2009 год. Украина. Агроцеха по-ильичёвски

Украина
АГРОЦЕХА ПО-ИЛЬЧЁВСКИ
Эксперимент по смычке города и деревни: удача или поражение?
Николай СТАРОДЫМОВ

Как же трудно, оказывается, сегодня писать об Украине, не затрагивая политических вопросов! Как же глубоко, и, главное, как споро въелось в наше сознание противостояние с этой самой близкой нам по крови страной – осколком СССР. И параллельно – боль в душе от этого осознания противостояния.
И в первую очередь боль от осознания факта, что Украину мы уже потеряли. Точка невозврата пройдена, граница между нами материализовалась:  граница, проходящая как по политической карте, так и по душам наших народов. Звучит это, быть может, и излишне патетично, да только чего уж там этой самой душой кривить – размежевались мы, размежевались окончательно и бесповоротно.
Впрочем, речь пойдёт о делах в первую очередь далёких от политики. Хотя, понятно, и от политики никуда не денешься – всюду она, лапушка, достанет.
Итак, в течение многих лет я регулярно бываю в Донецкой области, в частности, в Мариуполе. В 90-е, самые мрачные годы развала всего и вся, даже тогда сельские нивы здесь выгодно отличались от российских: худо-бедно, но поля обрабатывались, урожаи снимались, стада, пусть и заметно поубавившиеся поголовьем, всё же паслись, а селяне производили продуктов столько, что и себе хватало, и в город на рынок имелось что вывезти. Что ни говори, а украинский крестьянин – великий труженик, да и земля на юге Украины благодатная…
Право же, глаз радовался, когда автобус ехал по трассе Мариуполь–Запорожье, а по обе стороны от асфальтовой ленты тянулись бескрайние поля подсолнечника, кукурузы, капусты или злаков, размежёванные стройными лентами защитных лесополос. Вот ведь сумели же сохранить сельское хозяйство, - думалось.
Ан оказалось, что не все так прямолинейно в этом вопросе, как высаженные комбайном ряды подсолнухов, послушно поворачивавших полные пахучих семечек обширные блюда цветков вслед щедрому южному солнцу. У местного аграрного процветания имелся вполне конкретный благодетель, и имя ему было отнюдь не  «государство».
Одним из самых крупных предприятий Украины является расположенный в Мариуполе металлургический комбинат им. Ильича. Этот промышленный исполин производит самую разнообразную продукцию (металл, прокат и др.), которая большей частью идёт на экспорт, принося немалую прибыль в казну города, области, да и всей Украины. Вполне понятно, что и само предприятие является структурой отнюдь не бедной. (Нынешний кризис больно ударил, конечно, и по «Ильичу», но это уже другая история). И в какой-то момент руководство комбината решило, что в условиях современного зыбкого рынка ограничиваться одной лишь металлургией не следует.
…Задним числом судить о содеянном легко. Ведь известны последствия, к тому же мы можем оперировать информацией о дополнительных факторах, повлиявших на конечный результат. Провидеть же будущее дано немногим. А выстроить перспективу, и при этом сделать все необходимые поправки на могущие возникнуть препоны в ходе реализации задуманного – вообще практически невозможно.
Так вот, «Ильич» на излёте 90-х годов минувшего века приносил прибыль, был своего рода оазисом относительного благополучия на общей промышленной карте Украины. И комбинат начал разрастаться, формируя своего рода империю… Нет, не империю в классическом виде, потому как это предполагает паразитирование  метрополии на колониях, в то время как «ильичёвский» проект объединял структуры, которые, по замыслу авторов идеи, должны были стать единым организмом, в котором все работают на благо всех. Потому будем слово «империя» употреблять исключительно в качестве рабочего термина… Так вот, в «ильчёвскую империю» входят: мариупольский аэропорт и собственная авиакомпания, завод по строительству и ремонту морских судов, городские молочный и рыбоконсервный заводы, страховая компания, сеть ресторанов, кафе, баров и других точек «общепита», спортивный клуб, причём футбольная команда «Ильичёвец», выступает в высшей лиге… И этот список можно продолжать очень долго. Всего в «империи» работает около 100 тысяч человек, более половины из которых – собственно на комбинате.
А вот чтобы кормить рабочий класс, руководство комбината предприняло следующий шаг. В окрестностях Мариуполя, а также в Крыму были скуплены 67 (по официальным данным) развалившихся и обанкротившихся совхозов и колхозов. Этим хозяйствам, не будет преувеличением сказать, сказочно повезло, над ними капризная Фортуна щедрой рукой просыпала полные пригоршни манны небесной.
Эти хозяйства теперь стали называться агроцехами завода им. Ильича. Они производили столь нужные городу продукты питания, и за это тут же получали живые реальные деньги, которых селу всегда не хватает. В агроцехах выращивали зерновые и бахчевые, фрукты и овощи, даже грибы и цветы, разводили скот и птицу, а также рыбу, производили молоко, масло, мёд, и даже сборы лекарственных трав… На промышленных предприятиях «империи» «дары села» реализовалось по цене ниже рыночной. Соответственно, и заводские столовые кормили рабочих по более чем умеренной цене.
