Сергий Радонежский никита дробин

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ Никита Дробин

Воззрением на Святую Троицу
преодолевать ненавистную миру рознь.
Сергий Радонежский.

Имя Сергия Радонежского известно каждому на Руси, а носитель его почитается первым среди наших православных святых . Но чем он прославился, по большому счёту никому не известно. Нельзя же, в самом деле, считать достоверным источником информации житие от Епифания Премудрого, тем более правленое. А узнать негде, даже у академика Фоменко.
Ну как же, - возразят некоторые, - он же основал многие монастыри! Но таких под-вижников на Руси было множество. Алексий основал в Москве на Яузе Спасо-Андроников монастырь, Савва близ Звенигорода – Савво-Сторожевский, Кирилл - Кирилло-Белозерский, Сильвестр (Воскресенский Обнорский) и т.д., а первый монастырь был на Руси основан Ан-тонием и Феодосием Печерскими в Киеве (Киево-Печерская лавра).
Да, но Сергий благословил Великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву! Благословил? Да загляните в житие святителя Киприана – митрополита Киевского и всея Руси; оттуда узнаете, что только благодаря «его чуткому руководству» была выиграна Кули-ковская битва. Киприан будто бы сделал так, что литовский князь Ягайло, спеша на помощь своему союзнику - хану Мамаю, опоздал на день . И это не всё! Из жития мы узнаем, что Киприан отвратил также и нашествие Тамерлана на Русь, устроив крестный ход с переносом иконы Владимирской Богоматери в Москву . Так что по «житиям» Сергий и в подмётки не годится святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси. Тем не менее, кто сего-дня этого митрополита знает, кроме историков церкви? А Сергий чтится народом и до, и по-сле своей смерти Заступником земли Русской. Это потом церковь станет считать Сергия Ра-донежского преподобным, переиначив его славный титул на свой лад «игумен земли Рус-ской». Наверное, чтобы мы понимали: должность игумена (а по современному монастырского менеджера) равноценна великому титулу «Заступник» …. Так что вопрос остаётся открытым.
Как же выйти из подобной ситуации? Гумилёв Л.Н. предпочитал историю рассматри-вать с высоты «птичьего полёта»: лучше прослеживаются межсистемные связи и контакты. Мы так и сделаем, но сначала воспользуемся методом «психологической достоверности» и присмотримся к знаковым событиям биографии Сергия Радонежского в их церковном изло-жении.
огда мальчику Варфоломею было 13 лет, отправил его как-то раз отец искать отбившихся от табуна жеребят. В конце длительных и безуспешных поисков Варфоломей встретил монаха, и на вопрос: Что тебе надобно, чадо? - ответил: Никак не могу выучиться, не понимаю, что мне толкуют. Съев данную монахом просфору, Варфоломей начал бегло читать. Монах ещё якобы сказал: Отрок будет некогда обителью святой Троицы….
Что здесь является психологически недостоверным, не считая трафаретности этого эпизода? Примерно такая схема присутствует в житиях всех будущих святых. Но оставим это на совести авторов «житий» и патериков. А сами зададимся вопросом: Почему создатели мифа - а это, безусловно, миф, - думают, что люди, читающие их опусы, уже с первых страниц не помнят ничего из всего ранее прочитанного? Да испокон веков, со времен становления христианства в народе, встреча с монахом считалась плохой приметой. Монах может унести душу, что, кстати, буквально и изображает памятник в Радонеже . В ПВЛ за 1068 год есть такая возмущенная запись: «Это же по диавольскому научению такой приметы держаться: Если кто на пути встретит черноризника или свинью, то возвращается». Но что поделаешь, из песни слово не выбросишь…. Эпос тоже не чествует клир. Вот описание сцены из былины «Илья Муромец», где главный герой «учит» Алёшу Поповича, оскорбившего гостей Ильи на пиру: 
«Ах ты гой еси, нахал, собака поповская,
Не тебе меня учить да указывать».
Как ударил его в плечи богатырские
Да и раз, другой да во третьих.
Присогнулся Алёша, поскоробился,
Будто пьяный напился на честном пиру.
Вы скажете, что с того времени многое изменилось. Нет, не изменилось! Уже в XIX ве-ке мы находим в письме Белинского к Гоголю: «Неужели же, в самом деле, вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочку и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, брюхаты жеребцы? Попов...» .
