удивительно! Долинов еще тогда знал о том, что что я становлюсь на тропу публициста, а я , наивный,все время  представлял своего друга за «баранкой» такси, и то, эту версию мне подкинул лет двадцать пять назад один из наших общих знакомых, который  и сейчас продолжает жить в Питере. Сашка и поэт-это просто не мыслимо, однако после прочтения его стихов в газете «ПИ» пришлось поверить. И порадоваться за друга тоже.
       Когда наш с  ним разговор в видеоэфире подошел к концу, я поднес к экрану коллекционную бутылку старого армянского коньяка и выдохнул:
       До встречи, братка! И не важно, в Кельне или Нью-Йорке! Главное, что эта встреча вскоре обязательно состоится. И мы разопьем с тобой этот чудный пузырь...
   Экран монитора погас, я грустно улыбнулся и подумал. Вот ведь как бывает. Улыбка, которую мы подарили друг другу на той «первоклассной» линейке до сих пор не погасла, значит еще жива наша дружба. Пожалуй,верно замечено: это святое чувство локтя чаще рождается в детском возрасте,в школьные годы, на студенческой скамье и в годы службы в Армии. И то, только потому, что она,эта самая дружба не замешана на корысти. Она ,как правило,чиста и хрустальна. И как хочется  сохранить ее до самой гробовой доски. Не думаю, что это желание странное и большинство соотечественников меня поддержит: дружбой  следует дорожить! И не только. Уметь дружить-это тоже настоящее искусство!...
  И в заключение не могу не привести  строчки из одного искреннего стихотворения Александра. Все они пропитаны любовью к России,своему народу и,конечно, же к родному языку:

  ...Над Амуром ходят тучи,
  Над Нью-Йорком - облака.
  Нету ничего могучее,
  Родного языка.
  Ты один мне и опора,
  И поддержка в трудный час.
  Я тобой вовремя спора
  Часто пользуюсь сейчас.
  Что вы там не говорите,
  Но поспорить я готов -
  Ни в английском, ни в иврите
  Нет таких прекрасных слов...
  На чужбине, в отдаленьи,
  Вдруг сознание моё
  Обнаружило значенье
  Многих смыслов буквы "ё"...

   Как говорится,ни убавить,ни прибавить!...


   Кельн , Германия , 2011.
 
     P-S: Подробнее ознакомиться с творчеством поэта Александра Долинова можно на литературном портале : Стихи.ру


Рецензии