Акварель однажды утром

Смотрите текст рецензируемой книги здесь: http://www.proza.ru/2011/03/12/2077




Акварель однажды утром

Баранов В.А. Жили-были други прадеды: Повесть. – Воронеж: Река Времени, 2009. – 64 с. («Воронежские писатели: XXI век»)

Валерий Баранов как вполне сформировавшийся писатель заявил о себе рассказом «Однажды утром». Написал его автор уже после окончания сценарного факультета ВГИКа, и поэтому чувствуется влияние науки, полученной в Альма-матер – настолько «киногеничен» этот небольшой рассказ. И если нашёлся бы хороший режиссёр, мы смогли бы увидеть хороший фильм из времён расцвета Советского Союза. Когда жили только тем, что вмещает в себя один день, и планов особых не строили – не на чём их было строить: зарплата в шестьдесят рублей, очередь за молоком, обшарпанная мебель и отсутствие какой-либо воды в кране...

Всё обыденно и просто, и так узнаваемо даже в наши дни, когда давно уже не стало той системы... За этим незатейливым бытом мы замечаем действующих лиц, потребителей такого жизненного уклада. И прорисовываются их лица, характеры, даже жизненная философия. Вот домоуправ, пожилой человек, которому вдруг в разгар лета снится апрельская капель. Вот Тоня Белозубова, ей «тоже... нужна вода, и даже больше, чем всем... А вода была нужна не просто так, потерпела бы, если бы просто так. Вода нужна была для «первого дела», потому, что известно: мужика с дороги вымыть – первое дело». А вот толстая коротконогая старуха, выталкивающая из двери бездомную собачонку...

«Этот человек, управдом Пётр Иванович, в полусне уже вспомнил, что слышал капель в детстве. Он вспомнил, как прижимался к стеклу носом, смотрел на неровный жестяной отлив с пленкой льда, и эта пленка то прозрачно сверкала от растекшейся капли, то вновь тускнела...» И мы, простые читатели, придирчиво пытаемся вспомнить хотя бы одного управдома, которому бы снились поэтические образы из детства, навеянные звоном капели, и не можем вспомнить. (Да, получается, что живые управдомы, давно не помнят своего детства. Они ведут себя так, будто они родились сразу за столом с бумагами, счётами и чернильным прибором из мрамора. А вместо детсада и школы они сразу заняли скрипучий стул с резной спинкой где-нибудь в кабинете ЖЭУ, ДЭЗа, или ещё в какой конторе с загадочными буквами на вывеске).

Жирную коротконогую старуху, пинающую бездомную собачку возле двери своего подъезда, – это мы видели и не раз.

И Тоней Белозубовой в состоянии «о ч а р о в а н и я», наверное, чувствовала себя каждая женщина, когда после долгой разлуки возвращался муж. (Именно так, в разрядку, написал это слово автор, чтобы мы смогли всё же отличить просто очарованье при созерцании, например, осени, как у Пушкина, и внутреннее состояние о ч а р о в а н и я женщины). Тонин «мужик» не был дома целый год. А почему простой шофёр не был год дома? Ясно, что отбывал срок. И вот вернулся. И носится с утра пораньше Тоня то к домоуправу, чтобы срочно давал воду, то в очередь за молоком, то в кулинарию за фаршем...

Всё просто, незамысловато, иногда слишком. И как бы бесхитростно и непритязательно ни изображал своих героев писатель, они реалистичны и узнаваемы в нашей действительности даже сегодня. Не втягивая читателя в свои размышления о вечном и в сетования на жизнь, автор, как будто несколькими мазками пишет картину утра.

Акварельное письмо Валерия Баранова вполне соответствует картинке с натуры, и даже волшебные свойства акварели остаются. Какие бы мазки ни накладывал художник, под слоем краски всегда светится белая бумага. В ней – ясный день, солнечная полянка, капель во сне старого домоуправа. И каким бы неприглядным ни было это «однажды» из прошлого, остаётся светлая грусть по безвозвратно ушедшим временам.

Как и в акварелях, в произведениях, составивших эту небольшую книжицу, светлая и чистая основа просвечивает. Это и художественная манера автора, и его человеческая душа, и доброта характера. И как не сожалеть о том, что Баранов – писатель, которого очень мало и редко допускали к массовому читателю. Видно у «толстых» журналов было на него забытьё. И теперь он как бы заново предстаёт перед читателями – от первой публикации 1972 года рассказа «Однажды утром» и напечатанной в «Подъёме» двадцать два года спустя повести «Жили-были други прадеды».

Небольшая повесть «Жили-были други прадеды» переносит читателя и в дореволюционный период, и в дни Великой отечественной войны, и в советские годы застоя. Обращаясь к памятным страницам своей семьи, писатель создал очень ёмкое по времени действия произведение, важнейшей мыслью которого является историческая и родовая преемственность поколений. Автор призывает не забывать, что в нашей стране почти каждая семья была причастна к военным кампаниям двадцатого века, и что защищать свою Отчизну – дело чести всех её сынов.

Книга Валерия Баранова «Жили –были други прадеды» стала одиннадцатой в серии «Воронежские писатели: XXI век». Серия основана два года назад. Издаёт её книжное издательство «Река Времени». И если воронежские писатели, независимо от принадлежности к творческим союзам, захотят издать свои труды в этой престижной серии, они могут делать попытку. При этом, жанры могут быть самыми разными – стихи, проза, критика, публицистика, драматургия...

Екатерина Мосина, ответственный редактор серии книг «Воронежские писатели: XXI век».


Рецензии
Я прочитала и вижу профессиональную критику.
Мне интересно, спасибо Вам.

Вам добрых пожеланий, Вера.

Дочки-Матери   08.09.2012 04:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера, рада Вам. Заходите ещё.

Катерина Мос   08.09.2012 17:21   Заявить о нарушении