Случай на сеновале

    
     Предисловие.


     Тема неожиданных, таинственных встреч с некими необычными в нашем привычном понимании и с леденящими иногда душу и кровь удивительными явлениями всегда, с незапамятных времён, вызывала и вызывает неподдельный, живой интерес у многих и многих из нас. У тех, кто никогда не умел и не умеет быть равнодушным к подобным происшествиям или аномалиям. И нет, наверное, ни одного человека на Земле, кто бы хоть раз в жизни не сталкивался с этим с глазу на глаз, либо же не слышал об этом всевозможных захватывающих дух историй. Иногда правдивых, иногда не совсем, а иногда и просто придуманных, для того, чтобы навести ужас на своих друзей или знакомых.
   
     За мои сорок с хвостиком лет и мне довелось увидеть и услышать не мало. Особенно, конечно же, услышать. С самого раннего детства я, как губка, впитывал всё, что удавалось узнать от бывалых людей, родившихся в основном в довоенную пору, о всякой там чертовщине, и до сих пор бережно храню это в своей памяти. Может, что-то уже и с незначительными искажениями, но не забывая главного.

     Истории очень разные: похожие и нет, страшные и курьёзные - но все об одном и  том же. О чём не принято было до недавнего времени говорить и рассуждать всерьёз.  А думаю, очень зря! Даже официальная наука и та теперь перестала, наконец-то, упорствовать и признаёт уже всё, как нечто реально существующее и лишь пока не вписывающееся ни в какие рамки известных им формул и законов.

     Я тоже признаю. И уже достаточно долго. С самых тех пор, как на собственной шкуре испытал воздействие того редкого, необъяснимого страха, какой наводят порой при свиданиях с ними эти полуэфирные энергетические сгустки и субстанции из параллельного или какого-то иного, но точно неизвестного и непонятного пока нам мира.

     В достоверности многого из того, о чём знаю и хочется поведать, я уверен абсолютно и готов поклясться чем угодно, что это чистая правда. И только в некоторых случаях немного сомневаюсь сам. Так как рассказаны были истории людьми не совсем для меня авторитетными или не всегда мне известными, а сюжеты их и персонажи настолько фантастичны, что трудно даже представить возможность такого. Хотя, как знать… может, в данном случае и я далеко не прав. Ведь рождение любой новой жизни мы не привыкли считать чудом, но, с другой-то точки зрения, разве ж это не так?..

     Чем глубже в прошлом происходили встречи с чем-то невероятным и сверхъестественным, тем более правдоподобными кажутся они мне сейчас. Ведь в те далёкие времена это было повсеместно распространено и обыденно, и просто не было никакого смысла кому-то что-то додумывать или сочинять. Не было ни полтергейстов, ни глупых хулиганов барабашек, а только хорошо известные всем нам сызмальства образы и образины. И во всех правдоподобных случаях мало чем отличавшиеся друг от друга.

     Никогда не забуду, как в пору моего детства долгими зимними вечерами приятели отца, зашедшие, бывало, на огонёк скурить цигарку-другую или испить по стаканчику спелой бражки, засиживались иногда допоздна и в итоге обязательно в своих бесконечных воспоминаниях о минувшей лихой молодости доходили до "страшного". Все они являлись детьми всё той же военной поры, и им всегда было что рассказать. Наверное, это связано, прежде всего, с особенностями их неимоверно жёсткого и безрадостного жития в годы тех великих, трудных испытаний. Всегда во времена войн, революций и разрушительных стихийных бедствий происходит множество непредвиденных трагических смертей; многие из погибших людей остаются не преданными, как положено, земле, и их неприкаянные души наполняют собой видимый мир и мечутся потом между Небом и Землёй, моля нас о помощи или пытаясь, возможно, предупредить о чём-то нехорошем. А ещё, оттого что нарушается баланс сил между Добром и злом и сильно смещается в отрицательную сторону, вылазит на свет Божий вся потусторонняя мразь, какая только там существует. И ведёт себя эта грозная нечисть, в отличие от часто безобидных привидений, совершенно иначе: стараясь как-то навредить - или измучить, или напугать, или даже извести. И нужно всегда уметь чётко различать эти абсолютно разные сущности и держаться подобающим образом: где применять крест святой или молитву, а где полагаться на свой холодный рассудок.