Но церковь не оставляет попыток самореабилитации. Недавно клирик Свято-Троицкого собора Армавира (Краснодарский край) отец Павел переиздал произведение Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» якобы в соответствии с редакцией Жуков-ского, где поп заменён на купца. Вот отрывок из «армавирской» редакции:
Жил был купец Кузьма Остолоп
По прозванью осиновый лоб.
Пошёл Кузьма по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда .
Правка пушкинского Балды и по Жуковскому-то воспринимается с чувством неловко-сти, а уж со стороны церковников и вовсе по пословице: На воре шапка горит. Но здесь они вообще, что называется, вляпались. Дело в том, что по словарю Даля скупой, скаредный, ко-рыстный купец – ни что иное как жид, жидюга. А это, в современном понимании, изви-ните, уже попахивает экстремизмом. 
битель на Маковце постепенно приобретает популярность. Слава Сергия доходит даже до Царьграда, в связи с чем существует официальная версия, что Вселенский Патриарх Фило-фей присылал Сергию с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). Сергий с благословления митрополита Киевского и всея Руси Алексия вво-дит этот устав.
Версия явно притянута. Почему? А как Вы считаете, если пришло указание Вселенско-го Патриарха, и к нему добавилось ещё и благословление митрополита, то смогла бы в Тро-ицкой обители возникнуть оппозиция игумену Сергию по поводу введения устава? Нет, ко-нечно, оппозиционеры тут же попали бы под анафему и статью об отлучении от церкви. А она появилась…. И ещё. Нужно представлять, что собой представляла эта духовная визан-тийская элита. Интернациональная солянка, пропущенная через монастыри Афона, причём тогда особножительского (!) устава (особенности монастырских уставов рассмотрим позже). 
Значит, вся эта версия о патриарших рекомендациях является поздней придумкой, имеющей целью продемонстрировать якобы менеджерские и селекционные способности церкви в поиске и взращивании талантов, ведь Сергию только что исполнилось 20 лет. На деле же была попытка реализовать принцип: Не можешь управлять процессом, возглавь его.
следующие очень важные вопросы. Какие-то странные иноки были у Сергия Радонежского? Иноки, которые смогли составить конкуренцию лучшим профессиональным поединщикам вражеских армий. На такое не способен чернец, который постится дважды в неделю и ежедневно читает многочасовые молитвы - нужны длительные тренировки и плотная еда! И ещё. Почему 20-ти летний Сергий в 1353 году дал согласие на назначение себя игуменом монастыря и произведение в сан священника (минуя несколько ступеней церковной «святости»: иподьякона, чтеца, дьякона и протодьякона), а в сорок с небольшим - 1375-76 годах - категорически отказался от предложения (исходившее, в том числе, и от князя Дмитрия) стать преемником Алексия на митрополичьем посту, сказав, что от юности не был златоносцем, и даже оскорбился, пригрозив, что уйдёт в дальние скиты, если они будут настаивать? Здесь «психологическая достоверность» не поможет, и ответить на такие вопро-сы, не поднявшись до необходимых высот «птичьего полёта», мы, пожалуй, не сможем.
Известный писатель Сергей Алексеев считает, что историческая периодичность жизни Русской цивилизации равна примерно трём столетиям. Вот и мы вслед за ним отмотаем от года назначения Сергия игуменом 300 лет и посмотрим, что тогда происходило в окружаю-щем нас мире.
В 1054 году Ярослав разделил Русь между тремя старшими на тот момент сыновьями - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Был дан старт более чем трёхсотлетнему витку  удельщины и дробления, а с ними и гражданским войнам. Вспомним также, что этому собы-тию предшествовала ещё и христианизация населения, последствия которой были сопоста-вимы с европейской чумой . Русь тогда на треть обезлюдела и стала провинцией Византии. По-видимому, власть Рюриковичей, всё-таки была нелегитимной. Посмотрите, как они на-стойчиво брачевались с Европой и Византией. Даже Иван III на Софью Палеолог, принцессу уже несуществующего дома Византийских императоров, клюнул. Похоже, только привлече-нием христианства на свою сторону они и удержались у власти, а может, это и было услови-ем их существования….   
