Классическая культура стран Дальневосточного регио

Ковалева М.В. Классическая культура стран Дальневосточного региона:конспект лекций. - Издательство ОГТУ, 2008.


Классическая культура Китая


1.Троецарствие. Эпоха «пяти варварских племен». Империя Вэй.

Распад империи Хань.- Троецарствие.- Завоевание Китая кочевниками.- Распространение буддизма .- Буддийские секты. - Буддийская архитектура. – «Семь мудрецов из бамбуковой рощи». -  Гу Кайчжи. – Проза  III – VI вв. – Поэзия Цао Чжи. – Творчество Тао Юаньмина.


Средние века начались в Китае в 3 в. н. э. После падения великой древней империи Хань на территории Китая возникло три царства. Период их существования получил название Троецарствия. На северо – востоке в 220 г. Цао Пи образовал государство Цао – Вэй, на юго – востоке волей Сунь Цюаня появилось государство У, а в Сычуани Лю Бан основал государство Шу – Хань. В 264 г.  Цао – Вэй покорило Шу – Хань, а в 265 г. полководец Сыма Янь  сверг законного императора из рода Цао и основал династию Цзинь, которая в 280 г. покорила южное царство У. [6, с. 20 – 21]. В 300 г. вспыхнула гражданская война, начатая князьями царствующего дома. Этим воспользовались племена кочевников -  южных сюнну. Они вторглись в Северный Китай и образовали два собственных государства, которыми управляли династии Старшая Чжао, основанная домом Лю, и Младшая Чжао, основанная домом Ши. В 328 г. Младшая Чжао поглотила своего соседа. [33, с. 35] Кочевники составляли в этом государстве правящий класс, а китайцы – угнетенный.  В 328 г. к власти в Чжао пришел Ши Лэ, предводитель племени цзе. В обстановке смуты в Китае стала расти популярность буддизма, который принесли в страну индусы и согдийцы. Новая вера, объяснявшая земные страдания грехами в прошлой жизни и обещавшая тем, кто перенесет их, не сойдя с пути добродетели, перерождение и лучшую долю, находила все больше поклонников. Правитель Ши Ху (Каменный тигр) издал указ, позволявший подданным исповедовать буддизм, хотя сам он и его окружение придерживались старых языческих верований.
В 349 г. полководец китайского происхождения Жань Минь, воспитанник Ши Ху, совершил переворот, сопровождавшийся избиением варваров в Младшей Чжао. Войну между ними и китайцами  вмешались сяньбийцы. Жань Минь был разбит, схвачен и казнен. Повелитель сяньбийцев, Муюн Цзюнь, объявил себя императором и образовал на северо – востоке Китая государство Янь. Подчиненные новой династии кочевые племена выполняли военную службу, а китайцы – трудовые повинности. [6, с. 82,97,102,104]
В то же время тангутский старейшина Пу Хун (впоследствии Фу Хун) поднял восстание в бассейне р. Хуанхэ  и объявил о создании династии Цинь. Через 20 лет Цинь захватило государство Янь, включив в свой состав земли, населенные большим количеством сяньбийцев. Это не могло не волновать тангутских аристократов, оказавшихся в меньшинстве, так как китайское население их тоже не принимало, считая варварами. [6, с. 121] В конце 70 –х гг. правитель Цинь, Фу Цзянь II, попытался завоевать китайскую империю Цзинь, находившуюся на юге, но безуспешно. Поражение привело к волнениям в подвластных ему племенах и народах. В огне начавшейся вслед за этим войны к 410 г. в Северном Китае возникло десять малоустойчивых государств, созданных кочевниками. Еще через десять лет из них осталось два – Тогон, укрытый в горах, и империя Вэй. Господствующим классом в Вэй стали сяньбийцы – тоба. Они составили основу постоянной армии. Столицей стал  город Пинчэн. В него со всей страны свезли ремесленников, поступивших в распоряжение казны. Табгачи, как и предыдущие завоеватели, стали перенимать более высокую китайскую культуру. Их правитель, Тоба Гуй, «предписал правительству провести рубежи столичного округа, означить меру путей, уравнить весы, определить меры длины; отправил чиновников обозреть княжества и области, открыть злоупотребления гражданских и военных начальников, лично освидетельствовать отрешаемых и повышаемых. Он приказал  написать уложение о чиновниках, определить правила музыки, изложить придворные и другие обряды, сочинить уголовные законы, проверить астрономические измерения времени, чтобы все сии части служили образцами на вечные времена». [33, с.41] Китайцы составили, в основном, земледельческое население. Для управления ими использовалась чиновничья бюрократия. В 423 г. государственной идеологией империи Вэй стал даосизм. Гонениям подверглись не только буддизм, но и языческий культ Неба, Земли, предков, табгачских богов. Был издан указ об уничтожении буддийских храмов, сожжении индийских книг и казни монахов, отмененный лишь в 452 году. Двадцать с лишним лет спустя царь Тоба Хун запретил приносить в жертву животных, так как буддизм полагает, что в их теле может быть заключена при очередном перерождении душа человека. [6, 191 – 193; 198, 204]
