Здравствуй, прошлое! ч. 2

ПЕСНЮ ДРУЖБЫ ЗАПЕВАЕТ МОЛОДЕЖЬ!


Приходилось ли кому из вас, уважаемые читатели, когда-либо в жизни прокатиться на паровозе? Сомневаюсь, правилами не предусмотрено, для этого есть пассажирские вагоны. Однако бывают исключения из правил, которыми я однажды воспользовалась: у меня не было иного выхода, потому что я опаздывала на Всемирный Фестиваль Молодежи и Студентов, который состоялся в 1957 году в Москве. Правда, меня там не ждали, поехала сама по себе, тем более столица от нас не так далеко, километров двести с небольшим. 
Время тогда было особенное: что ни захочешь, все сбудется, стоит только приложить усилия и немного фантазии. У молодых - того и другого в избытке. К тому же в обществе между людьми царили доверие и доброта, готовность всегда прийти на помощь. Я  немного отвлекусь от основной темы, приведу примеры, которые помогут понять атмосферу советского общества 50-60-х годов ХХ века. Правда, это впечатления не диссидентов, космополитов и будущих либералов, а маленького человека, по их понятиям – «мч».
Однажды проездом я оказалась в Москве на площади Киевского вокзала. Ко мне обратилась девушка с вопросом: «Вы не москвичка? Я из Пермской области, мне переночевать негде». Я провинциалка, но мне так хотелось помочь этой девушке. В Сокольниках жила моя двоюродная бабушка с мужем. Они меня видели всего один раз, а тут я пожаловала с незнакомым человеком, однако старики нас гостеприимно приняли, как коренные москвичи уложили спать на кровать с накрахмаленными простынями.
Подобный случай произошел со мной в Иркутске. Я впервые оказалась в этом городе в пору листопада, сдавала вступительные экзамены в университет. Города не знаю, знакомых нет, время близится к полночи, на автобусной остановке совсем мало пассажиров, их может не быть до утра, я в панике. Рассказала о своей проблеме девушке из очереди, которая без лишних слов пригласила меня с собой. В ее семье я переночевала, а днем спокойно решила все свои дела.
Чужие люди помогали не только с ночевкой, но и с транспортом. У моей пермской подруги Нелли, о которой рассказано выше, случилось захватывающее приключение. Она задумала перевестись на учебу из института по месту жительства в другой вуз, оказалась в Одессе, там ей не повезло. Решила попытать счастья в МГУ. Вызов был срочный: если ехать поездом, то не успеет, один выход – лететь самолетом, на который нет билета, а финансы поют романсы. Девушка она была видная, красивая, с короткой модной стрижкой черных волос – прямым  ходом к командиру экипажа самолета, а говорить  умела, работала корреспондентом в городской газете. Вопрос был улажен. Она зайцем с комфортом долетела до Москвы, в аэропорту, словно высокопоставленная особа,  горячо в патриотическом духе благодарила экипаж за выполненный полет.
 Чтобы попасть на  Всемирный Фестиваль Молодежи и Студентов без путевок,  добровольцы бросали работу, до столицы добирались всевозможными путями. Моя однокурсница по МГУ Лида ехала из Иркутска несколько суток в товарном поезде, в котором везли скот на бойню.
Обо всех подругах рассказала, пришла моя очередь познакомить с историей о паровозе, о фестивале и что этому предшествовало.
В 1957 году мне исполнилось двадцать лет. После десятого класса в педагогический институт не смогла поступить. Всех приунывших неудачников, читающих списки абитуриентов, приободрил представитель зооветеринарного техникума, он сказал, что за два с половиной года мы получим востребованные в сельском хозяйстве неплохие специальности. Учиться - не работать, и мы косяками повалили в техникум. Среди нас были не только деревенские, но и городские девушки, красивые, модно одетые и обутые.
Учиться в техникуме, чувствовать себя студентом было интересно. Нас, малоимущих, чьи отцы погибли на войне, выручала стипендия, которую иногда я получала в повышенном размере, на летнюю стипендию даже купила недорогое первое в жизни осеннее пальто.
Столкнувшись с реальным делом, я поняла, что профессии не знаю, к тому же не смогу выращивать скот, а потом отправлять его на убой. Так что смена специальности была делом времени.
В МТС получила направление на работу агрономом в маленький колхоз, куда входило две деревни. От моего дома это была одна остановка езды поездом,  восемнадцать километров. Однажды я совершила по шпалам марш-бросок, чтобы увидеть парня, приехавшего из Москвы.
