Львов - 5

                ЗДАНИЯ    НА    БЕРЕГУ    РЕКИ...

                --------------=======---------------


                ВЫПИСКА   ИЗ  ВИКИПЕДИИ






Во Львове проживает более 64 тысяч русских (8,9 %; перепись, 2001), крупнейшая русская и русскоязычная община на Западной Украине. По данным опроса, который проводил в декабре 2000 года Институт развития Львова, русскими назвали себя ещё большее число львовян — 12 %, русский язык в частном общении использовало 20 % опрошенных (украинский язык — 79 %)[8]. Русская община во Львове сложилась в основном в конце 1940-х годов, хотя русские эмигранты жили в городе ещё до присоединения Западной Украины к УССР, а первым известным выходцем из современной России был русский первопечатник Иван Фёдоров, издавший в 1572 году первую во Львове книгу — «Апостол», а затем первую в истории «Азбуку» на русском языке [23]. Русские сыграли важную роль в послевоенной индустриализации города, в его науке, образовании и других сферах жизни.[источник не указан 171 день]

См. также Русский культурный центр во Львове
[править] Поляки во Львове
Выступление польского детского хора в римско-католическом Кафедральном соборе

Довольно многочисленное польское население появилось во Львове после завоевания города Казимиром Великим в 1349 году. Окончательно же Львов стал польским городом на границе XV и XVI столетий, когда ими были ассимилированы львовские немцы, составлявшие до того времени большинство населения[24]. В дальнейшем Львов был одним из наиболее значительных польских культурных центров, в том числе после разделов Речи Посполитой. Здесь работал польский институт «Оссолинеум», польскоязычный университет, множество выдающихся деятелей польской культуры. После событий 1918—1920 года принадлежность города к польской культуре поддерживалась патриотической пропагандой, культом героев, таких, как «львовские орлята».

Большинство поляков покинуло Львов в ходе обмена населением между Польшей и УССР в 1944—1947 годах[24]. Они поселились прежде всего на т. н. «возвращённых землях» — территориях, отошедших к Польше после войны от Германии; институт «Оссолинеум» был переведён во Вроцлав. Те поляки, которые все же остались во Львове, оказались в сложных общественных условиях, они потеряли статус государственного этноса и превратились в малочисленное меньшинство, которое в 1959 году составляло лишь 4 % населения города, уступая украинцам, русским и евреям[24]. Город покинули поляки-представители управленческой, культурно-образовательной, научной и технической интеллигенции, духовенство, военные, высококвалифицированные рабочие[24]. В результате у поляков, по данным переписей населения послевоенного периода, оказался наиболее низкий уровень образования из всех главных этнических групп[24]. Среди оставшихся значительную долю составили поляки из смешанных семей, преимущественно женщины[24]. В результате даже в 1989 году, через 45 лет после обмена населением, у польской общины была деформированная половозрастная структура населения: на 1000 полек приходилось примерно 600 поляков[24]. среди поляков развивались процессы ассимиляции; в 1989 году около 40 % из них назвали родным языком украинский, 15 % — русский[24]. В советский период во Львове постоянно действовали две польские школы — восьмилетняя № 10 и средняя № 24, функционировали два римско-католических костёла[24].

В конце 1980-х годов начался процесс организации национальных обществ и различных организаций поляков, в 1988 году был восстановлен выход старейшей польскоязычной газеты («Gazety Lwowskiej»)[25]. Среди части поляков, в особенности пожилых, продолжает использоваться львовский польский говор (gwara lwowska); в то же время в польской львовской речи ощутимы влияния украинского и русского языков — в морфологии, лексике, грамматике и во всех полных и частичных системах языка[25].
[править] Евреи Львова
Внесение во львовскую синагогу Бейс Аарон ве Исраэль нового свитка Торы (2007)

Евреи поселились во Львове вскоре после основания города примерно около 1256 года и долгое время представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину, которая дала миру многих известных деятелей науки и культуры. Кроме еврев-раббанитов в городе проживали караимы, переселившиеся приблизительно в то же время из юго-восточной Европы и Византии. После завоевания Львова Казимиром III Великим в 1349 г. евреи стали пользоваться привилегиями наравне с другими еврейскими общинами Польши. Переселение во Львов евреев ашкенази, в частности из Германии, определило восточноевропейский характер городской общины. Вплоть до XVIII века во Львове просуществовали две отдельные еврейские общины, городская (в еврейском квартале Львова) и предместная. Эти общины пользовались разными синагогами, только кладбище являлось общим. На том же кладбище хоронили и караимов, проживавших отдельно в селении недалеко от Краковского предместья.