Вообще говоря, христианство ни в одной стране не имело, и не будет иметь успеха как религия, если, конечно, под ней понимать связь с Богом - Творцом. История это подтвер-ждала многократно. Основы христианства зиждутся не на божественных канонах мирообра-зования, а на низменных, и потому самых действенных положениях (от слова ложь), так ска-зать, на гране искуса. Например, с помощью шулерских лозунгов: «Кесарево кесарю, а Бо-жие Богу», и «Всякая власть от Бога»  христианская церковь вытащила из рукава даже не козырную карту, а джокер, с помощь которой смогла переманивать на свою сторону боль-шинство национальной элиты. Трагично, но именно элита не выдерживает искуса богатством и властью. Французский историк-медиевист Жак ле Гоф отмечает: «Хри-стианская проповедь почти всегда терпела неудачу, когда она пыталась обратиться к языческим народам и убедить массы. Но, как правило, она добивалась успеха, когда привлекала на свою сторону вождей» . Именно с помощью этих прозелитов «золотого тельца», а также варяжских «ревнителей порядка»  и миссионеров – так называемых просветителей, братьев Солунских (Кирилла и Мефодия)  удалось разрушить союз земель и городов древней Гардарики . Апофеозом деятельности этой триады стало раздробление страны на удельные княжества, размером с деревню.
Волхвы, во избежание дальнейшего кровопролития и физического уничтожения насе-ления (инициированного исключительно этой так называемой элитой), ушли из активной жизни . Начался стихийный отток населения из обжитого центра на окраины. Основным направлением движения был северо-восток в сторону Владимира и Суздаля. Но с середины XII века и с юго-востока стали приходить слухи о появлении в евразийских степях какого-то государства с «христианским» царём, отцом Иоанном. Слухи так бы и остались слухами, однако…. Мы к этому вернёмся чуть позже. А пока обратим взгляд на Европу – эту колыбель христианской экспансии.
В том же 1054 году официально, взаимными анафемами, христианские церкви Рима и Константинополя оформили свой развод. А в 1204 году под предлогом помощи Византии в деле освобождения от мусульман Иерусалима – святой земли - крестоносцы 4-го крестового похода взяли Константинополь и пытались создать на месте Византии Латинскую Империю. Не совсем удачно для латинян, однако после этих событий Византия стала своеобразной федерацией, лоскутным государством, и окончательно исчезло в 1453 году взятием турками-османами Константинополя.
Таким образом, главным политиком с начала XII века на европейской арене становится католицизм. И он направил свои взоры на Русскую равнину. Были созданы два ордена Ли-вонский и Тевтонский. Последний под лозунгом «помогать - защищать – лечить» оказал «эффективную помощь» местным языческим племенам пруссов и др. в деле перехода в иное бытиё, после чего, скоординировав свои действия с ливонцами и папой, начал готовиться к походу на северную Русь. И тут неожиданно из евразийских степей в Европе появляется не-большое, но высокопрофессиональное ордынское войско, руководимое Батыем (1241-1242гг.). Оно разделилось на отряды, прошло через Польшу, Венгрию и Чехию (заметим: все страны – «папистские»!) и, разгромив «цвет» среднеевропейского рыцарства, беспрепятст-венно дошло до Аппенин  (резиденции папы), остановившись рядом с Венецией. Правители Европы были в панике. Один король-крестоносец – Людовик Французский – готовился при-нять мученический венец в случае вторжения варваров во Францию. Другой – император Фридрих II – отправил даже посольство к Батыю, одновременно готовя корабль для бегства в Палестину в случае неудачи этого посольства. Однако неожиданно ордынское войско ушло назад в Орду. Официальная история гласит, что только наличие в тылу у Батыя русских кня-жеств остановило это нашествие ордынцев на Европу. Мы же представляем читателю само-му сделать психологически достоверный вывод об этом событии. Добавим лишь, что одно-временно с походом Батыя, а может быть отца Иоанна(?), - отец по-русски - батя, - на севере Александр Невский - будущий побратим Сартака (сына Батыя) - разгромил на Чудском озере объединённое войско тевтонского и ливонского орденов.
Вернёмся в XIV век. На Русской равнине в то время действовали три видимых игрока: Орда, Литва и множество разрозненных княжеств северо-восточной Руси, зависимых адми-нистративно от Орды и идеологически от Византии.