     В наше непростое время конца ХХ и начала ХХI века так же не редко мелькают сообщения о всяких несусветных чудесах и светопреставлениях. А чему тут собственно удивляться, если в мире снова столько злобы и ненависти. И если подойти к проблеме с другого конца, то по тому, насколько часто человечество начинает вдруг встречаться со всякими там потусторонними штучками или другими загадками, можно с уверенностью судить, насколько правильно или неправильно мы живём. По тому же, кстати, иногда кажется, что мы уже очень близко подошли к Концу Света и давным-давно нашим грешным миром правит антихрист. Именно так и сказано в библии о завершении существования этой цивилизации…

     Я не хочу никого и ничем пугать, и все замечания всего лишь мои лирические отступления, но всё же, задуматься предлагаю. И многим!.. Особенно тем, кто помешан на богатстве и власти. Ведь богатство и власть - причины всех наших нынешних бед…
 
     Мои рассказы будут весьма краткими и точными по содержанию, чтобы, не приведи Господи, кого не утомить, и я советую всем ознакомиться с ними обязательно. Авось пригодится. Может кто-то и найдёт в них для себя что-то полезное или просто интересное.

     В первую очередь поделюсь тем, что видел и чувствовал сам и очень близкие мне люди, а если останется время и желание, расскажу и о том, что видели хорошие или случайные знакомые. Постараюсь вспомнить всё до мелочей. А если чего упущу, не обессудьте. Самое главное, поверьте в то, что всё это было на самом деле. Зачем было и почему, я знаю не больше Вас, и все мои выводы в основном предположения, некоторым же из советов, например, как противостоять тем или иным напастям, всё же прошу внять. Ради этого в большей степени я и взялся за перо.          



     Случай на сеновале.


     Это произошло со мной очень давно. Где-то в отрочестве или юности. И к тому же, насколько я помню, впервые в жизни. Знаю точно, что до тех пор я был страшным скептиком и начисто отвергал всё, что было так или иначе связано с чем-то противоестественным и религиозным. Уж так нас учили и воспитывали в школе. И пусть родители мои были достаточно суеверны и пытались внушать постоянно обратное, я никогда и ни во что не верил: ни в Бога, ни в дьявола - хоть и слушал всегда с великим удовольствием рассказы взрослых о домовых, леших и деревенских колдунах. Считая их, скорее всего, наверное, «бабкиными сказками», переделанными каждым рассказчиком немного на свой лад. И только лишь после случившегося понял, как ошибался, и сумел увидеть истину.

     ...Стоял самый разгар сенокоса. Всё население нашей деревни с утра до ночи пропадало в поле или на лугу. В первую очередь старались косить на пуды - в колхоз, а уж потом, между делом, и для себя. В нашей семье тоже не отставали от других, чтобы вовремя, пока позволяет погода, заготовить на зиму корм для скота. Накат во дворе уже полностью был заполнен свежим, душистым сеном, и, чтобы спастись от духоты, стоявшей в избе, раскалённой за день знойным июльским солнцем, решили мы с зятем перебраться спать на сеновал. Ведь это сулило хорошую возможность прекрасно выспаться, вдыхая неповторимый, чудесный аромат только что скошенных и высушенных трав.
 
     Зятя величали Виктором, он был мужем моей младшей сестры и приехал на выходные помочь скосить и убрать усадьбу. Имея довольно крепкое телосложение, он был к тому же ещё достаточно молод и силён духом. Ещё днём мы отнесли с ним на сено постельные принадлежности и приготовили себе логово для ночлега, считая, что вечером, в сумерках, делать это будет не слишком удобно.