Накануне Холокоста около трети львовян были евреями (более 100 000), подавляющее большинство которых не дожили до освобождения города Красной армией. До семидесятых годов XX века в городе Львове проживало более 30 000 евреев. Современная еврейская община Львова значительно уменьшилась в результате эмиграции и, в меньшей мере, ассимиляции, и насчитывает около 2 000 человек. В городе работают еврейские организации и функционируют общины верующих иудеев.
[править] Армяне Львова

В 1267 году Львов стал центром армянской епархии, а освященный в 1367 году армянский собор в этом городе — епархиальным. Во Львове в 1510 году армяне получили от польского короля Сигизмунда І разрешение судиться по своему собственному праву — уставу львовских армян, однако они не допускались в работу городского магистрата (в городском самоуправлении могли участвовать только католики). Важным центром армянской колонизации стал Каменец-Подольский (в XVI веке там было 300 армянских семей), где армяне имели свой магистрат. Поселения армян были в Киеве, Луцке, Галиче, Снятыне, со временем в Станиславове. После захвата Крыма Османской империей в 1475 году, многие крымские армяне переехали в эти северо-западные регионы Украины. В Галиции и на Подолье работали армянские типографии, а в 1618 Ованес Карматенянц издал «Альгиш Битики» («Молитвенник») — единственную в мире печатную книгу на армяно-кипчакском языке[26], который был письменным вариантом разговорного языка армян в Крыму и на Украине. После принятия частью армян унии (1630 год) с католической церковью, армяне в Речи Посполитой постепенно ассимилировались среди местного польского населения, а часть из них эмигрировала в Крым.

В первой половине XX века в Галиции насчитывалось 5,5 тысяч армянокатоликов по вероисповеданию, как правило польскоязычных. Они имели 9 приходских церквей, 16 часовен, монастырь сестёр-бенедиктинок во Львове. Львовская архиепархия армянокатоликов находилась в непосредственном подчинении папе римскому и просуществовала до конца Второй мировой войны, когда была уничтожена советскими властями.

В 1944 году крымские армяне были депортированы с полуострова наряду с греками, болгарами и крымскими татарами, однако им разрешили вернуться в 1960-е годы.



                (  ИНТЕРНЕТ -  ЛЬВОВ  -  ВИКИПЕДИЯ   )











После 1991 года наблюдается возрождение Армянской католической церкви на Украине. 28 ноября 1991 года на Украине была официально зарегистрирована епархия Армянской апостольской церкви, общины которой сейчас действуют во Львове, Киеве, Одессе, Харькове, Донецке, Днепропетровске, а также в некоторых городах Крыма.
[править] Львовский армянокатолический архидиоцез Украины (1630—1946)

Львовские армянокатолические архиепископы или митрополиты:

    * Николай Торосевич (1630—1681),
    * Вартан Унанян (1681—1715),
    * Ян Тобиаш Августинович (1715—1751),
    * Якуб Стефан Августинович (1751—1783),
    * Якуб Валериан Туманович (1783—1798),
    * Ян Якуб Симонович (1801—1816),
    * Каетан Августин Вартересович (1817—1831),
    * Самуил Кирилл Стефанович (1832—1858),
    * Грегор Михаил Шимонович (1858—1875),
    * Грегор Йозеф Ромашкан (1876—1881),
    * Исаак Николай Теодорович (1901—1938),
    * Дионисий Каетанович (1939—1954) — последний администратор, 8-9 марта 1946 г.был осужден военным трибуналом Львовского военного округа, погиб в И. Т. Л. в пос. Абезь, Коми АССР.