В 1363 году Ольгерд Литовский громит ордынцев и присоединяет к Литве территории по Днепру, Днестру и Бугу. В Киеве сажает своего сына Владимира. В 1368 году подчиняет Смоленское княжество. В том же году жжёт посады Москвы, потом в 1370 году - ещё раз…. Но почему это оказалось возможным? А потому, что с 1359 по 1380 год в Орде была Великая замятня, когда на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов. Мамай, как наибо-лее сильный военачальник, стал контролировать земли к западу от Волги, а в Поволжье и на Востоке, сидели легитимные, но слабые ханы (в чём крайне были заинтересованы купече-ские волжские города). 
То есть на Русской равнине уже практически не осталось ничего русского. Юго-западные земли были еще Даниилом Галицким перетянуты за обещанный королевский титул к католикам, правда неудачно, и после смерти князя они распались на отдельные населённые пункты.
Западные славяне частично были уничтожены, частично инвертировались в католиче-скую Европу, но как второсортная провинция.
Новгород в борьбе с Ганзейским союзом, Генуей и Венецией потерял своё торговое могущество.
Орда окончательно ассимилировалась: население евразийских степей, при любых на-чальных условиях, всегда очень быстро приобретало азиато-тюркские черты. Это свойство всех пограничных областей Евразии: юг - многолюднее.   
Только на северо-востоке ещё теплилась русская жизнь. Ходили слухи, что это Иван Калита, каким-то образом исхитрившись, сумел отхватить деньги разгромленного ордена тамплиеров, чем и обеспечил приток населения в Северную Русь. Но это было только насе-ление, а не народ! Ему для пробуждения, как в пушкинской сказке о спящей царевне и семи богатырях, был нужен королевич Елисей... Вот теперь мы и вернёмся к деятельности 20-ти летнего игумена Сергия Радонежского.
ыше мы затронули тему о монашеских уставах. Рассмотрим сейчас её подробнее. Пер-вичным и основным смыслом существования монахов по всем вероучительным законам считалось и считается спасение ими собственной души посредством поста, молитв, смирения страстей и умерщвление плоти. Этим они всегда и занимались, уйдя из мира. 
Во времена Сергия Радонежского в знаменитых Афонских монастырях властвовал мо-нашеский устав особножительного типа (что сохранилось и по настоящее времени, правда, только в скитах). Каждый поселенец имел собственную келью, еду, одежду и свои средства. В монастырях общежитийного устава наоборот - монахи все необходимые еду, одежду, обувь и прочее получают от монастыря. Труд монахов безвозмезден, результаты труда пол-ностью принадлежат монастырю.
Первый монастырь общежитийного устава был основан в IV веке Пахомием Великим, отшельником, в прошлом римском солдатом в 318 году (Южный Египет). Первый русский монастырь общежитийного устава создал Феодосий Печерский. Но этот устав не прижился в Киевской Руси. По этому поводу известный православный историк Голубинский писал: «Преподобный Сергий Радонежский восстановил у нас истинное монашество, но и после него не было так, чтобы монашество это осталось у нас навсегда. И после него, как после Феодосия, оно падало, а если после падений снова поднималось, то уже не достигало высо-ты, на которой было поставлено им».
О каких таких высотах общежитийного Сергиева монашества говорит историк? С фор-мальной стороны современный общежитийный устав полностью соответствует положениям устава Пахомия Великого. Но у Сергия было не совсем так.
Буддистские, да и христианские монахи, считая, что осуществляют молитвенную практику не только за себя, но и за мирян тоже, живут подаянием последних. Сергий же запретил принимать подаяния и поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда. В то же время Сергий не отказывал пожертвованиям. Постепенно с ростом его славы; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Дальше процесс монастырской колонизации пойдёт уже по нарастающей. Отшельники действовали весьма эффективно (было построено более 70 монастырей). Кстати Сергий их направлял не в какие-то необжитые дебри (это церковный миф!), а, как правило, в стратегически важные точки (в основном - транспортные развязки у слияния рек и на волоках). На месте образовывалась дисциплинированная коммуна, которая немедленно приступала к хозяйственному освоению прилегающих территорий и к обработке сознания местных жителей. Троице-Сергиев монастырь приобрёл значение монастыря-метрополии, окруженного множеством монастырей-колоний, расположенных на великокняжеских и удельных землях северо-востока .