     Виктор отправился почивать почти сразу после ужина, ну а я, пообещав ему составить компанию где-нибудь под утро, помчался в клуб, чтобы, как всегда перед сном, немного пообщаться со сверстниками. Обычно это немного продолжалось до первых петухов, но в тот день у нас, как на грех, что-то не сложилось. Возможно, ребята рассорились с девчонками, возможно, что-то ещё, сейчас не помню. Домой я вернулся приблизительно около часа ночи. Чтобы никого не потревожить, тихонько пробрался к Виктору на сеновал. Он даже не проснулся, когда я залезал под одеяло и  выбирал удобную позу для сна, и лишь тихо, ровно посапывал, не нарушая приятной ночной тишины. В моей голове не рождалось никаких мыслей, а мой юный, натруженный за день организм страстно жаждал избавиться от усталости и поскорей набраться свежих сил для нового трудового дня. Уткнув нос в подушку, я свернулся удобным полуклубочком и быстро-быстро заснул, провалившись, как в прорву, в глубокий, бездонный сон…

     Проснулся я, как мне показалось, всего через мгновенье от невыносимого, душераздирающего крика над головой. Кричал человек, но не своим голосом и так, будто его бросили в котёл с кипящей водой!: сначала громко и отчаянно, словно понимая свою обречённость, затем медленно со стонами затихая, будто постепенно умирал…

     Всё происходило в полной темноте и буквально в метре! от нас. Потому что лежали мы под самым князьком крыши, а голос доносился именно с князька и прямо напротив нашего лежбища...

     Такой жути, какая снизошла на меня в тот раз, я не испытывал никогда - ни до, ни после тех событий! Сознание включилось сразу, и, чтобы получить какую-то поддержку и найти спасение от охватившего все члены моего тела неуправляемого животного страха, я резко повернулся к зятю и стал трясти за плечо, вполголоса произнося его имя. В ответ он также тихо прошептал пару раз: «Тише, тише», - и замолчал… и больше уже не пошелохнулся…

     Наступила неопределённо-долгая, тягучая тишина... Как будто всё вокруг исчезло: и время, и пространство… Я почувствовал, как сначала остановилось моё чудом не разорвавшееся сердце, а потом бешено, гулко заколотилось, словно намереваясь выскочить из груди. Я лежал, боясь пошевелить пальцем и произнести хоть слово. Мне представлялось почему-то, что зятёк уже помер от испуга, а со мной произойдёт сейчас что-то более страшное… Не знаю, каким органом чувств, я слышал лишь, как шевелятся волосы на голове и ощущал, как холодеют, отказываясь повиноваться, конечности…

     Шорох, донёсшийся через пару минут снизу: по всей вероятности, это зашебуршали находившиеся там овцы - ещё более усугубил моё состояние. Хотелось вскочить и бежать к людям, и звать на помощь, но дикий ужас парализовывал волю и всё сильнее сковывал мышцы. В тоже время спасаться бегством или молча ожидать своей участи было одинаково страшно и невозможно…
 
     Сколько времени я так пролежал, однако, ни жив - ни мёртв, сказать трудно, но каким-то образом всё-таки уснул. Снова проснулся, когда уже сквозь небольшие отверстия в крыше просачивался мерцающий утренний свет. Рядом никого не было. Вспомнив, что случилось ночью, и удивившись, почему меня никто не разбудил, я опрометью кинулся в дом, надеясь услышать там о чём-то невероятно неприятном. Ведь то, с чем нам пришлось столкнуться сегодня ночью, вряд ли бы случилось просто так или ни с того ни с сего…
 
     Отец с матерью были уже на работе. Сестра с детьми ещё спала, а Витёк спокойно сидел за столом на кухне и за обе щёки уплетал свой завтрак, с каким-то забавным удовольствием шумно запивая его молоком, которое он никогда не пил...? Я даже как-то стушевался поначалу. Подумалось: а не схожу ли я с ума? Но всё, произошедшее несколько часов назад, было ещё настолько свежо и явно, что через мгновение мои сомнения отпали и я спросил его сразу же и напрямик: не слышал ли он чего ночью... а если слышал, то почему, кроме «тише, тише», за всё время не проронил больше ни слова и не попытался меня как-то успокоить? Чтобы я, чего доброго, не испустил дух от ужаса...

     Он ответил, что слышал: кричал будто бы дрянью какой-то мужик, и он думает, его кто-то убил... А молчал оттого, что прислушивался, ожидая, как побегут те, кто убивал...?

     Странными показались мне эти его ассоциации, и я удивился во второй раз. Ведь кричала-то, по моему мнению, женщина и прямо у нас над головой... Да и кому какой прок убивать кого-то на нашей крыше?..

     Не пытаясь даже что-то объяснять и доказывать, я предложил ему пойти опросить соседей: может, они о чём-то знают и смогут хоть что-нибудь прояснить.