Вместе с о. Дионисием Каетановичем были осуждены армянские священники: о. Казимир Ромашкан, о. Виктор Квапинский, епархиальные сотрудники — секретарь львовской армянской национально-религиозной общины Станислав Донигевич, Гоарине Бабаева, Сергей Назарян, Вагаршак Григорян и др.

Огромное церковное имущество львовского армянокатолического архидиоцеза, включая церковные постройки в городах Львов, Ивано-Франковск, Тисменица, Лисець[27], Снятын, Бережаны, Городенка, Куты и др., было национализировано. При этом большая часть этнического армянского населения была выселена в Польшу.

Ликвидация Армянского католического архидиоцеза Львова осуществлялось сотрудниками львовского НКГБ, с личного ведома первого секретаря ЦК КП(б) Украины Н.С.Хрущева[28]
[править] Идентичность львовян

Львовская идентичность — общность между людьми на основе осознания существования определённых образцов поведения и ценностей, которые присущи всем «настоящим львовянам», а также признание этих ценностей своими и стремление вести себя как «настоящий львовянин»[29]. Согласно данным социолога В. Середы жители Львова идентифицируют себя прежде всего как украинцы (50 %), а уже потом как львовяне (23 %), при этом львовскую идентичность чаще ставят на первое место представители национальных меньшинств (русские, поляки, евреи)[29]. Эти две идентичности в сознании украинских жителей Львова не конкурируют, а наоборот, скорее объединяются: украинская идентичность является составной частью львовской идентичности[29].

Как указывает львовский историк Ярослав Грицак, образ Львова в сознании львовян состоит из двух элементов: европейскость Львова (принадлежность города к Европе как архитектурно, так и культурно) и образ Львова как «украинского Пьемонта» (акцент на национальном, преимущественно украинском, характере города)[29]. Образ Львова как европейского города, присутствующий в сознании его жителей, скорее является декларативным, ностальгической реконструкцией золотого века, а не отражением новых европейских ценностей[29]. Львов часто определяется как ведущая или как уникальная часть Украины, а жители Львова как последний оплот национальной идеи, и вместе с тем как сердце, как источник, из которого эта идея возродится, или уже возродилась. За пределами Львова его жителям часто приходится сталкиваться со стереотипным приписыванием им национализма только потому, что они из Львова, даже, если они сами принадлежат к одному из национальных меньшинств города. Однако в противовес этому определению появляется новая львовская идентичность, которая строится на представлениях о мультикультурном прошлом города[29].
[править] Известные львовяне

    Основная статья: Известные львовяне

В Львове родились, жили и работали известные деятели украинской, польской, немецкой, еврейской и русской истории и культуры.

Поэты — Иван Франко, Богдан-Игорь Антоныч; писатели — Мария Конопницкая, Габриела Запольская, Ежи Яницкий, Александра Маринина, Ванда Василевская, Леопольд фон Захер-Мазох, Бруно Шульц, Станислав Лем, Станислав Ежи Лец, Пётр Равич; историки — Михаил Грушевский, Юзеф Зиморович, Иван Крипякевич, Освальд Вальцер, Меир Балабан, Шимон Ашкенази; музыканты и композиторы — Франц Ксавьер Вольфганг Моцарт, Мартин Леополита, Святослав Вакарчук, Стефан Ашкенази , Моррис Розенталь , Эмануэль Акс, Войцех Килар, Юрий Башмет; певицы — Соломия Крушельницкая, Анжелика Варум; актёры — Богдан Ступка; режиссёры — Лесь Курбас, Бучма, Амвросий Максимилианович, Анджей Жулавски, Виктюк, Роман Григорьевич; шахматисты — Леонид Штейн, Олег Романишин, Александр Белявский; кардиналы — Любомир Гузар, Марьян Яворский; математики — Стефан Банах, Альфред Лотка, Рихард Эдлер фон Мизес; биолог — Рудольф Вейгль; экономист Людвиг фон Мизес; лингвисты — Ежи Курилович, Соломон Лурье; философ — Мартин Бубер; художник-график — Александр Аксинин; военный советник Мао Цзэдуна Якоб Розенфельд; общественный деятель, охотник за фашистами Симон Визенталь; политик — Григорий Явлинский; банкир — Михаил Фридман; журналист — Матвей Ганапольский.