Вывод очевиден. Из эксперимента с общим житием в Троицком монастыре стало вы-растать нечто вроде государства Сергиевых монахов, которое по праву следует называть «Святой Русью» . Конечно, это было не классическое государство, а скорей сетевая струк-тура, узлы которой связывала своеобразная идеология, основанная на общежитийном уставе. Но в этой структуре всё было продумано до мелочей: были и свои органы управления, и своё право, и своя экономика. К середине XV века Троице-Сергиев монастырь стал крупнейшим землевладельцем страны .
А теперь, вспомните посольство Филофея в Троицу? Тогда возглавить не удалось! По-этому начались попытки подрыва «Святой Руси» путем дискредитации и Сергия, и его идей в глазах светской власти. Первые прикидки были приурочены к движению стригольников, которые отвергали церковные таинства, иерархию и всё монашество (именно всё, потому что открыто выступать против Сергия было опасно). Представители Русской Церкви в своих посланиях связывали идеологию еретиков с иудеями и с происками латинян . Это движение ещё при жизни Сергия было разгромлено в Новгороде, но сохранилось в городе Пскове, а в начале XV века распространилось и на Москву.
В XV веке в Новгороде и Москве появились «жидовствующие». «Новая» ересь достала уже даже до великого князя Ивана III, поскольку пыталась привязаться к сепаратизму Новго-рода, и привлекла на свою сторону нестяжателей. Эклектичное, по сути, объединение вре-менно нашло точки соприкосновения в своих составляющих, и под руководством «жидовст-вующих» нанесла серьёзный удар по официальной церкви (но истинное направление было конечно на «Святую Русь»). Сила удара увеличилась ещё и потому, что идеология общежи-тийного монастырства, после смерти Сергия достаточно быстро стала разбавляться стяжа-тельством. Иван III тоже вёл свою игру и попытался наложить руку на монастырские земли. Но тогда государство монахов было спасено усилиями Иосифа Волоцкого, утверждавшего, что монастыри могут эффективно выполнять свои социальные и сакральные функции, толь-ко если будут богаты .
В лихолетье «смутного времени» высокодуховные традиции Троицко-Сергиевской лавры ещё были сильны, благодаря чему она сыграла одну из ведущих ролей в восстановле-нии русской государственности. Монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов, стал одним из оплотов (в том числе и финансовым) Второго ополче-ния Минина и Пожарского .
«Святая Русь» (хотя, конечно, это была уже не «Святая» и не «Русь») была разгромлена в XVIII веке. При Петре III были подготовлены основные документы по секуляризации, а в 1764 году указом Екатерины II из 953 монастырей, наличествовавших тогда в России, было уничтожено 568 единиц.
ак кем же был Сергий? Пушкинским Елисеем?... Может быть! Александр Сергеевич тоже был не прост. Для него, по-видимому, не были тайной за семью печатями следующие слова польского историка и культурного деятеля Мацея Меховского (1457-1523): «Надо знать, что славяне произошли от Иавана, сына Иафета, через Елиса….» . Иначе говоря, мёртвую (или спящую) царевну-народ по Пушкину оживил или пробудил герой, являющийся вопло-щением первопредка.
Но важно ещё другое. Сергий Радонежский, похоже, был первым в мировой истории деятелем, который применил стратегию использования сильнейшей стороны врага для побе-ды над ним. В спортивных единоборствах (особенно восточных) этот приём хорошо извес-тен, однако на столь высоком иерархическом уровне управления (мировоззренческом) он применён, пожалуй, впервые.
Поняв, что прямое противодействие мировоззренческой диверсии, важным инструмен-том которой, на том этапе, являлось христианство, не принесёт желаемых результатов, Сер-гий решил для восстановления разрушенной структуры системы «народ» использовать монастыри. Монастыри, которые внешне и формально были бы безупречно христианскими (то есть обеспечивали бы жаждущим спасение собственной души), но внутренне стали бы скрепой, формирующей структуры будущей системы общежития. Задача в общем случае, до Сергия никем не решалась, и даже и не ставилась. На этом поприще Сергий полностью переиграл «инициаторов непрямых действий», что говорит о высочайшем статусе его лично-сти .