     Соседи жили рядом. Их дом располагался всего метрах в семи-восьми от нашего. Находились в нём женщины-дачницы, приехавшие на лето из Ленинграда, чтобы отдохнуть на лоне нашей распрекрасной, не изуродованной ещё чьими-то безумными проектами природы и подышать свежим воздухом.

     Когда мы постучались, они ещё все, видимо, спали и потому отнеслись к нашим странным вопросам слегка напряжённо. В итоге же, всё-таки пояснили, что вообще ничего не слышали и спали спокойно. Меня их ответ немного озадачил, но Виктор на это никак не отреагировал. Как будто совсем и не ожидал от них другого. Он стал настойчиво предлагать обойти с собакой и зачем-то с ружьём огороды и усадьбы: и нашу, и соседей. Он почему-то был уверен, что где-то там валяется труп и нам его обязательно надо найти, «пока тот не испортился»…

     Я не стал сопротивляться, и мы метр за метром, естественно с собакой и ружьём, обошли всю прилежащую к домам и усадьбам территорию. И ничего, конечно же, не нашли. В принципе я и не рассчитывал, чего-то найти. Потому, что твёрдо был уверен в другом и теперь отчётливо понимал - если кто-то из нас и сходит с ума, то это уже точно не я…
 
     Когда все вопросы, не получив ответов, отпали, мы немного успокоились и отправились разваливать сено. Каждый со своими соображениями в голове.

     День между тем разгорался, и солнце поднималось всё выше и выше, стремясь поскорее расплавиться в зените, чтобы задать нам хорошего жару и  выпарить из дум всякие дурные мысли. За работой мы и не заметили, как быстро пролетело время, и поняли, что пора на отдых, когда сестра позвала к обеду.

     Мать тоже была дома. Успела уже прийти с работы и сбегать на дойку, чтобы порадовать внуков, как проснутся, парным молочком. Кроме отца - он брал обычно, из-за специфики своей работы, перекусить с собой - все были в сборе и сразу же, как только мы заявились в избу и помылись, приступили к трапезе…

     Именно за обедом и наступила кульминация того, что пришлось нам с Витьком пережить за первую половину суток. Во всяком случае, для меня. Делясь новостями, какие довелось узнать от женщин на работе, мать поведала и о той, от которой мне снова стало шибко не по себе. И так, будто я вновь оказался один на тёмном сеновале! Опять на теле выскочили мурашки, а вдоль спины побежал мороз. Оказалось, сегодня, где-то после полуночи, примерно в то же самое время, когда нам с зятем выпало такое нелёгкое испытание, умерла Виноградова баба Маня, живущая в полуверсте от нас...

     Так бы оно вроде и ничего - ну умерла и умерла - но её многие обвиняли в дружбе с нечистой силой. Говорили, что, мол, ночами таскала она на себе сено из леса за три километра от дома и будто всегда спокойно натаскивала на целую корову - разве ж такое может нормальная женщина?!..

     Испугавшись уже окончательно и не на шутку, я не стал ни с кем делиться  своими соображениями, понимая, что моя беззаботная жизнь отныне закончилась, и принял решение - на сеновал больше ни ногой! Никогда! Пугало и беспокоило больше всего не то, что произошло с нами сегодня - беспокоили причины этого. Связь между смертью бабушки и криком умирающей женщины, который я слышал на крыше, улавливалась чётко, но непонятно было, что бы всё это значило? - почему именно я услышал этот крик? Мелькнула догадка о том, что зятёк вряд ли вообще проснулся до конца, когда я, ища поддержки, тряс его ночью за плечо. В его сознании, видимо, перемешались тогда и сон и реальные события, от чего он и не понял ничего толком. От чего и несёт всякую чушь про убийство и труп, и так странно ведёт себя в такой непростой ситуации. Ему и сейчас, кажется, всё до лампочки. Полной же уверенности, конечно, у меня на этот счёт нет: может зять просто притворяется и старается держаться так, чтобы не упасть в глазах жены и детей? - ведь чужая душа потёмки. Когда же я сказал ему о своём намерении не ходить спать на сено, он ехидно засмеялся и заверил, что ни за что не откажет себе в удовольствии ночевать на воздухе. Сказал, что всё ерунда и глупости, и он этого совсем не боится...

