Попы на мерседесах

Позвольте и мне молвить слово об этой проблеме.

Скажем вначале пару слов о тех, кто действительно осуждает попов за эту роскошь; видит в ней признаки разложения и развращения; обман тех, кого сами попы учат нищете и смирению.

Кто же думает так? Только ли те, кто сами погрязли в коррупции, и теперь ищут таких же, как они, и с радостью произносят - "Ага, а у вас самих святости нет!"? И этим аргументом заставляют молчать свою совесть.

Или среди них больше тех, кто ищет справедливости, истины, чистоты? И всякая неправда ими не приемлется? На белой скатерти всегда отчетливо видно черное пятно - и как можно об этом молчать?

Я склонен думать, что святых правдорубов и черных грешников-сплетников не так уж много среди них, а большинство - всегда где-то посередине. Кого-то и правда мучает эта проблема - он рад бы присоединиться к церкви, но аргумент разложения попов слишком важен; кто-то втайне ненавидит церковь, и рад находить проблемы в ее структуре.

Как думает большинство о церкви из тех, кто неверующий? Церковь - то место, где все должно быть святым и безгрешным. Да, там живут чудики, которые стараются соблюдать заповеди; они сами друг другу пудрят мозги, уверяя, что это и есть единственный жизненный путь.

Да, может жить и надо хорошо, заповеди - это действительно верно; но сам механизм давно сгнил, идея погрязла среди коррупции; в церкви лишь стремление к власти и богатству, один карьерный рост. Не надо искать правды в ней! Бог в наших душах - все посредники должны быть убраны!

А попы на мерседесах лишь подтверждают это! Роскошные храмы, золотое убранство, резиденция для патриарха... Разве этому учил Христос? Разве ходили апостолы в золоте?

После таких аргументов разве можно что-то возразить?

Но возразить есть что. Вы думаете, верующие и правда считают, что внутри церкви - все безгрешно, и что у священства есть иммунитет к греху? Вы думаете, крестятся и принимают священство люди из иного мира, и все человеческое им чуждо? А может быть, при входе в храм стоят детекторы лжи, и каждый с грешным помыслом изгоняется прочь?

Но хорошо! Допустим, допустим, кто-то принимает священство из выгоды; кто-то лишь номинально крещен. Но ведь всё, всё погрязло в коррупции! Ведь все для денег; все эти проповеди - обман! Аппарат, которые пришел в негодность, должен быть разрушен, или по-крайней мере кардинально перестроен!

Тут следует поспорить. Вы думаете, вы первый из тех, кто обличил епископство? Отнюдь. Слышали ли вы про свт. Иоанна Златоуста, одного из величайших церковных светил? Знаете ли вы его жизнь? Как он, придя в Константинополь, центр церковной жизни на Востоке, принялся осуждать роскошную и праздную жизнь священнослужителей; все свои церковные деньги употребил на постройку больниц и домов милосердия.

Примеров таких - несть числа! Означает ли это, что есть единицы тех, кто действительно верует, остальные же все - обманщики? Вовсе нет! Как всегда, большинство - посередине. Они не делают подвигов, но и живут без грязи; но о грязи, о мерзости всегда вопиют громче всего!

Последний протопресвитер русской армии и флота Шавельский в своих воспоминаниях безжалостно укоряет епископство, Синод, священство. Но он и показывает тех, кто действительно на своем месте, кто искренне служит Богу и людям.

Но и не в этом только дело. Человеческий взгляд зачастую завистлив. Дорогой подарок, сделанный кем-то, они принимают за трату церковных средств. Даже узнав, что не сам поп купил себе автомобиль, он кричат - "продай! потрать деньги на другое!" - при этом не желая вникать в подробности.

Быть может, вы желаете вникнуть в подробности? Тогда предстоит очень долгий разговор. Ведь надо рассудить, а нужны ли храмы? Особые одежды? Или каждый христианин обязан жить так, чтобы в кармане был лишь кусок черствого хлеба на сегодняшний день?

В Евангелии есть интересный момент, когда к Христу подошла женщина с кувшином дорогого мира. Женщина использовала это миро, чтобы омыть ноги Христа; а Иуда Искариот на это сказал - не лучше ли было продать это миро, а вырученные деньги раздать нищим?

Казалось бы - какая забота о людях! Какое отречение от всего мирского! Почему же действительно Христос не сделал так?

Тут надо понимать, что все в мире имеет свою ценность. Да, вокруг нас есть люди нуждающиеся; но в тоже время в семье наш ждут наши родные. Я не хочу говорить слова о том, что деньги, потраченные во славу Божью, вернуться сторицей. Слова "слава Божья" во многих вызывает отчетливое отторжение - и связано с Крестовыми походами, охотами на ведьм и прочим, для чего использовался этот "лозунг".

Но мы же хотели серьезного разговора? Он невозможен в своей полноте в рамках прозы.ру, и это очевидно. Но что-то мы можем сказать.

О том, какая должна быть Церковь - в золоте или в нищете - спорили в одно время старцы на Руси, и оба причислены к лику святых. Св. Иосиф Волоцкий был сторонником того, чтобы церковь блистала и здесь, на земле; чтобы войдя в церковь, мы видели лучшее, что может принести человек Богу. Св. Нил Сорский был из "нестяжателей" - и стремился к максимальной аскезе, к минимализму.

Не будем сильно вдаваться в этот спор. Попробуем лучше каждый - сам для себя - решить, а как смог бы он сам. Я уверен, мы не откажемся от автомобиля - причем не потому, что очень мечтаем о роскоши, а потому, что это отличное средство перемещения, в который можно еще много вещей положить. И никто не выберет автомобиль похуже, без средств безопасности, потому что "на Бога надейся, но сам не плошай". Когда это касается нас самих, мы не видим в этом абсолютно ничего зазорного; и еще меньше бы увидели, если бы нам подарили хороший автомобиль; но от других мы требуем великих подвигов. Патриарх должен ходить в изношенном платье, рваных туфлях, обличать начальство и проводить все время в подвигах. Желательно бы приписать ему еще столбничество и молчальничество.

Почему-то мало кто думает, что каждый подвизается в том, что ему дано. И труд каждодневного окормления Церкви не меньший, чем поклоны и молитвы в монастыре. Бесконечные поездки по стране, решение различных проблем, и главное - личное участие в этом - быстро утомляет человека. Но в этом мало кто увидит подвиг, зато нужно зацепиться за мелочь, за мерседес, за наручные часы.

Святой праведный Иоанна Кронштадтский, живший на рубеже 19 и 20 веков, имел богатую карету и одевался в роскошные одежды. Все это были подарки ему со стороны других; сам он вел очень аскетичную жизнь и громадные пожертвования тратил на нищих - об этом свидетельства многих очевидцев. Но найти, что соблазняет, очень легко; вот только это часто очень поверхностное мнение.

Поэтому желаю тем, кто видит в церкви лишь мерседесы, освободиться от этого поверхностного мнения и постараться увидеть глубину. Попы на мерседесах - это не более, чем миф.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.