Лихие девяностые

      После бегства патрона из фирмы вместе со своим бухгалтером, и нашего ухода с неё, попытка устроиться на работу оказалась не только не последней, но и на удивление быстрой.    
      Одному из наших партнёров я сказала, что наша фирма, с которой он сотрудничает, закрывается и мне нужна работа.
Меня он хорошо знал ещё со времён, когда я работала в предыдущей фирме, как способного и дисциплинированного сотрудника. Он сразу же предложил мне пост начальника внешнеэкономических связей на своей фирме, пост, которого у него до этого никогда не было.
      Буквально через два дня после нашего ухода с прежней фирмы я была принята на новое место работы в частную фирму, называемую «Научно-исследовательский комплекс – Наука, Бизнес, Маркетинг". Фирмой руководил, в прошлом, сотрудник Научно-исследовательского института в области химии.
      Я уже говорила, что очень многие уважаемые люди, уволенные по разным причинам с прежних мест работы, вынуждены были принимать решения, не соответствующие ни их подготовке, ни их призванию, лишь для того, чтобы суметь прокормить свои семьи. Мой новый босс не был исключением, хотя и бизнесменом, в классическом понимании этого слова, он тоже не был. Именно это и сыграло впоследствии роковую роль не только в деятельности  его фирмы, но и с ним самим.
      Устав фирмы позволял заниматься многими видами деятельности, поэтому фирма кроме купли-продажи товаров широкого потребления имела и отдел, который занимался только искусством. В обязанности начальника этого отдела входило привлечение на работу в нашу фирму отдельных ювелирных мастеров, опять-таки потерявших свои рабочие места, и художников нашего региона.
      Ювелирным мастерам фирма предоставляла заказы и необходимый материал для работы. Ювелирные работы, которые изготавливались вне конкретных заказов, предназначались для выставок-продаж, где бы эти выставки  ни проходили.
      Художники безвозмездно передавали нам свои произведения, указывая только возможную оценочную стоимость своих работ. Конечно же, мы заключали с ними контракты на приёмку, хранение и возможную продажу их картин, но никаких дополнительных гарантий они не требовали. Их доверчивость позже сыграла с ними злую шутку.
      Мне очень нравилась моя причастность к экспонированию интересных и красивых работ, мне нравилось встречаться с людьми искусства, мне казалось, что я сама становлюсь частью этого искусства. Многие из художников оставляли свои картины в нашем большом офисе, что для них также было своеобразной рекламой своим работам, кроме факта, что это придавало и нашему офису особый шарм.
      Наш офис посещали предприниматели разного достатка, и мы никогда не забывали сказать им, что это картины наших художников и могут быть куплены теми, кто захочет их купить для своих офисов или квартир. Мы не ошиблись. Картины покупались даже лучше, чем на официальных выставках. Особенно картины интересовали новоиспечённых «набобов», разбогатевших в те «лихие девяностые» годы, только им одним известными способами и методами. Картины для них были вовсе не предметом поклонения искусству, а всего лишь признаком собственного достатка. Зачастую они даже не интересовались автором произведения, а лишь ценой картины.

      Искусство искусством, но «кушать хочется»! Конечно же, основным доходом фирмы было не искусство. Искусство было, скорее всего, положительным фактором для рекламирования самой фирмы.
      Основной доход фирме приносила торговля. Как я уже говорила, фирма торговала товарами ширпотреба.
Кроме того фирма участвовала в продаже металлопродукции за рубеж. Именно эта область торговли нуждалась в консультативной и аналитической работе по внешнеэкономическим связям, что входило в мои прямые обязанности. Мне пришлось многому обучаться и научиться. Я вела переговоры, составляла контракты и договоры, работала непосредственно с таможенными службами на любой из таможен Украины, куда направлялся товар.
      Единственное на что я не имела права, так это права подписи на контрактах. Это была прерогатива патрона фирмы. Работа мне очень нравилась, меня не смущали никакие неудобства в командировках, и я всегда доводила работу до её логического и выгодного для фирмы завершения.
      Шеф был мной очень доволен, доволен настолько, что некоторые свои обязательства перед партнёрами, он доверял мне  «утрясти», как он выражался, то-есть довести переговоры до какого-то разумного консенсуса, такого чтобы наша фирма не платила бы штрафные санкции по контракту.
      Фирма в сфере торговли металлом занималась в основном посредническими услугами, то-есть искала покупателя и предлагала ему купить тот товар, в котором он был заинтересован. Весь остальной переговорный процесс, составление контрактов, их юридическое оформление наша фирма брала на себя, вернее возлагала на меня. Ни производителю, ни покупателю ничего не нужно было делать с бумажной и таможенной волокитой. Просто покупатель в итоге должен был приехать за товаром, если он делал это своим транспортом или же получить товар в пункте назначения, который он указывал. Всю остальную работу фирма брала на себя, за что и получала оговоренный процент от сделки.      
      Мы отправляли товар не только автотранспортом и по железной дороге, но заключали контракты и на морские перевозки товара.
      Именно поэтому я не очень удивилась, когда мой шеф попросил меня заключить контракт с региональным трубным заводом (с которым мы и ранее тесно работали) на поставку труб для какого-то сахарного завода. Сделка была крупной на 120 000 долларов. Кроме того нужен был контракт на посреднические услуги с нашей фирмой, то-есть договор, по которому всю сумму предприятие сахарного завода сначала перечисляло нам, а уж потом мы переводили нужную сумму от стоимости труб на трубный завод.
      Именно движение финансов на фирме мне никогда не было известно. В контрактах я писала те цифры, на которые мне указывал шеф. Проценты от сделок также были указаны в контрактах. И только позже я узнала, что существовала и так называемая «чёрная бухгалтерия»!
      К Контракту с трубным заводом я ещё вернусь, но этому предшествовали не менее значимые события, которые, как я думаю, и положили начало банкротству фирмы.