     И вечером действительно пошёл спать на накат, но… с ружьём и с собакой! забыв, к тому же, почему-то выключить свет во дворе…?
 

     Много лет прошло уже с тех пор, как это случилось с нами на сеновале. Давно уже нет в живых и Виктора, царство ему небесное! Помер он бедолага несколько лет назад от очередного тяжкого запоя. Помер, можно сказать, совсем молодым: не выдержало бедное сердце Витька всех тех испытаний, какие выпали на его долю - скандальный развод с моей сестрой, не сложившиеся почему-то совсем отношения в новой семье и то страшное, что сотворили иуды с нашей страной, добили его вконец…

     Мною жизнь в принципе тоже почти прожита. Но, как и тогда, я всё ещё отчётливо помню всю хронологию и все подробности тех событий и пытаюсь понять, что же всё-таки это было и каким образом повлияло на наши судьбы. Со своей жизнью пока ничто и никак связать не могу, потому как в ней произошло столько всего хорошего и столько плохого, что просто невозможно разобраться, а вот на здоровье зятя, мне кажется, случившееся как-то повлияло. И не в последние годы, конечно же, - раньше.

     Не могу с достоверной точностью сказать, через какое время после той злополучной ночи он заболел, но точно после. Заболел сильно: вечный страх, неуверенность в себе, непереносимость и солнца, и дождя преследовали его неотступно, где бы он ни находился - он сгорал хоть и медленно, но прямо на глазах. К каким только врачам его не возили, доктора ничего не могли найти. Помогла лишь только знахарка из Лихославля, к которой он всё же после многих и многих уговоров родни решился наконец поехать. Всего шесть сеансов нехитрых процедур, и человек полностью избавился от сатанинских чар: то есть, от порчи. О том, что это была порча, сказала бабуля, которая лечила - таким образом отомстила ему женщина, на которой он в своё время обещал жениться и не сумел. Сделано было насмерть…

     Впрочем, сейчас меня это не слишком удивляет. Непонятно до сих пор другое: каким боком ко всему этому прилип тогда я? Причём тут были мой сеновал и смерть бабы Мани, которую Витёк никогда не знал и ни разу в жизни не видел?..
 
    Ответ у меня пока только напрашивается один: видно на зятя тогда уже, вернее, до того уже наложена была та отрицательная энергетическая сущность, которая должна была и могла его уничтожить. Именно она ответила таким жутким для нас образом на гибель отслужившего дряхлого тела и грешной души, которыми владел её некий собрат. А я оказался тогда всего лишь случайным свидетелем...

     На такие мысли меня наводит следующее обстоятельство - после своего выздоровления зять абсолютно не помнил того, что с нами было в то непростое и в какой-то мере судьбоносное для него лето. Мне даже пришлось из-за этого пережить однажды одну очень и очень неприятную неловкость…

     Не знаю, насколько это странное происшествие определило моё будущее, зависели ли как-то те несчастья, которые свалились потом на меня и продолжают сваливаться по сей день, от него, но с тех самых пор я, как и обещал сам себе, никогда не спал и не сплю больше на накате. Не потому что боюсь, нет - просто исчезло ощущение той романтической, божественной прелести и ещё чего-то радостного и необычно приятного для души и стало абсолютно недоступно пониманию. Как будто выключилось в сознании то, что вызывало прежде положительные эмоции при одной только мысли о ночлеге во дворе на свежем сене. В первый год, правда, я действительно боялся. И не только спать на сеновале, но даже возвращаться домой с гулянки позже полуночи или раньше третьих петухов. Со временем же всё постепенно переросло просто в какую-то даже неприязнь...

     Наверное, это закономерность. Своего рода защитная реакция подсознания: нежелание разума контачить с тем, что может таить в себе опасность или явную угрозу жизни…      


       2009 г.               
               


Рецензии
Очень интересная история сама по себе, плюс написана сочно и со вкусом. Удачи, жду новых произведений.

Александр Ливенцев   30.04.2011 21:16     Заявить о нарушении
Спасибо! С теплом -

Алексей Самарин 3   12.11.2012 21:30   Заявить о нарушении