Взрослым о детях. Сборник

               От автора:    Я не претендую на знание психологии ребенка и не имею
                педагогического образования. Просто делюсь некоторыми
                мыслями по этому поводу и своими наблюдениями.
                Кому-то это может показаться наивным, кому-то - глупым,
                кому-то - возмутительным.




              ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
            
Ребенок растет, скоро ему будет уже два года, а ты только получаешь первую короткую передышку. Он начинает лепетать какие-то звуки, слушать тебя более внимательно, и иногда появляется возможность не бегать за ним по квартире, а бросить на пару секунд усталый взгляд в телевизор. Зарождающийся детский интеллект приводит всех в восторг, и ты невольно начинаешь воспринимать малыша как взрослого человека.

Вот тут и случаются моменты, ставящие в тупик любого воспитателя…

Внук, забравшись на мой живот, вдруг заинтересовался, а что у меня под майкой. Потом, рассмотрев, авторитетно заявил:

- ТитИ. – С ударением на последнем слоге.

- Нет, парень, это у твоей мамы титИ, а у меня… - И я процитировал стишок, рассказанный мне сорок лет назад бабушкой. Она после революции работала воспитательницей-гувернанткой  в доме кулака. В одно не очень прекрасное утро кулака, как и полагается в России, раскулачили, а всех его работников пустили по миру искать новую работу. Хорошо, что не расстреляли. Короче говоря, бабушка была грамотной.

Так вот, я с выражением ответил:

- У меня не титИ, а…
                …Грудь колесом, жопа ящиком.
                Сам – приказчиком!

Это дошло до нас с дореволюционных времен.

Внуку, похоже, ничего, кроме слова «жопа», понятно не было, но он заулыбался и сказал сакраментальную фразу, которой часто встречал меня с работы:

- ДедЯ – на-нА!..

В том смысле, что иногда ему достается по тому самому месту за плохое поведение, и он меня ассоциирует с главным полицейским в семье. Впрочем, не это важно.

Важнее - половое воспитание. Если бы не я, остался бы внук неучем и в садике искал у мальчиков косички. Главное - вовремя подсказать, чтобы ребенок получил информация к размышлению.



               О БЫКАХ И ЗЕВСЕ

В этой жизни важно не забывать, кто ты есть. Тогда на вопрос «Кто есть твой ребенок и как его воспитывать?» ответ возникнет сам собой.

Пошла жена гулять с внуком во двор. Снега в эту зиму нанесло столько, что все карусели полностью засыпало. Видна осталась только часть от железных горок, которые летом казались громадинами.

На детской площадке уже были мальчишки лет десяти. Развлекались они тем, что залезали на перила одной горки и прыгали оттуда вниз. При этом старались попасть на неутоптанный снег, где проваливались почти по пояс. Было интересно даже наблюдать за ними, не то, что поучаствовать!

Внуку двухлетний возраст не давал покоя. Узнавать, что такое «горячо» и что такое «остро» ему всегда было удобнее опытным путем. Свойство характера, доставшееся от отца:  учиться только на своих ошибках.

Увидев, как развлекаются дети постарше, Лёвчику тоже захотелось прыгать. Не беда, что ходить в сапогах на вырост еще током не научился: постоянно заваливался вбок!

Полез он на железную горку. Бабушка принялась его отговаривать. Не помогло. Первый раз упал назад, затылком в снег. Рыхло, неубедительно. Второй раз поскользнулся на лестнице и угодил лбом в поручни. Похныкал для вида, но смех мальчишек и их радостные лица – хороший анальгетик. Только уже понял Лёва, что ему на перила не забраться, ростом не вышел. И тогда стал он просто кидаться на мокрый весенний снег.

Бабушке это не понравилось, и она утащила его с детской площадки под мышкой. Поставила возле подъезда, где уже накапала с крыши вода…

И тут Лёвчик снова изобразил полет с горки и бухнулся животом прямо в лужу.