Мой производственный стаж приближался к шести месяцам, когда началась в стране кутерьма с фестивалем. Казалось, тогда не было другой темы, кроме этой. По радио призывно звучала песня, переведенная на многие языки народов мира: «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем, в эти грозные годы мы за счастье бороться идем. В разных землях и странах, на морях, океанах, каждый, кто честен, будь с нами вместе против огня войны». К памяти о миллионах, погибших на войне и в гитлеровских концлагерях смерти, взывал «Бухенвальдский набат»: «Люди мира, на минуту встаньте, слышите, гудит со всех сторон? Это раздается в Бухенвальде колокольный звон». Точные слова, прекрасная мелодия доходили до сердца каждого человека, пережившего самую жестокую войну в истории человечества. В те годы еще не переписывали отечественную  историю, во всем мире знали, что победа над германским фашизмом  одержана Советским Союзом, народам которого за это рукоплескал весь шар земной.   
О фестивале говорили по радио, писали газеты, в «Комсомольской правде» на фотоснимках красовались дети разных народов, некоторые сплошь разукрашенные сувенирными значками на одежде, на головных уборах. В нашей стране о фестивале знали дети и старики, его девиз «Мир! Дружба» разносился по всей стране от Москвы до самых о нем с огоньком в глазах рассказывали пассажиры, приезжавшие из столицы. Мое сердце ныло оттого, что я оказываюсь в стороне от события мирового масштаба, подобное в будущем вряд ли когда увижу, мне очень хотелось своим присутствием сказать вместе со всей молодежью планеты: «Миру – да! Нет – войне!»
До закрытия фестиваля оставалось всего четыре дня, когда я пришла к председателю колхоза с просьбой отпустить меня в Москву. Хотя он был относительно молод, средних лет, но меня не понял, сказал, выбирай: работу или фестиваль? Я выбрала последнее, потому что работу всегда можно найти.
От областного центра до Москвы, если не ошибаюсь, поезд ходил один раз в сутки, но как успеть попасть к нему, если от нас до областного центра только ранним утром отправлялся рабочий поезд, автобусов  не было в помине. Неужели из-за этого терять целый день фестиваля? И тут я вспомнила про паровоз, который регулярно приезжал на нашу станцию, чтобы набрать воды из водокачки. От полустанка, где я работала, до станции шла по шпалам. Около вокзала пыхтел паровоз, готовый к отправке. «Здравствуй, парень! Выручи! Спешу на фестиваль. Работу бросила. Остановку пешком прошла. Довези до московского поезда, иначе опоздаю!» Слово «фестиваль», наверное, было решающим в моей просьбе, и машинист пригласил меня подняться к нему в кабину. Через час я была в областном центре, успела к поезду.
В Москве я рассчитывала остановиться у тети Мани. Они недавно получили двухкомнатную квартиру в районе Новопесчаной улицы. В зале жили тетя с мужем, ее взрослые сын и дочь меньшую комнату занимала ее старшая дочь с мужем и маленьким сыном.
Пока к ним добиралась, успела понять, что в Москве происходит невиданное событие - ликующий праздник! Улицы и площади были запружены молодежью разных оттенков кожи, звучала речь на разных языках, то здесь, то там  стихийно возникали площадки для песен и танцев. Это был какой-то завораживающий вихрь улыбок, эмоций, словно здесь были все свои. В одном месте играли в наш российский «ручеек»: незнакомые друг с  другом молодые люди, держась за руки, парами становились в одну линию, которая быстро удлинялась за счет новых игроков. Через этот своеобразный коридор, пригибаясь, проходил водящий, выбирал себе партнера, а оставшийся оказывался водящим. Меня схватили за руку и заставили играть в «ручеек». В метро полно народа, в вагоне все места заняты, я стояла, держась за поручень. Моим соседом оказался негр, которого я увидела впервые в жизни, он с удивлением дотронулся до моей косы, распущенной по спине, окружавшие люди мило улыбались.
Мои родные, встретив гостью, больше всего говорили о фестивале, даже трехлетний ребенок сестры сказал с гордостью: «Меня аяб (араб) поцеловал».
Двоюродная сестра Галя познакомила меня со своими подругами, с которыми я могла ходить на различные мероприятия, сама она не всегда была в нашей компании. Неоценимую помощь нам оказывал ее ухажер, работавший милиционером, я ему звонила и узнавала о мероприятиях, когда он там дежурит, чтобы помог пройти. Он не водил меня за ручку, но, подходя к человеку в милицейской форме, я ссылалась на его имя и даже называла, где он находиться в данный момент. Мои уловки действовали безошибочно. Во время дежурства друга-милиционера я побывала на вечере балета, который проходил на стадионе Динамо, сидела на северной трибуне. На сцене, кажется, танцевала звезда балета Галина Уланова, имя которой было широко известно в нашей стране.
