Природа грехов. Часть 3

ПРИРОДА ГРЕХОВ
ЧАСТЬ 3
ГРЕХ, РЕЛИГИЯ И БЕССМЕРТИЕ ДУШИ

В предыдущей записи я пояснил, почему понятие греха является частью религии и отдельно от неё не существует. Теперь хотелось бы рассмотреть следующий вопрос: а каково значение религии для людей, и почему её предписания (в частности - список грехов) воспринимается ими так наплевательски и нарушается на каждом шагу?

Опишу кратко, ибо исключительно мои мысли, следовательно, цитат в посте не будет. Тут уже такая тема, по которой хоть каждый человек может иметь собственное мнение, и оно будет ни верным, ни неверным, - просто индивидуальным. И я думаю, если логично рассудить...

Что людям, по сути, Бог как таковой и не нужен. Возможно, очень немалая часть верующих в существование самого Бога и не верит, просто хранит это неверие где-то глубоко-глубоко в себе, и не хочет признаться самому себе, зачем ему религия.

А религия человеку нужна, по моему мнению, исключительно ради знания о "бессмертии души".

Человек современный может и не быть начитанным, но, скорее всего, он знает точно: подавляющее большинство религий (говорю "подавляющее большинство", потому что с ходу не могу вспомнить религии без этого) содержат учение о бессмертии души. В каждой религии - свои притчи, свои истории, свои Боги. Некоторые религии обходятся вообще без Богов - но учение о бессмертии души есть везде. (Примером последнего может служить, к примеру, Буддизм: отсутствие Бога, но бессмертие души описано в учении о реинкарнации.) Это - единственное, что неизменно для всех религий, единственное объединяющее звено. И какой логический вывод может сделать человек на основании этого? Что бессмертие души, возможно, реально, а всё остальное (легенды о создании мира, вариации Богов и т.д.) - является фантазией, красивой надстройкой над фактом наличия бессмертной души, и в каждой религии варьируется до неузнаваемости.

Именно такой вывод, я думаю, может сложиться у человека, задумавшегося на тему религий. И именно это толкает его в стан религии. Уже неважно, какой: какая в его стране главенствует, на ту и падает выбор. Намного реже - на иную, чисто из собственных вкусов. Ведь это же так увлекательно: выстроить перед собой в сознании всех Богов и, как придирчивый покупатель, выбирать себе одного из них. :-)

Религия выбирается потому, что содержит в себе учение о бессмертной душе. Все каноны, устои, законы, заветы выбранной религии получаются, так сказать, бонусом, "в довесок". Вместе с Богом этой религии. И человек в благодарность за то, что выбранная им религия даёт ему нужное ему учение о душе, даже старается делать вид, что ему небезразлична выбранная им религия. Что он верит в выбранного им Бога. Честно старается. Но это не меняет того, что он просто "делает вид". Ибо детали религии его уже не интересуют: он знает, что его душа бессмертна, всё остальное неважно. Как-нибудь выкрутится, если что. Уж за время бессмертного существования явно можно выкрутиться из чего угодно. :-) Отсюда - соответствующее отношение к тем же "семи смертным грехам", которое я подробно расписал в предыдущем посте. Вроде бы и верит, но, как только помянешь при нём, что он ежедневно нарушает то один, то другой из смертных грехов, ответит: "да не делай такое серьёзное лицо, всё не так страшно". Вот вам и вера. :-)

Собственно, осталось только сказать, зачем же человеку так нужно знать, что его душа бессмертна.

Я думаю, дело в нескольких причинах. Первая: человек редко видит в своей жизни какой-то глобальный смысл. Так уж устроен человеческий разум, что поиски этого смысла настигают каждого. Но, увы, серые трудовые однообразные будни не способствуют нахождению глобальных и высоких целей собственного существования. Конечно, семья, дети, любовь и т.д., но ведь это и у животных есть, это обычный процесс размножения и воспитания потомства... А люди так не любят сравнивать себя с животными, и в контексте этой темы данная нелюбовь тоже не способствует тому, чтобы человек успокоился на смысле жизни - семье. Отсутствие глобального смысла жизни человека весьма удручает, ибо показывает ему, строго говоря, полную бесполезность и бессмысленность его существования. А тут незаметно подбирается и вторая причина: смерть. При осознании того, что смысл жизни ещё не найден, что жизнь проходит как-то тупо и примитивно, приходит ещё и мысль о том, что рано или поздно человека не станет. Вот тут-то и появляются спасительные религии, и их учение о бессмертии души убивает обоих зайцев, покрывает обе причины: во-первых, давая человеку надежду, что смерть - это не конец, это лишь переходная черта на следующую ступень бессмертной жизни. И во-вторых, человек, не нашедший глобального смысла своего существования на этой Земле, может расслабиться, успокоиться и отодвинуть этот вопрос за пределы собственной смерти. Логично рассуждая, что, если он не нашёл ответ на этот вопрос здесь, то он, скорее всего, найдёт ответ там.


Рецензии