Уж ругала-то его бабушка! Только ревел внук больше оттого, что его сразу же потащили домой, не дав погулять.

И успокоиться не мог еще минут пятнадцать, даже когда переодели мальчишку в сухое и объяснили, почему сегодня нагулялись так быстро.

Слушать он не стал, а ревел, как ослик, все сильнее и сильнее.

Тогда я, назидательно подняв палец, сказал:

- Что положено Зевсу, не положено быку!

И сделал ему «на-на». Покрепче, чтобы снять психоз.

Через две минуты внук заулыбался сквозь слезы и притащил мне свою любимую книжку. Что называется, пришли к взаимопониманию.

Принято считать, что у маленького человека и понятийный аппарат ограничен. Это - если думать о нем, как о куске мяса с недоразвитым сознанием. Но, кроме рук, ног и серого вещества в голове дети обладают душой, возраст которой много миллионов лет. Она знает все – иностранные языки, «Божественную комедию» Данте и даже законы Вселенной. Но эта память временно скрыта от сознания, и им нужно помочь воссоединиться.

Иногда с помощью «на-на».

Кстати, у многих взрослым такая же проблема, и помогает им чаще всего судьба. Только бьет по другим местам.




         О ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ

Как любят маленькие дети повторять за другими! Еще говорить толком не умеют, а уже в ответ на строгое: «Потом!» лепечут: «Пато…» Три слога сложить проблематично, зато двумя оперируют как фокусник картами
.
Это не только в отношении речи.

Привели Левчика к двоюродному брату Глебу, которому от роду четыре месяца, а он – поди ж, ты! – уже научился пятиться попой вперед. Да и соска у него такая чудная!

Отнял Лева у братца ее и ходит по комнате гоголем. У самого никогда такой соски не было. Потому что не привилась. Вместо нее родители по глупости использовали материнскую грудь. Чуть заплачет ребенок – ему «титю» под нос! Как следствие, растет он избалованным, слово «нет» только от деда и слышит.

Отобрать соску показалось ему мало. Опустил внук голову до земли, поднял задницу – и давай по комнате пятиться, как рак.  Пока не наступил на шипучего кота Пушка. У того когти что сапожные иглы: впился Левке в ногу – дошло до рева.

Урок на пользу не пошел, и игра в «лялю» продолжилась. Может, вырастит из внука артист пародийного жанра? Как замечательно полез он в детскую кроватку! Как растянулся  в ней, изображая сопящего Глеба!

А все дело в том, что и кроватки у Левы нет - опять же по прихоти родителей. Не купили новую, когда старую случайно поломали и выбросили, не ремонтируя. Ребенка же приучили спать на одной постели с собой. Обделенный одиночеством, превращается постепенно мальчишка в нервозного и трусливого нытика.

  Смотрим мы на детей и радуемся: быстро все схватывают, шельмы! И забываем о том, что копируют они не только форму, но и содержание. И этот процесс не прекращается ни на одно мгновение.

Отношения между родителями для него – самая главная модель будущего отношения к миру. Если у них нет взаимоуважения, если звучит брань и взаимные придирки – это выльется в то, что ребенок станет воспринимать окружающий мир изначально с претензией и осуждением. Как следствие – неумение проходить стрессовые ситуации. А это – причина разного рода зависимостей –  от алкоголя до наркотиков.

В воспитании не бывает мелочей. Всегда готовая дать «титю» мать воспринимается в прямом и в переносном смысле как «дойная корова».  Такой матери не стоит удивляться в будущем, почему взрослый сын отнимает ее пенсию, не давая себе труда поинтересоваться, на что она станет жить сама.

Лежащий между родителями ребенок подсознательно привязывается к ним, у него возрастает чувство собственности – а это ревность, жадность, эгоизм. В конечном итоге он становится источником разладов и частых разводов. И в будущих отношениях с противоположным полом наверняка возникнут проблемы – зачастую непреодолимые. Отсюда рост интереса к нетрадиционным ориентациям среди молодежи. Человек идет туда, где сопротивление меньше.

