Рассказы детские и недетские

                ПРЕДЧУВСТВИЕ



       Воет  ветер за окном. Ещё глубокая ночь.  Но от снежной круговерти  в комнату  проникает  белый      свет. Из - под одеяла выбираться неохота, но,  остывшая за прошлую закладку дров  печка,- словно подпевая  вьюге, просит дров и весёлого огонька.  Накинув  телогреечку, неспешно  рассматриваю ночной двор.  Снегу намело – до обеда не разгрести. Несмотря на непогоду  жизнь продолжается….  На   сухом полынном кусте  пригорюнилась  случайная  стайка  снегирей. Небывалый  в наших краях  красногрудый  подарочный букет. Редкий  случай, когда прямо  на тебя  через окно любопытно поглядывают чудные пичуги  без всякой опаски.
        На другом конце двора из своей  конуры  «пялится»  на завирюшку моя дворняга и шаловливо  хватает пролетающие мимо носа снежные хлопья.  Не спит – бдит  территорию.
          Чтобы не разбудить сладко спящую жену,  на цыпочках крадусь к  двери и мысленно   командую двери: « Только  попробуй  мне скрипни  - в момент смажу!»  Но она, внимая моему «унутреннему» голосу, бесшумно отворяется  и вот я уже у поленницы.  Сам себе думаю: « Поленился вчера  запастись лишней охапкой дров – теперь  как  Суворов через Альпы одолеваешь сугробы. Ну разленился зимой вконец!»
      Продолжая себя корить, старательно обметаю заснеженные  поленья  и возвращаюсь в дом.  Вот и запела весело печка,  теплом наполнился дом. Понимаешь – жизнь прекрасна!!  Плеснув  в лицо пригоршнями ледяную воду, наскоро обтёрся полотенцем  и  обрадовался   рождению утра. В окно плеснула багряная  заря  и   разукрасила  новый снег нежнорозовым светом. Незаметно для себя замурлыкал:  «Белый снег, белый  снег..».   Машинально   накормил своих  «скотов» - собаку и двух кошек. После этого, пока жена спит, тихонько стал готовить завтрак. Еще вчера, загодя, отварил  овощи  и теперь решил сварганить винегрет.  Сызмальства  считал это немудрёное  блюдо  пищей богов( пролетарского происхождения). И всё же вещь превосходная!!!  Не  спеша, аккуратно накрошил кубиками  варёную свёклу. Не удержался и бросил в рот пару кубиков  - сладкая , словно сахар!  Затем приступил к огурцам. Ладные, замечательно пахнут, а на зубах хрустят, ну прямо как мамины. Мамы давно уже нет, но моя замечательная половина огурцы маринует и солит   по маминым рецептам. Ох и сладко!  В  глиняной миске укладываются   крошёные овощи… вслед за огурцами идут картошка и морковь. Морковь в этом году некрупная, потому насмешник- сын  нарек морковь – сорт «Боря».  ( кстати меня так зовут) Не беда- всё  равно вкусная.Завершая своё колдовство, выкладываю в миску прекрасную квашеную капусту и, окропив обалденным  по запаху и вкусу подсолнечным  маслом,- методично и аккуратно перемешиваю  …  По-моему  удалась  задумка!
         Накрываю на стол.  Из духовки достаю овсяную кашу и заправляю сливочным маслом.  Завариваю  ароматный  краснодарский  чай.  Аккуратными, прозрачными ломтиками  нарезаю розовое холодное свиное сало. Выкладываю на блюдце  спутника сала – тертый хрен вперемешку с варёной свёклой. По комнате  разнёсся резкий, но аппетитный  запах приправы….  На столе, на дальнем его краю,  распелся  самовар.
 Пора  будить жену  к завтраку.  По всем приметам – день обещает  быть прекрасным….