В 494 г. Тоба Хун II перенес столицу империи Вэй в Лоян. Год спустя он запретил своим подданным употреблять сяньбийский язык, носить одежду кочевников и косу. На китайские следовало заменить не только язык и платье, но и имена.
К началу VI в. в Вэй было около 30 тыс. буддийских монастырей. Одним из самых грандиозных стал Храм Заоблачных высей (Юньган), созданный в IV – VI вв. в провинции Шаньси. Он включает в себя более 50 пещер. В пяти из них находятся гигантские статуи Будды высотой 14 – 18 метров. Центральную часть ряда других пещер занимают квадратные в основании пагоды, вырубленные из цельной скалы. Они состоят из нескольких этажей, отделенных друг от друга карнизами, имитирующими черепицу. Стены пагод покрыты нишами со стоящими внутри статуэтками. [32, с. 97,101]  Представляют интерес дошедшие до нашего времени изображения, символизирующие вечность существования Будды. Они разбиты на два яруса. В верхнем Будда Шакьямуни беседует о своем учении с Прабхутаратной – Буддой прошлого. Они сидят внутри показанной в разрезе ступы. Их окружают танцующие небесные божества. Во втором ярусе восседает на троне, скрестив ноги, Майтрейя – Будда будущего.
В районе Луньмэня  среди скал, уступами спускающихся к реке, был вырублен комплекс буддийских храмов, соединяющихся крутыми лестницами. Они украшены огромными статуями и тончайшими рельефами.
Начало заката Вэй началось с изнурительных войн против Южного Китая, где существовали самостоятельные китайские царства. Они были такими же недолговечными и неустойчивыми, как и северные: возникшую в 316 г. династию Цзинь в 420 г. сменила династия Лю – Сун, уступившая, в свою очередь, в 502 г. место династии Ци. В южных царствах развивалась изысканная аристократическая культура. Ведущим вероисповеданием был буддизм. В ходе войн к империи Вэй присоединялись все новые земли, населенные враждебными китайцами. В столице среди представителей царской династии и придворной знати кипела борьба за власть. Страну сотрясали народные восстания, вызванные притеснениями чиновников. В 534 г. Вэй распалась на Восточную (столица – Е) и Западную (столица – Чанъань) части, вступившие в войну между собой. Начавшийся в 536 г. голод привел к почти полному обезлюдению страны. В середине VI в. на севере страны китайские аристократы, свергнув сяньбийское иго, основали два государства – Северную Чжоу и Северную Ци. На юге возникли Чэнь и Поздняя Лян.
Непрекращающиеся смуты сделали буддизм, обещавший утешение несчастным, необычайно востребованным. Возникали различные его направления. В частности, большое значение имела школа Тяньтай, получившая название по месту поселения одного из своих основателей – наставника Чжии. Она отводила главную роль в спасении души твердой вере и молитве. После смерти сторонники секты надеялись попасть в «западный рай» Будды Амитабхи. Изображение рая, в центре которого сидит под балдахином Будда в окружении Бодхисаттв (святых) на лотосах и монахов – один из любимых сюжетов в искусстве этой школы.  Секта «чистой земли» также полагала целью верующего перерождение в «западном рае» (или «чистой земле»). Средством к этому считалось постоянное повторение имени Амитабхи. Характерным сюжетом для этого направления буддизма были сцены счастливого перерождения души с противопоставлением земных мук и красоты « чистой земли». [32, с.113 – 114]
Не смотря на  тяжелые испытания, пережитые Китаем в III – VI вв., его литературная и художественная традиции не прерывались. У истоков живописи раннего средневековья находился Цзи Кан (210 – 263), живший в период Троецарствия. Его картины в жанре «горы и воды» дали первые образцы пейзажной живописи. Цзи Кан, поэт – мыслитель Жуань Цзи (210 – 263) и их друзья, получившие прозвище «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ввели в моду новый стиль жизни – «фэнлю» («ветер и поток»). Отказавшись от карьеры, они жили на лоне природы, совершая прогулки, собирая лекарственные травы, пируя и ведя беседы об искусстве и философии. Духовная близость на основе общих интересов и братская привязанность друг к другу Цзи Кана и его друзей восхищали многих их последователей, пытавшихся возродить традиции «Семи мудрецов из Бамбуковой рощи». [39, с. 93 – 97] Неоднократно Цзи Кан изображал своих товарищей за беседой или пирушкой, тем самым положив начало одному из любимых сюжетов жанра «жэньу» - «люди и вещи». Даровитый мастер писал и стихи. Они неоднократно служили мотивом для картин художника IV в. Гу Кайчжи, жившего и работавшего в Южном Китае. Характеризуя его живопись, Л.