Во Львове в XVI веке работал и похоронен Иван Фёдоров — первопечатник России и Украины.

В 1707 году город Львов посещал царь Пётр I.

Во Львове также жили и работали Бальзак, Шолом-Алейхем, Евгения Аксёнова-Гинзбург, Надежда Мандельштам.
[править] Современный Львов
[править] Административное устройство

Львов поделён на 6 районов, каждый из которых имеет собственные управленческие органы:

    * Галицкий (Галицький)
    * Железнодорожный (Залізничний)
    * Лычаковский (Личаківський)
    * Сиховский (Сихівський)
    * Франковский (Франківський)
    * Шевченковский (Шевченківський)

В состав Львова также входят

    * город Винники
    * посёлок Рудно
    * посёлок Брюховичи

    * Карта Львова — [7] на веб-сайте Львовского городского совета.

[править] Политика

Во Львове наибольшую популярность имеют политические силы правого и националистического направлений; поддержка партий левого спектра и Партии регионов значительно меньше, однако заметно выше, чем в других избирательных округах Львовской области. На парламентских выборах 2006 года голоса в пользу основных политических сил распределились следующим образом: Наша Украина — 34,4 %, БЮТ — 27,3 %, Партия регионов — 6,5 %, СПУ — 3,0 %, КПУ — 1,5 %. На внеочередных парламентских выборах 2007 года все основные политические партии (за исключением социалистической партии) получили ещё большую поддержку: Наша Украина — 35,3 %, БЮТ — 45,1 %, Партия регионов — 8,7 %, СПУ — 1,0 %, КПУ — 2,5 %.
[править] Власть

Основным органом власти в городе является Львовский городской совет, который избирается на выборах жителями города. В состав городского совета входят 90 депутатов и мэр Львова. Заседание Совета ведет мэр. Он имеет трех заместителей:

    * первый заместитель городского председателя
    * заместитель городского председателя по вопросам градостроения и инфраструктуры
    * заместитель городского председателя по гуманитарным вопросам.

В городской совет также входят Исполнительный комитет Львовского городского совета и 28 управлений, которые объединены в 6 департаментов:

    * Департамент-администрация городского головы
    * Департамент градостроения
    * Департамент экономической политики
    * Департамент финансовой политики
    * Департамент жилищного хозяйства и инфраструктуры
    * Департамент по подготовке Евро-2012.

В каждом районе Львова есть районная администрация, во главе которой стоит соответствующий председатель райадминстрации, назначаемый мэром Львова.

Мэры Львова в 1990—2000-е годы:

    * 1988—1991 — Котик, Богдан Дмитриевич
    * 1991—1994 — Шпицер, Василий Иванович
    * июнь 1994 — апрель 2002 — Куйбида, Василий Степанович
    * апрель 2002 — 27 сентября 2005 — Буняк, Любомир Константинович
    * 27 сентября 2005 — 25 апреля 2006 — Сирык, Зиновий Орестович (исполняющий обязанности городского головы)
    * с 25 апреля 2006 — Садовый, Андрей Иванович.

По результатам выборов 2010 года в городском совете из 90 депутатов ВО «Свобода» представляют 55 депутатов, «Фронт перемен» — 7, далее следуют Партия регионов — 6, «Украина Соборная» — 4, Народный Рух Украины — 3, «Наша Украина» — 3, ГП «Пора» — 3, Республиканская Христианская партия — 3, «Удар» — 3, «Реформы и Порядок — 1», «За Украину» — 1, Аграрная партия Украины — 1 депутат[30].