Так что, радуясь форме, не стоит забывать о содержании.




             ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ

Ребенок чем-то похож на комнатное растение. О нем заботятся, с ним сюсюкаются, обеспечивают ему тепличные условия. И он весь милый, мягкий и пушистый… А потом выходит на мороз (читай – в садик, на детскую площадку) – и все начинают удивляться: а почему это малыш вдруг превращается в непрерывно ревущее животное, которое успокоить можно только шоколадкой или «чупа-чупсом»?

Общение ребенка с другими детьми оборачивается испытанием родителей на прочность. Им и стыдно, и обидно.

А объясняется все просто: ребенок горделив, ревнив и оттого жаден. Он не может простить даже собственным родителям, если они что-то делают против его желания. Объектом ревности становится игрушка, мама,  наполненный горшок…

Днем сидели с Левой прабабушка и прадедушка. Оба, надо сказать, мастера баловать внука. После них превращается он в маленького бесенка, для которого не может быть слова «нет». Не может по определению. Потому что делается за это время Лева не суперменом или королем скелетов, а  - бери выше! - Пупом Земли. Но он об этом не догадывается, просто ноет по каждому поводу и с рук не сходит.

После работы поиграть с ним – святое дело. Отнял я у него игрушку, а он и заревел. Отнял вторую -  упал Лева на пол и ножками стал стучать. Хорошо, что не головой. Слышал я, некоторые дети любят лбом о деревянные косяки биться, чтобы показать, как они правы. У нас до этого пока не доходило.

Тогда вернул я внуку игрушки и сказал многозначительно:

- Все, что у нас есть, дает нам Бог…

Всхлипывая, схватился Лева за игрушки и хотел, было, отбежать в угол, но тут я добавил:

- Но и отнимает тоже Бог!

И снова отобрал их.

Конечно, опять поднялся крик. Но воспитывать – это вам не колбасу есть без гарнира. Раз взялся  - держись до конца.

Жадность – всего лишь неумение ребенка принимать потери. А чтобы научить его этому, нужны объединенные усилия родственников и неустанные тренировки. С первым у нас всегда проблемы, оттого второе и гуще…

В этот раз обошлось без шлепков. Через час непрерывного плача до Левки что-то стало доходить. Он заметил в нашем с ним занятии элемент игры, даже заулыбался сквозь слезы. А потом и вовсе засмеялся, и весь оставшийся вечер чувствовал себя полноценным членом семьи и общества. И это хороший знак. Именно таким образом нужно относиться к человеческим приобретениям и потерям в этой жизни – как к игре.

Все, что нам ни дается, мы получаем от Бога.

Все, что мы теряем, отнимает у нас тоже Бог. Потому и уйдем мы, взяв с собой только то, что сумели накопить в своей душе. Ни больше, но и не меньше.

                Успей содеять в мире этом
                Хотя бы каплю из того,
                О чем тебе нашепчет сердце…

Хорошо сказал поэт. Наверно о нас, воспитателях…




              НЕМНОГО О ПРАВИЛАХ.


С незапамятных времен люди отбирали друг у друга вещи, дома, женщин. Это превратилось в обычай. Если не случится качественного изменения человечества, все это будет происходить и дальше. Сменится форма, суть останется. Не удастся отнять машину - отнимут квартиру или, на худой конец, жену.

Такие потери неизбежны. Успокаиваете себя тем, что рядом нет человека, который захочет позариться на ваши ценности? Не стоит беспокоиться, это сделает судьба. А уж она-то всеядна! Ей не присуща половая принадлежность, поэтому с одинаковой охотой она отхватит и жену, и мужа, и любовницу с любовником. Карманы ее огромны, утроба безмерна, аппетит непреходящ.

Поэтому готовить человека к потерям нужно с детства. И даже приучать. Если родители могут позволить себе владеть дворцами, самолетами, яхтами, для их детей умение терять вдвойне актуально.