Бежин пишет: « Вода на его свитках клокотала и пенилась, ветер гнул деревья и гнал по небу облака, солнце ослепительно пылало, луна холодновато искрилась. На своих портретах Гу Кайчжи с необыкновенным мастерством передавал выражение глаз, полагая, что именно в глазах сосредоточена сущность характера человека». (2, с. 48) Широкой известностью пользовался свиток (картины писались на шелке, наклеенном на бумагу; их хранили в свернутом виде в особых чехлах) «Фея реки Ло», написанный на сюжет стихов царевича  Цао Чжи об утопившейся девушке из гарема его отца, которую поэт очень любил. Картина покоряет яркостью и фантастичностью. Передний план  проработан очень подробно. Скалы и деревья изображены текучими линиями. Фигуры второго плана (фрагмент с изображением феи и ее прислужниц) расположены на пустом пространстве. Их обрамляют: слева – изображенные в рост героев поросшие зеленью скалы первого плана, а справа – плавно перетекающий из первого плана мотив воды с растущими по берегу ивами. Дальний план представлен одиночными и собранными в группу деревьями, у корней которых намечена холмиками трава.
Тяжесть и непредсказуемость повседневной жизни приводила людей  III – VI вв. к вере в чудеса, колдовство. У них была сильна потребность в смехе, уходе от действительности. Все это удовлетворяла современная им литература. В IIIв. сложился жанр «рассказов об удивительном». К нему относятся сборники Гань Бао «Из записок о поисках духов» (IV в.), «Продолжение «Записей о духах» (IV – V вв.), «Истории тьмы и света» Лю Ицина. Герои «рассказов о чудесном» сталкиваются с лисами – оборотнями, коварными выдрами, превращающимися в прекрасных девушек, горными духами, бесами и душами умерших. Сборник Гэ Хуна посвящен деяниям святых и бессмертных даосских старцев. Он рассказывает о святом Ван Яо, лечившем самые тяжелые недуги холщовым платком и заманивавшим оборотней в нарисованную на земле клетку, где их ждала погибель; о Лю Пине, повелевавшем небесными воинами; о бессмертной Бань Мэн, выглядевшей юной в 400 лет и умевшей, набрав в рот туши, выплюнуть ее так, что каждый возникший из плевка иероглиф был со смыслом.
Заглядывая в сборники забавных историй, читатели сталкивались с необычайными скрягами, врачами – шарлатанами, наивными провинциалами, оказавшимися в столице, хитроумными ворами («Лес Улыбок» Хандань Шуня, «Ходячие толки в новом пересказе» Лю Ицина).[26]
На высоком уровне сохранялась китайская поэтическая традиция. Выдающимся поэтом эпохи Троецарствия был Цао Чжи (192 – 232), сын полководца Цао Цао и брат основателя империи Цао – Вэй. Цао Цао, положивший начало собиранию земель будущей империи, очень любил Цао Чжи и, гордясь способным сыном, хотел передать ему трон в обход своего старшего отпрыска – Цао Пи. После скоропостижной смерти отца в 220 г., Цао Пи, взойдя на престол, сполна отомстил брату за его превосходство в талантах и страх по поводу потери власти. Он казнил ближайших друзей Цао Чжи, а однажды, согласно легенде, под страхом смерти приказал брату пройти семь шагов и за это время сочинить стихи. Поэт сделал это, в иносказательной форме рассказав о притеснениях, которые терпит от родного по крови человека:
Горит костер из стеблей бобов,
         И варятся на огне бобы,
По поводу горькой своей судьбы
И плачут, и плачут бобы в котле:
- Один у нас корень, - стонут бобы, -
  Мы братья вам, стебли, а не рабы. (Пер. А.И.Гитовича)
Цао Чжи мечтал служить государству, совершать подвиги, но император намеренно сослал его в самый дальний удел, да и там не позволял оставаться на одном месте подолгу, тщательно следя, чтобы у него не было близких людей. После смерти Цао Пи поэт надеялся на изменение участи, но его племянник продолжил ту же политику. [36, с. 5,8 – 9]
На долю Цао Чжи выпали тяжелые испытания. Его мечты о подвигах и славе остались несбывшимися. Потеряв со смертью отца все, он посвящает ему пронзительные стихи, в которых мечтает после смерти соединиться с ним:
О, как я жажду в поле стать травою –
Пускай сожгут осеннею порою
Пусть я уйду, терзаясь страшной болью,-
Я рядом с корнем душу успокою.   ( Пер. Л.Черкассого)
В изгнании Цао Чжи пишет лучшую свою поэму «Фея реки Ло», посвященную трагической истории своей любви к девушке из семьи Чжэнь. Она попала в гарем его отца, была оклеветана царицей и утопилась. В поэме рассказывается, как по пути в ссылку Цао Чжи встречает свою возлюбленную, ставшую феей. Узнав его, она оплакивает их горестную судьбу, ибо пути человека и феи не пересекутся, дарит ему свои серьги и исчезает.
Разочарование  и печаль по поводу обманутых надежд звучат в стихотворении  Цао Чжи «Путник»:
Путник усталый дальней бредет стороной;
Из дому вышел – тысячи ли за спиной.
Думает путник: «Что же делать теперь?
Может, вернуться? Но где отворится  дверь?»
Солнце сокрыто в непроницаемой мгле,
Ветер печали рядом с людьми на земле.   ( Пер. Л.Черкассого)

