2 Сентябринка

Под нами проплывал лес в осеннем уборе. Таких ярких красок мне ещё никогда не приходилось видеть и такого пронзительно голубого неба, и таких воздушных белых облаков. Жаль, что Михай управляет воздушным шаром и не может нарисовать всю эту красоту, взгрустнулось мне.

- Вот что значит нетронутый цивилизацией мир, - невольно восклицаю я.
- Волшебный мир, - уточняет мой друг, - он и должен быть прекрасным.

Шар плавно опустился на поляну, и мы смогли покинуть корзину.

- Странно, нас никто не встречает ни мышь Маркос, ни Солнечный лучик, - я оглядываюсь по сторонам.
- Ошибаешься, - Михай показывает рукой в угол поляны.

Навстречу нам идет девочка нашего возраста. Её наряд сияет в лучах солнца. Желто-горячее платье расшито по подолу разноцветными листьями, в волосах венок из ягод калины и бузины, в руках корзина полная грибов.

- Здравствуйте гости дорогие, - говорит девочка и кланяется нам в пояс. - Меня зовут Сентябринка.

В её изумрудных глазах отражается солнце, русые волосы треплет ветерок, лукавое личико смотрит с интересом.

- Принц Солнечный лучик предупредил меня, что вы можете пожаловать в наше Осеннее королевство, так что я ждала вас.

- А где он сейчас?
- Готовится к осеннему балу.

- Снова бал? - воскликнул Михай.
- Каждое время года мы провожаем балом, - улыбнулась девочка, - а сейчас идите за мной.

Мы шагали за Сентябринкой по чуть заметной тропинке сквозь осеннее великолепие, пронизанное лучами солнца. Вдыхали полной грудью пьянящий запах прелых листьев, лишайников и грибов.

- Заряна, - шепнул мне Михай, - в этот раз мы не стали маленькими…
- У нас ещё всё впереди, ты забыл, мы в волшебном мире.

- Я не забыл, но всё же лучше быть больше, чем любой из жуков.
- А жуки сейчас впадают в спячку, забыл?

- Нет, не забыл, как бы мы сами здесь в спячку не впали.
- Этого не случится, нас ведь ждёт бал и королева Осени.

- Ах, да, бал, какое же приключение без бала, - засмеялся Михай.
- А давай назовём его просто праздник осени…

Осенний лес щедро одаривал нас грибами. Корзины для грибов обнаружились на одной из полян. Поляна пестрела множеством красных мухоморов. Они так украшали поляну, что я застыла в немом восхищении. Ядовитый гриб, но до чего красив, глаз не оторвать.

А такого обилия боровиков я ещё никогда не встречала, поэтому срубала только большие грибы, пред тем как класть в корзинку вдыхала их запах. На поляне в ещё зеленых листьях алели ягоды брусники. Я не удержалась и стала лакомиться ими, потом посмотрела на своего друга.

Мальчишка тоже не упустил такую вохможность поесть свои любимые лесные ягоды. Михай налегал на опята и маслята.

- Эти маленькие грибочки в засолке очень хороши, - не переставал говорить он и укладывал их рядками в плетеную корзинку.

- Вы еще устанете их собирать, - смеялась Сентябринка.
- Нет, это удовольствие грибная охота, - возражал Михай, - разве от неё можно устать.

Так за разговорами и сбором грибов, мы и не заметили, как подошли к лесному дому. Это был не просто дом, это был настоящий терем. Срубленный из светлых брёвен он словно вышел к нам из сказки. Конёк и ставенки поразили резьбой.

На высоком крылечке сидели белки. При виде нас, громко переговариваясь, они убежали на сосну, а белая сова только похлопала своими большими глазами, поводила головой, но так и осталась сидеть.


- Белянка всегда меня встречает, - улыбнулась сове Сентябринка, - а зимой может даже в дом залететь погреться.

- Кто живет в этом красивом доме? - поинтересовалась я.
- Я и мои сестры, -  ответила Сентябринка, - заходите. Вы, наверное, проголодались, сейчас я быстро сварю грибной суп, а пироги ещё с утра напекла и с грибами, и с ягодами.

- А где ваши сестры? - поинтересовалась я.
- Октябринка и Ноябринка уже в пути, скоро будут, и вы с ними познакомитесь.

Я и Михай прошли в комнату. Домик-теремок встретил нас обилием света. Солнце просачивалось в комнату через белые кружевные занавески, светлыми полосами расчерчивая пол и домотканые половички. Яркими бликами оно отражалось на начищенном до блеска самоваре и оловянных блюдах, подчеркивало белизну скатерти с вышитыми на ней желтыми листьями и красными ягодами.

- Как уютно и как тепло, - тихо вздохнула я.
- Сентябринка тебе помочь? - поинтересовался Михай у девочки.

- Ты сможешь наколоть дров?
- Без проблем.
- Тогда вечером баньку истопим.

Михай вышел на улицу, и скоро я услышала как он колет дрова.
- На полке в углу комнаты стоит книга, можешь почитать, пока я накрываю на стол, - посоветовала мне Сентябринка.

Я полюбовалась комнатой, потрогала стены, сундуки, резные стулья, табуреты и подошла к полке. На ней лежала большая книга в кожаном переплете с красивой застежкой. Я осторожно взяла книгу в руки и открыла первую страницу.
Книга была написана от руки, Я такие книги только в музее видела и в руках никогда не держала.