В результате местных выборов 2006 года во городском совете депутатские мандаты были распределены следующим образом:

    * Народный союз «Наша Украина» — 24,57 % (32 депутатов, глава фракции — Василий Трач)
    * Блок Юлии Тимошенко — 19,48 % (25 депутата, глава фракции — Юрий Гудима)
    * Гражданская партия «Пора» — 8,06 % (11 депутатов, глава фракции — Маркиян Иващишин)
    * Всеукраинское объединение «Свобода» — 6,68 % (9 депутатов, глава фракции — Василий Павлюк)
    * Украинская народная партия — 5,95 % (8 депутатов, глава фракции — Юрий Кужелюк)
    * Партия «Реформы и порядок» — 3,97 % (5 депутатов, глава фракции — Олег Бас)[31].

Мэром Львова является Андрей Садовый, член Народного союза «Наша Украина».
[править]



















 Парки
Ворота в парк культуры и отдыха им. Богдана Хмельницкого
Декоративная ваза и главная аллея в парке Костюшко
Вид на парк «Высокий Замок» зимой
Образец крестьянского двора в скансене «Шевченковский гай»

    * Парк Костюшко (нынешний парк им. Ивана Франко)

    Первый публичный парк на Украине, расположен на северо-восточном склоне взгорья, возвышающегося над Львовской котловиной. Площадь — 10.6 га.
    Основан парк на территории бывших городских полей, находившихся в собственности богатой мещанской семьи Шольц-Вольфовичей.

    * Парк «Высокий Замок»

    Парк «Высокий Замок», величественно возвышающийся над многовековым Львовом, объединяет в себе старину с современностью. Заложен в 1838 году на Замковой (Княжей) горе. Княжая гора была облюбована ещё князем Данилом Романовичем для своего западного форпоста — здесь почти сто лет высилась оборонительная твердыня, защищающая западные окраины Руси от татаро-монгольских орд.

    * Стрыйский парк

    Это один из красивейших парков площадью около 60 гектаров с разнообразной хорошо развитой флорой, пересечённым рельефом и живописными видами. Когда Львов принадлежал Польше, это был однин из лучших образцов ландшафтных парков Европы, украшение Львова, любимое место отдыха, источник воодушевления для поэтов и композиторов. Заложен в 1887 году опытным городским садовником А. Рерингом. Парк славится богатой коллекцией ценных и редчайших деревьев и кустарников.

    * Лычаковский парк

    В середине минувшие столетия в северо-восточной части Львова за рогаткой, которая определяла границу города, был пустырь. На нём в 1894 г. с участием известного паркового архитектора А. Реринга (автор Стрыйского парка) был заложен парк площадью 6 гектаров (нынешняя площадь — 12,36 га). Были засыпаны песчаные и глиняные карьеры, разбиты дорожки, идущие по периметру парка — возле улиц Лычаковской и Пасичной и извивающиеся на склонах развесистых оврагов. В 1905 году, над крутым склоном со стороны Лычаковской улицы был сооружён памятник польскому национальному герою Б. Гловацкому, сохранившийся и по сей день. Лычаковский парк является памятником садово-паркового искусства местного значения.

    В 1914 году на территории, примыкающей к Лычаковскому парку, заложен мемориал Холм Славы погибшим во время Первой мировой войны воинам русской армии и было захоронено около 2 тысяч «нижних чинов». После Великой Отечественной войны рядом с было произведено захоронение советских воинов и сооружён новый мемориал, так как старый памятник был разрушен ещё австро-венгерскими властями.

    * Парк «Железная вода»

    Парк «Железная вода» заложен в 1905 году на склонах оврага Полтвы, на двух холмах, соединяющихся в верхней части плато. На территории парка можно видеть выходы мергелей, являющиеся причиной появления многочисленных источников. Наличие в родниковых водах железа и дало своеобразное название местности.

    Пересечённый рельеф местности, волнистые взгорья и плато позволили создать неповторимый зелёный островок среди городской застройки центральной части Львова.

