Морская Авиация, как она есть

      "Земля, не уйти от тебя.
       Небо любя, море любя,
       Земля, не уйти от тебя.
               
                Сколько хороших ребят
                Вернулось к тебе неживыми...
                Звёзды горят над ними.
                Нам не уйти от тебя.

                Но по бетонке пыля,
                Вновь мы уходим в высоты.
                Что человек без полёта?
                Спасибо тебе, Земля..."

       Сидим мы как-то с полковником Украинских ВВС Олегом Владимировичем Лобановым за «рюмкой чая», и я ему говорю: «Представляешь, Олег, вчера позвонили с Москвы, десятый однокашник с нашего выпуска погиб, разбился на «Руслане» в Италии. Олег Владимирович спрашивает: «Десять – это за сколько лет?» Отвечаю: «За двадцать. Он мне: "А с нашего курса за первые два года после выпуска погибло двенадцать.» Спрашиваю: «А ты какое училище заканчивал?» - «Черниговское.» - «А я Оренбургское.»

   Да, у каждого выпуска и каждого летчика своя Судьба, и не всегда она бывает длинной.

   Помолчали… Я тогда вспомнил стихи одного из пилотов полка, которым я командовал, Анатолия Полонского, которые он написал еще курсантом… А ныне  Анатолий Полонский является «Заслуженным летчиком – испытателем России.»
   
   «Красиво, торжественно, строго
    Стоим мы в прощальном строю
    Не знает никто, даже боги
    Судьбу твою и мою…»

   Первый, кто погиб с нашего курса, был ВОЛОДЯ СОЛОМИН. Это произошло на Северном флоте через три месяца после выпуска из училища и всего через месяц после Володиной свадьбы. Самолет ТУ-16к, столкнувшись со стаей гусей, упал на посадочном курсе из-за остановки обоих двигателей, не долетев до полосы 14км.
   
   Вторым Судьба настигла ВАЛЕРУ ГРЕБЦОВА. Самолет ИЛ-28 на Балтике столкнулся с землей из-за позднего вывода из пикирования при стрельбе из передней пушечной установки. Я навсегда запомнил тот яркий солнечный морозный день 12 января 1972 года. Мы тогда летали на соседнем аэродроме в Эстонии. Зарулив на стоянку после полета, я узнал, что 30 минут назад разбился экипаж Гребцова. Мозг отказывался верить, что в такую красивую солнечную погоду можно погибнуть.

   ТОЛЯ ФЕСЬКО. Самолет Л-29 упал в районе аэродрома Пугачи Оренбургской области из-за несинхронного выпуска закрылков. У него осталось двое детей. И мне никогда не забыть согнутой от горя спины полковника Румянцева, его тестя, когда он гулял с этими детьми во дворе Оренбургского училища.

   САША СТЕПАНЕНКО, Северный флот. Самолет ТУ-16 врезался в землю при уходе на второй круг. В облаках при заходе на посадку отказали авиагоризонты, перейти на пилотирование по дублирующим приборам экипаж не успел.

   ВАЛЕРА ЕВСТИГНЕЕВ, Балтийский флот. При взлете с аэродрома Чкаловск у самолета ТУ-22р произошел отказ управления. Шансов спастись у экипажа не было. На этом самолете катапультирование происходит у всего экипажа вниз, для чего нужна высота не менее 300м, которой не было.

   КОЛЯ ХОЦКАЛЁВ, Тихоокеанский флот. У самолета ТУ-16 после взлета ночью разрушились тяги руля высоты, но с помощью триммера самолет управлялся. Связались по телефону с КБ Туполев, там довели факт, что летчики – испытатели дважды в подобной ситуации сажали самолет ТУ-104 с помощью триммера руля высоты, и оба раза успешно. Этот факт сообщили Коле, и он также принял решение садиться на триммере. К сожалению посадка не получилась. Самолет после взмывания с большой вертикальной скоростью ударился о полосу, загорелся.Экипаж в полном составе погиб. Кстати, для Коли Хоцкалева «первый звонок» был годом раньше, когда в его ТУ-16з "танкер – заправщик" при пристраивании для выполнения дозаправки топливом в воздухе врезался ТУ-16к, пилотируемый капитаном Витей Мазитовым, также выпускником нашего курса 1969 года. Тогда оба экипажа сели чудом.