Еще одним выдающимся поэтом описываемой эпохи был Тао Юаньмин (365 – 427). Оставив пост начальника уезда в Пэнцзэ, он поселился в собственном доме в деревне Лили, пред которым росли пять ив и желтые хризантемы. Поэт прославлял сельские радости. Его стихотворение «Воспеваю Цзин Кэ» о мстителе, неудачно покушавшемся на жестокого тирана Ина, будущего императора Цинь Ши – хуанди, стало образцом для последующих разработчиков этой темы.
Мечта о счастливом крае, далеком от ужасов окружающей действительности, раскрыта в произведении «Персиковый источник». В нем рассказывается о рыбаке из Улина, который заплыл далеко от дома и попал в лес цветущих персиковых деревьев. Лес кончился у источника, за которым возвышалась гора с входом в пещеру. Войдя туда, рыбак попал в чудесную страну, где жили потомки людей, бежавших от жестокости Цинь Ши – хуанди. Они занимались земледелием, не знали угнетения, были спокойны и счастливы. Вернувшись обратно, рыбак рассказал обо всем правителю области. Правитель тут же снарядил отряд для поисков чудесного края, но рыбак заблудился и не нашел обратной дороги. [15]


Рецензии
Цао Пи, взойдя на престол, сполна отомстил брату за его превосходство в талантах и страх по поводу потери власти. Он казнил ближайших друзей Цао Чжи, а однажды, согласно легенде, под страхом смерти приказал брату пройти семь шагов и за это время сочинить стихи. Поэт сделал это, в иносказательной форме рассказав о притеснениях, которые терпит от родного по крови человека:
Горит костер из стеблей бобов,
И варятся на огне бобы,
По поводу горькой своей судьбы
И плачут, и плачут бобы в котле:
- Один у нас корень, - стонут бобы, -
Мы братья вам, стебли, а не рабы.

У нас в 3 веке еще наверное мамонты водились....
А у них уже поэтов притесняли....

Андрей Бухаров   09.06.2011 09:51     Заявить о нарушении
У нас, к сожалению, и от более поздних эпох о многих районах страны сведения не сохранились. И сейчас многие не понимают, зачем нужно учить историю. А вот вьетнамцы поименно знают, где и кто из героев-борцов за независимость страны против Китая, живших в начале нашей эры, захоронен.

Ковалева Марина 2   10.06.2011 23:45   Заявить о нарушении
Мне китайцы в феврале 1979 года сорвали свадьбу....
Напали они на Вьетнам, за то что вьетнамцы решили в Кампучии "социальный эксперимент" Пол-Пота прикрыть....
Женился я ровно 28 декабря - когда наши вошли в Афганистан....

Андрей Бухаров   11.06.2011 01:11   Заявить о нарушении