Но для подъёма населения до уровня чувств народа нужно было какое-то общее дело (но уж конечно не построение Вавилонской башни , затеянное в своё время инициаторами в целях воспитания у населения чувства подчинения власти, что-то вроде «Стокгольмского синдрома» ), а такое дело, которое бы воспитало любовь к Родине.
Здесь нам поможет анализ Куликовской битвы и её итогов. В официальной истории этого события столько противоречий, что методу психологической достоверности одно раз-долье. Например, нам говорят, что в результате разгрома основных сил Орды её военному и политическому господству был нанесён серьёзный удар. А реальность показывает, что всё наоборот: Куликовская битва притушила гражданскую войну в Орде, Тохтамыш разгромил Мамая, через два года сжёг Москву и заставил её опять платить дань.
Есть также мнение, что Сергий своим благословлением способствовал Куликовской битве, которая обескровила северо-восточную Русь.
Да действительно, положительные политические дивиденды битвы был мизерными, и  северо-восточная Русь была обескровлена, но почему много раз ходившие потом на Москву ордынские войска с тех пор стали избегать битвы с русскими в открытом поле?  Я склонен согласиться здесь с Сергеем Алексеевым, который считал, что сбить состояние победной эйфории на Куликовом поле с ордынского войска, уже видевшего перед собой панически отступающие полки князя Дмитрия, могли только войны невиданного до тех времён типа (точнее забытого). Войны, которые врукопашную, как нож в масло, прошли сквозь ордынцев и утопили их в крови. И эти войны были подготовлены где-то в недрах Сергиевой Святой Руси. И этого ордынцы уже не смогли забыть.
Сергий Радонежский был мистическим общинником, создателем «Святой Руси» и ор-ганизатором возрождения русского духа в народе. А кровь, пролитая на Куликове… что ж, она была жертвенной кровью в акте возрождения нации. На Куликово поле пришли костромские, суздальские, ярославские, псковские, тверские, смоленские…, а ушли – снова только русские!
ам ещё осталось поговорить о Живоначальной Троице. Именно так была наречена церковь первой обители, построенной Сергием. Вопрос очень трудный. Христианская Троица, как символ, пониманию нормального человека не доступна. Да и специалисты при разъяснении указанного символа вынуждены применять трансцендентную логику . Не затрагивая бого-словскую сторону вопроса, рассмотрим генезис библейской  символики Троицы в иконах.    
         
Египетские триады.
Исторические корни библейской Троицы не могут быть оторваны от знаменитой триа-ды египетского пантеона Абидоса, состоявшей из Осириса, Исиды и Хора. На левом изобра-жении сидят (слева направо): Гор, Осирис, Исида. На правом - в том же порядке стоят: Гор, Осирис и Хатхор (другое имя Исиды). Связь очевидна, поскольку Моисей – создатель пись-менной Библии – был воспитан при дворе фараона и посвящен «во всю мудрость египет-скую».
 ложности начинаются уже с трактовки египетской триады. Понятно, что это не просто дань памяти знаменитым правителям, поскольку изображены всё-таки божественные сущности. Это триада, по идее, должна была бы символизировать главный принцип мироустройства. Однако символы на изображении низкой степени обобщённости: это отец, мать и сын. Если повысить степень обобщения то получится следующий ряд: мужское начало, женское начало и…. Как в таком смысловом ряду назвать сына? Опять мужское начало? Но тогда получается здесь только два, а не три начала. А мы видим три фигуры. Но может быть, под ними надо понимать отцовское, материнское и сыновье начала? В этом случае, как говорят, вызывает интерес: Как эти начала, согласно Древу жизни, смогли образовать весь мир? Неужели как в Библии, где «находчивые» дочки Лота продолжили свой род от подпоенного отца с помощью инцеста (Быт. 19:30-38)? Если так, то, слава богу, что нашим предком был Иафет, а не пращур Лота Сим….
Вот куда может завести столь вольное обращение с символикой. И думается это не на-ша вина, и не египетских художников, а заказчиков .   