- Что это за книга, - спросила я.
- А ты просто читай, - сказала мне Сентябринка.
И я начала читать.

Сентябрь. С 1 по 7 сентября отмечается Макошино Полетье – «старое бабье лето», череда святодней, посвящённых Богине Макоши-Прародительнице, последние тёплые дни уходящего лета. Православные христиане отмечали 1 сентября день Симеона Летопроводца. В народе говорили о нём так: «Семён лето провожает, бабье лето начинает».

Я любила это время года с теплыми, почти жаркими днями, утренними заморозками и туманами, с серебряной паутиной в прозрачном воздухе, с шуршанием листьев под ногами. На меня часто накатывала беспричинная грусть, и мне хотелось сделать что-то особенное…

8 и 9 сентября, читала я дальше, отмечается праздник посвящённый урожаю и связанному с этим семейному благополучию. Время подведения итогов. Встреча осени - чествование Макоши как Матушки Осени. Осенины праздновались, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: «Если погода на Малую Пречистую (Богородицу) хорошая - осень будет хорошая.
 
Я всегда любила Бабье лето. Радовалась последним теплым дням, любила загребать листья ногами, плести из них венки составлять большие и яркие букеты. Засматривалась на рисунки Михая, когда он рисовал с натуры. Я посмотрела в окно, а потом продолжила чтение.

14 сентября отмечается Осенний - змеиный праздник; один из святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары. В народном календаре с этим днём связывали начало осенних работ и окончание жатвы. Считается, что с этого дня начинается отлёт птиц, медведь ложиться в берлогу, а змеи празднуют свадьбу своего царя, после чего начинают впадать в зимнюю спячку.

20 сентября отмечается Листобой, или Стрибог Осенний. В этот день холодные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями.

Осенина в Древности был праздник не только урожая, но и Лады и Лели, матери и дочери - богинь плодородия, любви, брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов овсяным хлебом встречать матушку - Осенину. Старшая стояла с хлебом, а молодые пели вокруг нее обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим.

Как и в день весеннего равноденствия, в этот день обновлялся в избах огонь - старый гасили, а новый зажигали. Во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли старую одежду и обувь. Детей обливали на пороге водой. С Рождества Богородицы начинается луковая неделя - женщины убирают лук. Также убирают пчел с пасек.

21 сентября отмечается День Сварога - праздник Небесного Кузнеца, Бога Сварога. Прошли уже обряды закрытия Сварги. Землю сковывает от хляби мороз, уменьшается влияние светлых Богов. Земля остаётся на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжёлое зимнее время, Сварог подарил им искусство ковки железа, из которого они могут изготавливать всевозможные орудия охоты и труда. Потому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев.

24 сентября  славяне празднуют великий праздник - Радогощ, приуроченный к осеннему равноденствию. Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды.
«В лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая», «Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» - будет стоять хорошая осень», «Гром в сентябре предвещает теплую осень».

По приметам осени судили о зиме: «Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме», «Хлебород - перед строгой зимой», «Много желудей на дубу - к лютой зиме», «Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима», «Коли белка до Покрова (14 октября) чисто вылиняла, то зима будет хороша».

Нас на крыльце дома встретили красивые белки - отсюда следует, зима будет хороша, знала я.

«На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь».
Читать дальше мне помешал Михай. Он вошел в дом с охапкой дров и сложил их у печки.

- Ты вовремя, - сказала Сентябринка, - иди, умойся и садись за стол, обед уже готов. И ты Заряна присаживайся к столу. Книгу в следующий раз дочитаешь. Она тебе понравилась?

- Я ничего не знала про осенние праздники и вообще про Осень ничего не знала.
Дверь открылась, и в комнату вошли две девочки.

- Знакомьтесь, - сказала хозяйка, - это мои сестры Октябринка и Ноябринка.
Октябринкой оказалась девочка со светло каштановыми волосами яркими карими глазами, в которых блестели озорные искорки. Она задорно улыбнулась, поздоровалась и сразу села к столу.

Ноябринка была выше своих сестер и гораздо серьёзней. С черными, как ночь волосами, заплетенными в две косы, которые были красиво уложены в виде короны на голове. Её глаза отливали синевой. Она поздоровалась, чуть сдержанно улыбнулась и села к столу.

- Я всё утро думала, почему сестра печет пироги, оказывается, она ждала гостей, - сказала Ноябринка.

- Вчера Дождик заглядывал и предупредил меня, - не стала скрывать Сентябринка.
- Ветерок несколько дней мне нашептывал, чтобы я готовилась, - засмеялась Октябринка.

- То-то ты разоделась, - поддела сестру Ноябринка.
- Давайте обедать, а потом в лес отправимся на работу, а Михая заставим баньку топить, предложила Сентябринка.


Продолжение следует
http://www.proza.ru/2011/04/12/660


Рецензии
Прелестные сёстры:-)))Пока приключение чуть менее волшебное, но вполне трогательное и приятное:-))))с уважением:-))удачи в творчестве:-))

Александр Михельман   29.11.2018 08:07     Заявить о нарушении
Закончилась такая чудесная яркая осень. У нас наступила слякотная зима --- терпеть не могу дождь со снегом и грязь...

Галина Польняк   04.12.2018 11:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.