                Майдан, майдан…
  Одна  дурацкая песня  из радио  ныла : « Переведи меня через майдан!»
Впервые  неосмысленно я слышал это слово мальцом и совсем не обращал на него внимания.  В  девятом классе приехали на Украину  и детям военных изучать язык  было не обязательно. Но не  тут-то было…. Попалась  учительница  Нина Дмитриевна Вовк,  которая не отпускала таких «барбосов» с уроков украинского. Так, сам не желая, изучил его отлично.  Но помню, как училка монотонно декламировала классу: На майдани биля церквы – рэволюция  гудэ!. Мы  быстренько переиначили и на перемене  гнусаво читали: « На майдане  биля бани  революция буде!» Ох и не любила Нина Дмитриевна нас – деток военных, но язык знать заставила..
           А  через  майдан  помню меня переводила  моя старшая сестрёнка. Ей   тогда было пятнадцать лет, а мне семь. Ну какие могут быть общие интересы?Меня с Мишкой(моим дружком), наши сёстры «тащили» в кино. Мишка помню говорил: « Ну нащщо  мени ваш хфильм  про Жорку   с Динкиного жазу?» Парень он был очень рассудительный,  не по годам. К тому же у нас  были свои планы. Сегодня надо было влезть в немецкий  подбитый «тигр» и попробовать  покрутиться  башней, потому что через визир видно только обшарпанную стенку  сарая.  А ещё  надо в роще  посмотреть в одно гнездо, где  лежат четыре голубых в крапинку яйца.  Мы с Мишкой  спорили . Он говорил что это гнездо сорокопута, я сомневался – а может удод, я его там видел позавчера? Мы оба оказались неправы -вывела птенцов красивая птичка зяблик.
  Потом надо слазить на черёмуху  поесть ягод, Залезть в сеновал  кавалеристов и скатиться по сену  как с горки. Дел было по горло.   А ещё  в Горыни,  около старой вербы, через тину  иногда высовывает свою большую морду  громадная щука. Я об этом поведал по-секрету Мишке, а он не поверил и категорически ответил: «Брэшэшь!»
        Я не обманывал, я видел и подумал про себя : Скоро сам увидишь!
И когда нас сёстры тащили через замусоренный и вытоптанный  пустырь к бараку с надписью «Кино», мы с Мишкой дружно завопили и стали всячески «кобениться», пока это не надоело нашим сёстрам, В конце –концов  они нас бросили на «Майдане» и ушли смотреть фильм «Джордж из динки-джаза», а     мы  «рысью»  бросились на  косогор  за нашими домами и взобрались на горячую от солнца броню  фашистского танка, который собирались увезти на переплавку. А пока это было наше место, а на стволе  мы привязали качели и разрешали качаться девчонкам из нашей округи.  В нашей  той жизни было столько ярких событий , что все не запомнились . Но то , что ружьё на стене  может выстрелить само   - очень верное  суждение.  Так и случилось  с нашим  «тигром».
   Наши  с Мишкой  попытки повернуть башню танка оставались тщетными. Ну не хотела, а сил нехватало. Упревши, Мишка сказал : «От холера!».
         Но пацанячья ненасытная  пытливость руководила нами. Крутили, что крутилось,испробовали разные рычаги. Потом Мишка, не понял я тогда что сделал,- танк ожил  по своему: он выстрелил последним  снарядом  в стену сарая  , пробил обе стены и взорвался  на обрыве противоположного берега речки. Снаряд только испугал нас и огласил округу взрывом. Всё обошлось.Мы, как ошпаренные,
 вылетели из танка и попали в руки Мишкиной матери. Она крепко держала нас обоих и нещадно драла лозиной. Когда нас «отоварили», мы убежали в заросли  лопухов и полыни, и, не отзываясь на зовы матерей, молча прикладывали к избитым местам  холодные листья подорожника и, перестав  всхлипывать от побоища , стали выбирать и есть  вкусные  калачики.
            «Не пробовали?»   « А зря!»…


  .