Внимательно присмотревшись к детям, можно заметить, что они делятся на несколько типов.

Первые – те, кто при потере (отняли  игрушку!) просто заходятся плачем. Будем смотреть правде в глаза: это будущие неудачники. В России такое ругательство пока не привилось, не то, что в Америке.  Наверно, поэтому, когда я, подобно Дениске из старого мультика «Тайна страны Земляники», показал на двухлетнего внука Лёвчика пальцем и сказал гневно: «Ты – неудачник!», он даже бровью не повел. Как ревел, так и продолжал реветь. И это после обыкновенного шлепка!

- Подожди, вот доберется до тебя американская действительность, вспомнишь меня и еще поплачешь над собственной никчемностью! – тогда пробурчал я раздраженно.

Второй тип – те, кто ревут, как белуги, но стараются исправить дело: вырвать игрушку у обидчика. При этом если удастся, еще толкнуть того, или стукнуть по голове, или бросить в него чего-нибудь. Иногда той же игрушкой! Это своего рода парадокс, говорящий о том, что в самой игрушке никакой ценности нет. Дело в принципе! Вернее, в вопросе, кто тут собственник, а значит, главный. Если не я – значит, дело плохо.

Между прочим, этот вопрос годами решают люди, состоящие в браке, и зачастую не находят на него ответа. Поэтому вопрос не праздный.

Дети второго типа обречены на множество жизненных травм, связанных с приобретением и потерями. Энергии у них чуть больше, чем у первой категории. Но они не могут лишиться чего-либо с легким сердцем  и не понимают, что за нежданным приобретением обязательно случится вынужденная потеря. И судьба будет учить их, пока урок не запомнится накрепко.

И, как говорят нынче, есть две хорошие новости. Первая: взрослые дяди и тети, выросшие из этих детей, когда-нибудь обязательно изменятся. У них просто не будет иного выхода. Или они исчезнут как вид. И вторая новость: при определенных затратах родительских сил и нервов эту науку можно пройти заранее, еще до школы!

И, наконец, третья категория детей – те, которые не пытаются вернуть нажитое непосильным трудом, а с улыбкой принимают в свою игру еще одного участника.  В жизни они будут самыми счастливыми и успешными, потому что не зависят от обстоятельств. Обстоятельства для них – повод порадоваться новому знакомству или расширить кругозор.

Психологи говорят, что нужно научить ребенка всего лишь нескольким правилам, чтобы сделать их счастливыми на всю оставшуюся жизнь. Важно только, чтоб эти правила хорошо усвоились и неукоснительно соблюдались.

Можно предположить, какие из них окажутся самыми главными. Любить Бога, выполнять просьбы родителей, не брать чужие вещи (вначале игрушки, потом бизнес, женщин и т.д.), не врать. Оказывается, большинство этих правил замечательно описаны две тысячи лет назад в Библии и называются заповедями. Они умещаются на полстранички, но позволяют любую жизнь начать с нового листа.

В том числе и жизнь ребенка.




      Сайт автора http://skazki2.ucoz.ru/

      С недавнего времени отрыта страничка песен в моем исполнении. Конечно, играю и пою я не ахти как, могу запросто "дать петуха", но любовь к песне заложена с детства, поэтому, как говорят, "на том стою и не могу иначе". Для тех, кто не испугался:

http://skazki2.ucoz.ru/load/muzyka_v_formate_mp3/18

      Так уж сложилось, что большинство песен предназначены для взрослых, но, надеюсь выложить кое-что и для детей.


Рецензии
Красивые лики
Нас всех окружают….
Среди
Ликов диких
Мечты прорастают.

Доброго тебе Творчества, Сергей
и достойных Потомков!

Дима.

Demiourg   21.04.2011 19:07     Заявить о нарушении
спасибо большое

Фокин Сергей Николаевич   22.04.2011 07:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.