Святополк Окаянный

Первыми святыми, канонизированными церковью, были князья Борис и Глеб, павшие жертвой политического преступления.

Великий князь Владимир, хотя и усыновил племянника Святополка, но не любил его.

По летописным сведениям, Святополк, княживший в Турове, был женат на дочери польского короля и хотел при его содействии отделиться от Руси.

Обрадованный кончиной дяди, он созвал киевлян, щедро одарил их из казны и объявил себя великим князем. Законный же наследник, сын Владимира князь Борис находился в походе. Дружина сказала ему: «Князь, с тобою воины отца твоего! Поди в Киев и будь великим князем!»

Борис отвечал: «Могу ли поднять руку на брата старейшего? Он должен быть мне вторым отцом». Такой ответ показался воинам малодушным и они оставили своего князя, перейдя к Святополку.

Борис с немногими слугами находился в шатре на берегу Альты, когда ночью подкрались убийцы, посланные Святополком. Они ворвались в шатер и пронзили Бориса копьями. У князя был любимый слуга-венгр, носивший на шее золотую гривну. Убийцы не могли ее снять и отрубили для этого у несчастного голову. Имена убийц сохранились в летописной памяти: Путша, Талец, Елович и Ляшко. Они завернули тело Бориса в холст и привезли к Святополку. Тот, увидев, что князь еще дышит, велел двум варягам прикончить его: они вонзили меч в сердце юноши.

Святополк отправил гонца к другому сыну Владимира — Глебу, жившему в Муроме, с известием, что его отец болен. Глеб отправился в Киев, но в пути на него и малую дружину напали посланцы Святополка, Глеба убили, и его тело несколько дней лежало на берегу реки Смядыни под Смоленском. Потом двоих братьев похоронили вместе в Вышегородской церкви.

Святополк торжествовал. Он уже видел себя единственным владетелем русских земель. У карпатских гор его слуги догнали и убили древлянского князя Святослава.

Но на пути злодея встал князь Ярослав из Новгорода, и в сражении у Днепра войска Святополка были разбиты.

Святополк, бежав, обратился за помощью к своему тестю — польскому королю, который, набрав наемников — немцев, венгров, печенегов — подошел к Бугу.
Небольшое войско Ярослава не могло противостоять такой громаде и было разбито. Ярослав впал в отчаяние, но новгородцы сказали ему: «Государь, мы хотим и можем еще противиться королю польскому!» Они собрали денег и позвали варягов.

Между тем по Киевской Руси хозяйничали поляки. Святополк, желая править единолично, приказал градоначальникам убить всех поляков.

К Киеву подходил Ярослав.

Святополк бежал к печенегам, прося у них защиты. Оба войска сошлись на берегах Альты. Шатер Ярослава стоял на месте пролитой крови Бориса. Три раза, по словам летописца, возобновлялась битва. Святополк обратился в бегство. Кончил он свою жизнь «в пустынях Богемских», проклятый русскими людьми. Летописи прозвали его Окаянным.


Рецензии
Петр, мне хотелось бы чуть-чуть не согласиться с Вами по некоторым моментам:
1. Вопрос племянником или сыном был Святополк не ясен и вряд ли когда прояснится. Но несмотря на эту неясность Святополк имел право на Киевский стол, как говорится, с любой стороны. Если он старший сын, то по праву старшего сына, если племянник, то по праву старшего сына Киевского князя Ярополка, которого Владимир подло погубил. Поэтому киевляне вполне могли "принять" его князем без каких-либо даров, а по существующему тогда праву.
2. Борис не был наследником киевским. Ему Владимир отдал ростоский удел (отобрав его у Ярослава). Перед смертью Владимир поставил Бориса над войском, которое должно было идти на другого сына Владимира - Ярослава (это тот,который потоим "мудрым" стал), но потом войско ушло, чтоб отбиться от нападения печенегов. Почему Владимир собирался воевать с Ярославом? Ярослав собирал дань с Новгорода, но отцу её не отправлял, а вербовал на эти деньги наемников варяговю Так что выходит, что не Святополк хотел отделиться от Киевской Руси, а Ярослав.
3. Какой смысл Святополку убивать Бориса, если у того не было желания воевать и, называя Святополка "вторым отцом", он признал его главенство? И войско Бориса всё "на сторону Святополка встало"? У меня такой вопрос появился, когда я узнал о судьбе еще одного брата Святополка - о Судиславе.
Может быть, зря уж столько веков народ русский Святополка презирает?
Конечно, к чему теперь было шевелить, но если внимательно эту историю прочитать и немного подумать, то...
С уважением

Алексей Филиппов   10.04.2011 17:47     Заявить о нарушении
Алексей, этот текст написал давно, сейчас, да, надо бы скорректировать. Хотя я согласен с Сергеем - все древнерусские князья друг друга стоят, просто по той или иной причине одни стали "хорошими", другие - "плохими". У нас сейчас по-моему символ государственности и патриотизма - Александр Невский? Ну дак ведь тоже, тот еще был пассажир...
Что ж, истории любой страны нужно прошлое, а в нем мотивы гордости за него и пр.

Пётр Кошель   11.04.2011 12:29   Заявить о нарушении