   ГЕНА СЕРЕДИН, Балтийский флот. После перегонки противолодочного самолета ИЛ-38 в Индию, возвращаясь домой на АН-12 над Карачи, Пакистан, попали в грозу. Стали все четыре двигателя. Самолет разрушился в воздухе от запредельных перегрузок.

   ВОЛОДЯ ЗУБКОВ, Тихоокеанский флот, самолет ТУ-142. Володя первым с нашего курса стал командиром полка. За несколько месяцев до катастрофы мне довелось прилететь с Балтики в их гарнизон Монгохто Хабаровского края, и я помню как нам было хорошо и весело у него в гостях на кухне. Самолет Володи вошел в глубокую левую спираль при полете над океаном и с высоты 7800м упал в воду. Они не сказали ни слова в эфир. Из девяти членов экипажа никто не смог покинуть самолет.

   ТОЛЯ ПОЛТАВЦЕВ, самолет ТУ-22м2, аэродром Кульбакино. День 12 апреля 1989 года тоже не забудется никогда. В тот день я впервые сходил на сверхзвук. А во время запуска двигателей на второй полет сначала боковым зрением увидел, что с самолетом, который сейчас взлетает, что-то не так. А когда поднял глаза – картина была страшная. Самолет после отрыва переворачивается на спину, за ним тянется огненный шлейф метров 40. Затем взрыв до "небес", (заправка была 36 тон керосина), и у самой земли всего один купол парашюта. Это при крене 90 градусов на высоте 20 метров удалось катапультироваться штурману экипажа Саше Ручко. Командир экипажа полковник Анатолий Иванович Багаев, второй пилот майор Анатолий Полтавцев и штурман – оператор Саша Полинер погибли. С тех пор каждый год 12 апреля мы собираемся у братской могилы экипажа и поминаем наших товарищей.

   Последним из нашего курса ушел из жизни ОЛЕГ ПРИПУСКОВ. Катастрофа произошла при заходе на посадку на аэродроме Турин, Италия. Самолет АН-124 «Руслан» выполнял заход в автоматическом режиме. На борту находились два сменных экипажа. В данном полёте экипаж Припускова отдыхал, но за минуту до катастрофы Олег прошёл в кабину и стал между креслами лётчиков. Погода была сложная, РП дал нижний край облачности 400 метров, но выскочил приземный туман с нижним краем всего 30 метров.

    А полоса из-за ремонта была укорочена на 950 метров. Из-за нечеткого взаимодействия в экипаже при уходе на второй круг и конструктивно-производственного недостатка в устройстве двигателей произошел провал тяги, самолет с большой вертикальной скоростью ударился о землю. Командир корабля Александр Тимофеевич Угрюмов, сидевший в правом кресле, и Олег Припусков, стоявший между креслами, погибли, Второй пилот Алексей Бородай, сидевший в левом кресле в этом полёте, остался без ног, остальные члены экипажа получили травмы различной степени тяжести. Олег имел звание «Заслуженный летчик – испытатель СССР».

   Еще троим из нашего курса пришлось всем экипажем катапультироваться, чтобы спасти свою жизнь: Вите Савинову с ТУ-22р, Мише Позднякову с ТУ-22м, Косте Припускову с СУ-24, а Анатолия Акинина из горящего ИЛ-28 вытащил стрелок – радист, но штурман самолёта майор Филин погиб.