 ассмотрим Троицу Ветхого Завета (иллюстрации ниже). Символика этой Троицы бо-лее корректна. Конечно, мы тоже видим три символа, но они, хотя бы, обезличены фигурами крылатых ангелов. Здесь другая трудность: если это правильно, то становятся не понятными рассуждения иконоведов и богословов на тему, какой ипостаси принадлежит та или иная фигура? И кто, с какой стороны должен сидеть? И почему каждой фигуре присовокупляют фоновую, цветовую индивидуальность и мизансцену? Значит всё-таки ангельская обезличенность не обеспечивает необходимую полноту символики Троицы? Непонятно также, зачем столь высокую символику нагружают сценами перерезывания горла тельцу-барану и сервировкой стола? Почему на иконах с изображениям Троицы, то есть Трёх На-чал, помещены конкретные фигуры Авраама и Сарры? Пусть их имена по исполнению Авраму 99 лет и благословлению стали содержать по две буквы «а» и «р», соответственно (Быт. 17:5-15), но всё-таки это люди, и грешные, чтобы им поклоняться в равной степени, как и Троице.
Короче говоря, даже безупречная, с точки зрения абсолютного большинства специали-стов, по качеству исполнения фреска Феофана Грека не даёт нам желанного удовлетво-рения.  На мой взгляд, неудовлетворённость вызывается исходными данными символики ветхозаветной Троицы. Если жизнь является главным результатом деятельности Бога-Творца, то символы должны содержать принципы живого начала. А вот этого мы не можем рассмотреть на иконе ветхозаветной Троицы. Ведь не жертвой же пробавляется Творец….               
 коны Новозаветной Троицы оставляют самое худшее впечатление. Источником нега-тивной оценки Новозаветной Троицы, является, в том числе, существующий запрет на ико-нографию Бога Отца. Например, в восточной церкви запрет вынуждал иконописцев иноска-зательно изображать Первое Лицо Троицы в виде краткой эмблемы – десницы. Существова-ли варианты изображения Христа в виде агнца , Святого Духа в виде голубя и т. д.
 ерейдём к Троице Рублёва. Это, пожалуй, единственная из икон, в присутствии кото-рой нужно молиться, но которой можно ещё и любоваться!
Андрей Рублёв начал свой путь иконописца в Троице-Сергиевом монастыре, некоторое время работал с Феофаном Греком. Знаменитую Троицу в «похвалу» Сергию заказал Анд-рею Рублёву Никон Радонежский, ученик и преемник Сергия . Не исключена возможность, что Андрей начал свою службу ещё при Сергии. В пользу такой версии говорит то обстоя-тельство, что хотя Троица написана в классической традиции (иначе бы она не была приня-та), но выполнена с глубоким пониманием «духа Сергия». Не претендуя на исчерпывающую трактовку, перечислим основные моменты, передающие воззрение Сергия Радонежского на Святую Троицу в исполнении Андрея Рублёва:
- минимум используемых средств и максимум символичности канона, убраны лишние  фигуры и бытовые сцены;   
- в Троице Феофана Грека изображение центрального ангела нарушает триединство канона (ангел выше всех). Изображение плоское и фигуры все как бы прикноплены, круг разорван, его даже не замыкают фигуры Авраама и Сарры…. У Рублёва вроде бы в изо-бражении ангелов всё то же самое, но эффект совсем другой. Применение обратной перспективы (впервые!) делает картину объёмной, и мы видим, что на самом деле это изображение круга, чем и достигается триединство в многообразии. Более того, фигуры вместе с чашей образуют (в горизонтальной плоскости) Животворящий крест (крест в круге), хотя формально чаша жертвенная! 
- все толковники спорят о том, кто есть кто, а Рублёв в своей Троице максимально обезличил ангелов, зато фигурами обозначил их индивидуальность, посмотрите все фигуры показаны в ; оборота (тоже впервые!);
- три фигуры, три положения, три цвета и три фона образуют цифру 12, соответствую-щую числу знаков круга жизни (Зодиака).
То есть Ветхозаветная Троица по сути преобразована Андреем Рублёвым в Живона-чальную Святую Троицу, воззрением на которую мы преодолеем ненавистную рознь мира.   






























 
Троица Ветхозаветная.
Равеннская мозаика VI в.
Троица Ветхозаветная.
1378. Феофан Грек
Святая Троица.
Псков, XVI век
 
Троица Новозаветная. XIV
В. Новгород
Троица Новозаветная
(Отечество) 14 век.
Моисей получает от Десницы скри-жали Ок. 565–566 гг. Монастырь cв. Екатерины, Синай, Египет

 
  Троица. Рублёв А.


Рецензии