В то же время в сёлах, оказавшихся в числе облагодетельствованных комбинатом, «Ильич» строил стадионы, ремонтировал школы, прокладывал дороги. Соседи с завистью наблюдали за тем, как счастливчики пользовались благами развитого капитализма. Да и не только наблюдали – мгновенно сообщали «куда следует» о малейших подмеченных, скажем так, «фактах». Все мы помним лозунг «Всё вокруг колхозное – всё вокруг моё». Ведь действительно: в брежневские времена принести что-нибудь с колхозного поля на селе не считалось воровством. Так вот, в агроцехах воровство было искоренено напрочь! Чтобы кто из трактористов показался на работе не то что пьяный – похмелившийся!.. Чтобы кто плохо вспахал (собрал урожай, обслужил технику)!.. Это было немыслимо! В условиях, когда селяне вокруг жили гораздо хуже,  за каждое рабочее место в агроцехе держались двумя руками, ибо на каждую появившуюся вакансию всегда имелся десяток кандидатов.
И это ещё не всё. Оперившись, встав на ноги, агроцеха начали проводить относительно независимую экономическую политику. Сегодня многие из этих хозяйств выступают на сельхозрынке Украины как достаточно надежные самостоятельные партнеры. Некоторые из них ведут торговлю и с Россией.
Вместе с тем, даже в лучшие времена руководство комбината подчёркивало, что содержание собственного агрокомплекса  приносило «Ильичу» только убытки. А когда его материальное благополучие пошатнулось, под угрозой в первую очередь оказались именно агроцеха. И сегодня они ощущают заметно.
...Уж в чём причина неудачи, кто его знает – в том должны разбираться более компетентные люди. Быть может, кризис подкосил. Может, авторы идеи разочаровались в своём детище, убедившись, что овчинка оказалась дешевле выделки, и прекратили дотировать село. А то включились некие объективные экономические механизмы, которые не позволяют успешно функционировать столь разномастному  хозяйственному механизму… Кто знает! Судя по всему, начиная эту затею, руководство комбината рассчитывало, что именно многопрофильность «империи» поможет обезопасить её от всевозможных катаклизмов. Как показало время, выгоды от этого симбиоза оказались не столь впечатляющими.
Сегодня руководитель и фактический владелец комбината им. Ильича Владимир Бойко открыто ратует за национализацию своей «империи». Что касается агроцехов, то сегодня это уже не те процветающие хозяйства, что были всего несколько лет назад. Конечно, стадионы и школы остались, а вот финансовый ручеек, втекавший сюда, заметно обмелел. Судя по всему, вообще весь этот эксперимент по смычке металлургического комбината и «совхозов» XXI века себя исчерпал.
Или всё же нет? Официальные данные о функционировании этих «капиталистических хозяйств» (капхозов – по аналогии с совхозами) свидетельствуют о том, что основания для осторожного оптимизма всё же сохраняются. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что сегодня, когда «Ильич» испытывает весьма серьёзные финансовые проблемы, он пошёл на продажу акций ряда весьма перспективных предприятий – а вот агроцеха не тронул.
И ещё – напоследок. Злые языки утверждали, что вся эта затея – слияния под одной дланью металлургического гиганта, обслуживавших его угольных шахт, химических, судостроительных и пищевых предприятий, аэропорта и автотранспортных хозяйств, тех же агроцехов – всё это делалось с вполне корыстной целью. Якобы руководитель этой «империи», начиная свой путь в политику, таким образом пытался добиться популярности у электората. Быть может, я скажу крамольную вещь, и всё же… Давайте взглянем на вопрос под иным углом зрения. Если человек стремится во власть, созидая при этом что-то новое, создавая рабочие места, совершив попытку (пусть и не совсем удачную!) вырваться из раз предначертанных представлений, каким должно быть промышленное производство, быть может, это и не самый худший вариант политика… Ведь куда чаще мы видим, что к власти стремятся люди, которые ничего, кроме как критиковать действующую власть, не умеют. 
Впрочем, комментировать слухи – дело неблагодарное. А вот другой прогноз выглядит серьезнее.
В украинских СМИ кочует версия, что руководство «Ильича» специально придерживает под рукой агроцеха с видом на перспективу. Якобы в обозримом будущем на Украине должны произойти изменения в земельном законодательстве, в результате чего плодородные почвы  этого благодатного края резко поднимутся в цене. И вот тогда огромные функционирующие латифундии «империи» можно будет смело пускать с молотка, разом вернув все вложенные в них средства.
Как будет с агроцехами в будущем – покажет время. Но право слово, нечто рациональное в этой идее видится. Во всяком случае, я не раз бывал в селе, которое попало в число счастливчиков. И видел, насколько выгодной оказалась эта смычка для села. Да и городу, куда поступали дешёвые плоды земли, это не может быть невыгодно.
И вот именно над этой кооперацией нависла угроза. Рухнет она – и по законам рынка и диалектики, кто-то, несомненно, выиграет. А вот в проигрыше, как водится, останется почти сто тысяч рядовых рабочих и крестьян, да плюс их семьи. Впрочем, к такому повороту событий никому уже не привыкать.


Рецензии