   Хочу также вспомнить двух штурманов с которыми мне довелось летать на ИЛ-28, а впоследствии они разбились на ТУ-22р. ФЁДОРА КАМШЕКИНА перерезало пополам обломком самолета при катапультировании с вертикальной скоростью более 150м/с в экипаже подполковника АНИКУШИНА. А самолет ТУ-22р пилотируемый майором СОРОКИНЫМ, где штурманом был ВАСЯ КЛИМОВ, «просто» взорвался при полете над Балтийским морем.

   Также не забыть катастрофу самолета Л-39, происшедшую у нас на аэродроме Кульбакино 26 августа 1999 года. На генеральной репетиции перед авиашоу в честь дня ВВС Украины погибли замечательные летчики: командир эскадрильи подполковник ДМИТРИЙ РУСЕВ и зам. командира полка полковник АЛЕКСАНДР ШАПИРО. Катастрофа произошла на глазах их жен и детей, приехавших на праздник.

   Не могу не вспомнить катастрофу самолета СУ-33, пилотируемого Героем России ТИМУРОМ АПАКИДЗЕ, происшедшую у нас на глазах на авиа шоу в честь 85-летия Морской Авиации в г. Острове Псковской области. Уже минут через 20-30 я был у горящих обломков палубного истребителя - мозг отказывался верить, что это не кошмарный сон, а жестокая явь лётной работы, которая не всегда ведёт к долголетию...  Тимур первым из военных летчиков сел на палубу авианосца «Тбилиси», который строился у нас на Черноморском судостроительном заводе. За 10 лет до этого рокового дня ему пришлось катапультироваться с СУ-27к из перевернутого положения. Рассказывают, что уже вечером того же дня он проводил с детьми тренировку по каратэ...

   Светлая память всем летчикам, не вернувшимся из полета. И когда мы видим над головой белый след от летящего на большой высоте самолета, мы должны знать, что не всегда этот след возвращается на землю. На памятнике из белого мрамора Тимуру Автандиловичу Апакидзе в Москве высечены его слова: «Умереть за то, что любишь – не трагедия.»

   Я думаю, под этими словами мог подписаться каждый, кому удалось познать счастье поднимать крылатую машину в небо...

   п.с. 25 января 1978 г. катастрофа Ту-16зщ (КК военный летчик 1-го класса, капитан Хацкалев Н.С.)

266 одраэ, ТОФ, Пристань, Хороль=6=

НПМУ. Тренировочный полет на передачу топлива.

   Через 1 минуту после взлета с ас Пристань на высоте 8-10 м и скорости около 310 км/ч после команды «Убрать шасси» произошел отказ продольного управления. Самолет на отклонении штурвала не реагировал и перешел в резкий набор высоты. В этой сложной ситуации командир экипажа используя триммер руля высоты сумел стабилизировать полет и набрать высоту 1000м, а затем по команде с КДП - 3000 м.
По докладу экипажа на КДП ас Пристань самолет устойчиво управлялся триммером руля высоты, поперечное и путевое управления были сохранены. Меры по восстановлению продольного управления путем включения автопилота результатов не дали. Самолет был направлен на ас Хароль для вынужденной посадки.

   Выйдя на ас Хароль, командир экипажа по указанию РП выполнил несколько заходов на посадочный курс на высотах 2000м и затем - 1000м на различных скоростях. Экипаж доложил, что самолет на всех режимах управляется от триммера руля высоты. После консультации с КБ Туполева было принято решение на посадку самолета.
Заход на посадку был выполнен точно и самолет вышел в торец ВПП на высоте 8-10 м и скорости 319 км/ч. С высоты выравнивания (8-10 м) на скорости 319 км/ч самолет резко пошел в набор высоты с углом кабрирования 70-80°, достиг высоты 40-50 м, свалился на левое крыло и с углом пикирования 10-12° и левым креном 20° ударился о землю, разрушился и загорелся. Экипаж погиб.

    Причиной летного происшествия - отказ продольного управления от штурвала из-за обрыва наконечника тяги управления в месте ее соединения с качалкой карданного вала руля высоты.
 