На манифестацию в защиту мира опоздала, поезда метро (простите, забыла название станций и площадей, где проходило мероприятие) стали останавливаться, когда манифестация подходила к концу, но все равно хотелось посмотреть. От метро я направилась туда, где шумело людское море. Площадь до него была почти пуста, лишь на разном удалении друг от друга стояло несколько постов солдат, которые без приглашений  не пропускали. Но я так убедительно и жалостливо упрашивала солдатиков, что меня всюду пропускали. В последнем посту охраны твердо сказали, что если они разрешат мне пройти, то не пропустит их офицер, который стоял около исторического музея. Офицер оказался моим земляком, сделал для меня исключение. Впрочем, идти было некуда, народ стоял почти рядом с нами, было заполнено все окружающее пространство. Я присоединилась к трем девушкам, познакомилась, они жили в Москве на улице Самотечной, а сюда попали случайно. Когда они умоляли солдат «не вредничать»,  подъехал автобус, из которого вышла молодежь с цветами, но без приглашений. «Мы должны цветы вручить, почему вы нас не пропускаете?» - сказали смекалистые пассажиры автобуса. Пока шел этот торг, приезжие дали моим знакомым по букетику и таким образом все прошли.
Мероприятие подходило к концу, из-за удаленности я ничего не слышала, но девушки рассказали, что выступила японка, пострадавшая от американской ядерной бомбардировки города Хиросима. С сочувствием слушали участники манифестации Любовь Тимофеевну Космодемьянскую, у которой дети Зоя и Шура героически отдали свои юные жизни ради мира на земле, осиротевшая мать призвала молодежь беречь мир на планете, не допускать войн. 
На следующий день состоялся карнавал на Ленинских горах около высотного здания МГУ. Утром наша компания собралась на квартире одной из девушек с Самотечной улицы. Вездесущие москвички решили, что к МГУ надо идти пешком с утра, позже все будет перекрыто. Пошли по Кутузовскому проспекту, где, по словам подружек, находились правительственные дачи. Целый день мы проболтались около высотки, купили по пачке вафлей и воздушные шары. Незнакомые ребята у одной нашей девушки прокололи шар, за что она обидчику влепила оплеуху, но к счастью, не получила сдачи.
Карнавальное шествие началось ближе к вечеру. До бразильских карнавалов ему далеко, но мы такое впервые видели, это было впечатляюще. Делегации разных стран в своих карнавальных костюмах, под музыку шли одна за другой. Наша компания оказалась на пути следования колонны, мы всем мешали, попытались втиснуться в какую-то группу, но нас отталкивали как гадких утят. Карнавал закончился танцами, которые проходили с выдумкой. Я танцевала с подругой, к ней подошел итальянец и подал розу. Не успела я позавидовать, что ей подарили цветы, как этот парень пригласил меня на танец. Мой наряд не вполне отвечал партнеру-иностранцу, так как на мне было светлое ситцевое платье, на ногах тапочки. Вскоре и я получила розу, чтобы выбрать нового кавалера.
Предпоследним событием фестиваля был парк культуры имени Горького.
На его большой территории где-то дежурил наш милиционер. У входа в парк стояли строгие курсанты какого-то училища, которых долго пришлось упрашивать, чтобы пропустили, о нашем милиционере они не знали. Моя сестра с подругами и ухажером приехала на милицейской машине, договорились, что и меня заберут на обратном пути. На эстрадных площадках пели и плясали, показывали диковинное искусство представители разных стран. Хотелось увидеть как можно больше. Между тем время пролетело быстро. Пройти к своим друзьям к назначенному месту и определенному времени не удалось, народа было так много, что казалось, никто не идет в отдельности, а движется вся масса одновременно. Мои товарищи уехали без меня, метро прекратило работу, оставалось идти пешком по Садовому кольцу, говорили, что это около тридцати километров до Новопесчаной улицы. Москва не спала, было светло, как днем, люди нескончаемым потоком шли по улицам, некоторые женщины свои туфельки несли в руках, наверное, у них сильно устали ноги.
Не знаю, сколько часов я находилась в пути, пришла к родным на рассвете. Я объяснила им, что всюду опоздала: на их машину, на метро. Они мне ничего не сказали, но я почувствовала, что обо мне плохо подумали, о девушках ходили разные слухи.
После такого марафона решила не ходить в Лужники на закрытие фестиваля, хотя в парке культуры парень из подготовительного комитета туда приглашал.
Было очень грустно оттого, что закончился веселый праздник. Думалось, делегации разъедутся по своим странам, шум многолюдья сменит обычный трудовой ритм гостеприимной Москвы. Наверное, много впечатлений увозили по домам дети разных стран и континентов: о веселом и радостном празднике, о знакомствах, встречах с друзьями, с загадочной и могущественной страной Советским Союзом, о решимости дружить и бороться за мир. Пусть я не была в центре событий молодежного форума, лишь к нему прикоснулась, но ощутила, что молодежь - главная сила человечества! Природой ей отведена роль: любить, рожать и растить детей, трудиться и созидать, сообща строить счастье на своей родной планете Земля. Верилось, что идеи московского фестиваля, его призыв «Мир! Дружба!» будут передаваться из поколения в поколение.


Рецензии