 П Е Р В Ы Е        Р Ы Ж И К И


                Тогда  наш  дом  стоял  на  опушке  леса, рядом  с рекой… Дом наш назывался
заставой   и  жили в нём наши хорошие друзья, которые летом всегда ходили в фуражках  зелёного цвета. И  папа тоже носил такую фуражку. Только мы его всегда звали папой, а остальные товарищем  командиром. Прямо смешно! Это же наш папка! А они всё время – товарищ командир, товарищ командир…   Хотя  у нас там все были товарищи. Особенно большим другом  был повар  Костя Копайгора . Он всегда  ходил в белой курточке и с белым колпаком на голове. Наши бойцы всегда  смеялись:  «Костик даже по тревоге выскочит в своём колпаке!»  Представь себе, звучит "Застава, в ружьё!"- А Костик с "разводящим" наготове!" А Костя в ответ отвечал : « Получишь сегодня добавку, дошутишься!»  Это он шутя – он такой весёлый и добрый  , даже нам ребятишкам, находил  вкусный  гостинец – то даст пригоршню изюма, то копчёного чернослива или груш.  Хороший человек этот Костя! Ещё  один наш друг-  Вова Снежко  работал в конюшне :  кормил лошадей, убирал в стойлах, водил коней на водопой к речке. Вова часто сажал нас на  спины коней, такие тёплые и шелковистые. Было немножко страшно и мы хватались за гриву. А потом привыкали и ехали на конях как взрослые бойцы,только  немножко смешно:  всё вокруг  качалось – и деревья и кусты и лента нашей  таёжной речки… А это мы раскачивались на спинах коней…  Есть  такая  песня:   «А на том берегу , незабудки цветут!» - это точно  про нашу речку. Когда наступала весна, на лугу противоположного берега всё окрашивалось сине-голубым цветом. Цвели незабудки. На  маленькой  нашей лодке  старшие девчонки плавали и возвращались с охапками незабудок.  Когда  они отцветали, папа говорил: вот-вот начнётся  охота. Мы –то знали: скоро папка со  своей  мелкашкой будет охотиться на рябчиков  прямо у конюшенного плетня.Ходить никуда не надо! У нас здесь всегда тихо и никто зверей и птиц сдуру не пугает. И охотятся здесь редко, но жареных рябчиков любили все.А папа баловал и бойцов и  всех остальных   нас.  А  главными охотниками были  мы – дети. Вова Снежко  запрягал в две повозки спокойных кобылок Ягодку и  Монашку. Потом одну  повозку с девчонками Светой и Леной отводил в один край опушки. С другой- мои сёстры Галка и  Ларка. Нам  досталась Монашка,  которая тут же стала спокойно щипать сочную траву.     Вова  сказал, что пока в повозки не погрузите рыжиков, домой не возвращайтесь  и сам ушёл.  Я подбежал к старшей сестрёнке и протянул к ней руки.
«Чего тебе» – спросила сестра. Ну, я же Рыжик( меня так все звали на заставе за на всё лицо  веснушки),сажай меня в телегу и поехали! Сестра рассмеялась, взяла меня на руки и зашла в чащу. Здесь она показала мне  настоящих рыжиков.  Вся трава была  наполнена рыжими чашечками , в которых роса собиралась в воронках. Это были красивые грибы рыжики. Девчонки  стали срезать их  и бросать в телегу. Я тоже помогал им. Если бы не я , трудно было бы им … Две телеги грибов в  тот день обрабатывали всей заставой.
Одни вываливали их в конскую поилку  и старательно отмывали каждый грибок, другие запаривали бочки раскалёнными камнями.. А мама –главный  специалист по грибам, старательно складывала грибы слоями, как –то колдовала над ними. В большой кладовке заставы  бочки поставили на постоянное место, накрыли крышками из кедра, а сверху придавили большим грузом. Мама при этом сказала: «Пригрузили». Так пришлось узнать, что гнёт при засолке, дело нужное и полезное.Засыпая в этот вечер, я сквозь сон, улыбался, потому что перед глазами моими плясали в весёлом хороводе рыжики…


Рецензии
И на лошадках катались,замесы для самана делали,рвали незабудки,ели калачики. Спасибо за возвращение в детство! Геннадий Дмитриенко. КЗПО, 22 К Нижнеднестровский ПО (теперь К Акшинский ПО) 1967-70гг.

Геннадий Дмитриенко   07.02.2014 10:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.