    Командир Н.С. Хацкалев, штурман - помощник штурмана эскадрильи капитан Коновалов Анатолий Михайлович, ПКК ст. лейтенант В.М. Степанов, второй штурман ст. лейтенант Ю.Н. Трубилин, ВСР прапорщик В.А. Маркин, КОУ прапорщик В.Н. Кочнев

   П.С.   Совсем недавно, 12 апреля сего года на Николаевском кладбище мы поминали экипаж полковника Анатолия Ивановича Багаева, потерпевшего катастрофу у нас на аэродроме Кульбакино на самолёте ТУ-22м2 30 лет назад, 12 апреля 1989 года. Мы с Анатолием Ивановичем в первых полётах тогда впервые в жизни сходили на сверхзвук, только я на «тройке» (ТУ-22м3), а он на «двойке». И очень были рады этому знаменательному событию. А во втором полёте у него это всё и произошло. С тех пор, уже 30 лет подряд, мы собираемся в этом у братской могилы экипажа и поминаем наших погибших товарищей.

    И не только этот экипаж, но и всех наших лётчиков (лётный состав), не вернувшихся из полёта. Ведь некоторых нет 50 и более лет. А мы живём… Сколько ребята могли бы за это время пережить, перечувствовать, нарожать детей и внуков… Поэтому наш долг, не только их помнить, но и жить за них. Причём жить достойно, без мелочных дрязг и обид, и хотя лётная работа, как таковая, не всегда ведёт к долголетию, мы сами её выбрали и не на какую другую не променяем. Ребята, будем жить!!!

 

  «В небесах мы летали одних,

    Мы теряли друзей боевых.

    Ну, а тем, кому выпало жить,

    Будем помнить о них и дружить…»

           (Песня из кинофильма «Нормандия-Неман»)

   [18.04.2019] Юрий Монин: Василий Васильевич, здравствуйте! Спасибо что не забываете сослуживца по АС Чкаловска, Кульбакино (АРЗ). Напомнили, кто я в прошлом, вернули на мгновения в молодость, вспомнил погибших ребят. Вячеслав Аникушин был мой 1-й командир самого сложного сверх звукового с-та Ту-22р. Фёдор Камшекин был моим штурманом отряда, друг и наставник любимого с-та, ревущего зверя, который мог набирать высоту с вертикальной скоростью 100-120м/с , с незначительно потерей скорости( с малой заправкой). С Витей Савиновым я много летал, ходили в ДС через неделю. Самый спокойный, адекватный, грамотный К.К. из всех, с кем летал. Если пришлось бы повторить жизнь, я её бы повторил. Я работаю на гражданке уже 24 года, это не моё....


[18.04.2019] Василий Чечельницкий: http://www.proza.ru/2011/12/06/1765

Ночью по тревоге взмоют самолёты. Серой пеленой их скроют облака.
Не грусти, родная, кончатся полёты. И к тебе вернусь я, милая моя.

Если же над степью подведёт машина. И от взрыва вздрогнет чёрная земля.
В память о курсанте назовёшь ты сына, так же как впервые назвала меня.

Не смотри на небо, горя не прощая. Не ревнуй и сына к высоте его.
Если ты сумела полюбить курсанта, будет ждать девчонка сына твоего...

 (авторы, я думаю, Объедков и Цветков)

Как было бы  здорово, если бы Лёха Паршаков исполнил нам на гитаре несколько наших курсантских песен на банкете в честь 50-летия выпуска из ОВВАКУЛ им И.С.Полбина 26 апреля 2019 года? А мы бы ему это потом учли "при разливе"...!!!

   Лобызаю всех, с курсантским приветом, Вася Чечель.


Рецензии


Живите,дорогие,за вас волнуюся все особенно женщины -любящие.Спасибо!,

Нинель Товани   26.04.2023 20:45     Заявить о нарушении
БлагоДарю, Сударыня, Вам того же...

С теплом, ВВЧ.

Полковник Чечель   25.04.2023 15:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.