    * Парк «Знесенье»

    Региональный ландшафтный парк «Знесенье»(«Знесіння») является одним из старинных и живописных уголков Львова. Он расположен в северо-восточной части города. Холмы «Знесіння» вместе с Высоким Замком формировали известный ещё с гравюр XV—XVIII столетий силуэт города. Отсюда открывается панорама Львова и его пригородов, особенно северной части. Всего в 20 минутах ходьбы от центра на 154 гектарах сохранился ландшафт, богатый памятниками природы, истории, культуры. В парке встречаются редкие степные растения, оголённые песчаники и известняки с окаменелыми остатками морской фауны, покрытые лесом холмы, долины с озёрами и потоками. В парке в целостности сохранились древние городища, храмы и монастыри, старинное кладбище и традиционную застройку. Именно здесь находится музей народной архитектуры «Шевченковский гай». Одновременно парк является одним из наиболее запущенных и неухоженных, рядом с ним находятся экологически вредные предприятия.

    * Шевченковский гай (старое название — Кайзервальд)

    Шевченковский гай расположен в северо-восточной части Львова на территории около 84 гектаров. Парк имеет полифункциональное назначение и включает дендропарк, Шевченковский мемориальный комплекс и скансен — музей народной архитектуры и быта западных областей Украины. Музей сформирован по этнографическому принципу, в него входят: Бойковщина, Гуцульщина, Лемковщина, Подолье, Полесье.

Фото парка «Знесенье»

    * Погулянка

    Польская интеллигенция называла этот парк лесом Венглёвского — богатого львовского адвоката, который, приобретя в 1799 году участок леса, построил на нём дворец, где часто собиралась городская знать. Летом на посыпанных песком дорожках и солнечных лужайках, щеголяя в изысканной одежде, прогуливались львовские вельможи и богатые мещане. В то время парк граничил с участком города, где была застройка простых крестьян. Крестьяне наблюдали за выходами богатых мещан и комментировали их отдых, вот прогуливаются и щеголяют здесь, в то время, когда мы тяжело работаем на них. Наверно от таких размышлений и пошло название парка Погулянка.

    * Парк культуры и отдыха им. Богдана Хмельницкого

    Популярным был во Львове в давность Пелчинский пруд. Принадлежал он к системе прудов, соединённых ручьём, собирающим воду с Вулецких холмов и впадающим в реку Сороку. Была здесь так называемая военная купальня. Сюда, за крутую Цитадель, часто уходила от шума и жары городская знать. Здесь можно было покататься верхом, порыбачить, а в праздники посмотреть военные игры. Зимой на пруду устраивался каток.

    Со временем, в начале XX ст., когда город начал интенсивно расстраиваться, узкие ручьи высохли, а вместе с ними высох и Пелчинский пруд. Долгое время здесь была непривлекательная пустошь. Лишь в 1951 году между улицами Стрыйской, Гвардейской и Дзержинского (ныне — Витовского) начались работы по закладке парка.

    * Снопковский парк

    Снопковский парк заложен в 1959—1963 гг. между улицами Южной, Крымской и Зелёной и занимает площадь 60 гектаров. Раньше здесь был пустырь, посреди которого рыжели песчаные и глиняные карьеры бывших кирпичных заводов.

    Верхнее плато от улицы Южной и нижнее — от улицы Синей имеют регулярное планирование, остальная территория спланирована в ландшафтном стиле. Сеть аллей и дорожек проложена с таким расчётом, чтобы лучше раскрыть красивые виды парка с перспективой на интересные места Львова, а также добиться максимальной пропускной способности во время массового посещения самого большого стадиона города (см. стадион Украина), где происходят футбольные матчи с участием лучших команд Украины и зарубежных стран.

    * Монастырские сады города «за стенами»

    Характерным для Львова являлся монастырские и околоцерковные сады (сакральные сады-дворы). При учреждении монастыря или постройке храма всегда закладывался сад. Поскольку монастырь по функциональному назначению мог концентрировать внимание в границах участка, монастыри часто стояли за высокими и мощными стенами, которые в Средневековье служили, как оборонительные. Благодаря такой изгороди возникал монастырский комплекс, где обычно находились церковь, часовня и дом с кельями, отдельный или пристроенный к часовне.


Рецензии