                *****

      Проработала я на фирме три года. Может быть, проработала бы и дольше, если бы…, если бы не стала замечать странности, происходящие в кабинете директора.
      Только значительно позже я поняла, что увлечённая своей работой и желанием быть полезной, я не замечала того, что остальные коллеги уж давно знали.
      Однажды, не постучав в кабинет шефа, потому что дверь была приоткрыта и оттуда слышалась громкая речь, я вошла в кабинет и увидела приоткрытый чемоданчик, набитый до верха долларами США. Чемоданчик быстро захлопнули, а вокруг него стояли мой шеф, наш главный бухгалтер и ещё трое мужчин, которых я изредка видела у нас на фирме.
      Шеф быстро подошёл ко мне и вышел со мной в коридор. Я протянула ему какие-то бумаги для подписи, а когда он их взял, я спросила, кто эти люди и не нужна ли моя помощь. Про людей он сказал мне, что это внештатные работники, а помощь моя понадобится, но чуть позже. Я не удивилась про «внештатных работников», так как у нас действительно таковые имелись. Однако те, которых я знала, всегда приходили или к нам в отдел или в кабинет заместителя шефа Жанны, кабинет которой был рядом с моей комнатой.
      Одного человека в кабинете шефа я всё-таки узнала, это был Саид (как позже я узнала, это была его кличка). Саид часто бывал и у Жанны и у меня по разным делам фирмы. А вот о том, что я увидела доллары, я ничего у шефа не спросили и ничего, о том, что увидела, никому не рассказала. Несмотря на то, что ко мне коллеги относились с уважением, я никогда не откровенничала с ними ни на личные темы, ни на темы личностных отношений между коллегами.
      Что же касается долларов, то я просто удивилась как их много! Я никогда так много долларов не видела. Ранее запрещённые обменные пункты валют, было разрешено открыть и официально. Полученную выручку от продаж ширпотреба в национальной валюте, Жанна часто посылала меня обменять на доллары. Я немножко не понимала, почему она не делает этого сама, а доверяет мне? Она рассмеялась и сказала, что доверяет моей «необузданной порядочности», а самой ей ходить лень из-за такой мелочи. Наверное, она была права насчёт моей «необузданной порядочности», так как именно ею и воспользовался мой шеф, но в своих корыстных целях. Однако об этом чуть позже.

      Мы с коллегами уходили с работы всегда в шесть часов вечера, а мой шеф и Жанна часто задерживались после работы, чтобы «подбивать итоги рабочего дня», как они нам говорили. В один из вечеров, когда я уже вернулась домой, мне позвонила по телефону Жанна и попросила «завтра на работу не выходить, потому что случилось ЧП, и в офисе будет работать милиция и прокуратура». На мой вопрос «что случилось?», она сказала, что «это не телефонный разговор и если хочешь, приходи ко мне домой, и я тебе всё скажу». Я немного волновалась, не понимая, почему она позвонила именно мне, но когда я пришла к ней, она сказала мне, чтоб я не волновалась, что происшедшее ко мне не относится, и что она сообщила всем коллегам о свободном завтрашнем дне.

      А рассказала она мне вот что! После того, как все ушли домой, в офисе остались лишь наш шеф, Жанна и те трое мужчин, о которых я уже упоминала. Неожиданно в офис буквально ворвались ещё трое мужчин и стали требовать от шефа денег, которые он якобы обязан был им вернуть, в качестве какого-то долга. Шеф просил отсрочку, но те не соглашались, утверждая, что им известно, что мой шеф на днях получил крупную сумму денег за какую-то сделку. Босс оправдывался, убеждая их, что все деньги вложил в дело. Было много крика, угроз пока один из «амбалов» не ударил шефа в лицо, и тот залился кровью. За шефа вступился Саид, но другой «амбал» выстрелил в него из пистолета и тот упал. Выстрел был услышан в офисах других фирм, которые так же арендовали помещения в этом здании, поднялась суматоха, вызвали милицию, и налётчики убежали. Саида отвезла скорая помощь в больницу, а моему шефу оказали помощь на месте и он уехал домой.
      Я слушала и ушам своим не верила! Тогда я решилась спросить у Жанны, что за доллары я видела в чемодане в кабинете у шефа? Жанна была троюродной сестрой моего шефа. Я знала, что она во многом помогала шефу и была убеждена, что она точно знает все финансовые манипуляции на фирме, но она была настолько умна, чтобы лично, ни в чём не участвовать, и никаких двусмысленных бумаг не подписывала. Всё делал за них двоих шеф сам.
      Жанна сказала мне, что через фирму отмывались крупные суммы денег, так называемого «чёрного нала», за что шеф лично получал свою долю. Что же на самом деле произошло с теми «амбалами», какие у них с шефом были счёты, Жанна не знала, и сама была удивлена произошедшему инциденту, поскольку была уверена, что шеф от неё ничего не скрывает.
- «Я сама попала в этот круговорот, «как кур во щи» - закончила она свой рассказ.
      Я спросила Жанну, почему она мне рассказывает о таких тайных вещах фирмы и не боится. Она ответила, что хорошо меня изучила и не боится ничего говорить мне. Когда я пишу эти строки прошло уже много лет и все фигуранты событий, как говорится, «иных уж нет, а те далече».
      На второй день после разговора с Жанной мы все вышли на работу. Никто ничего не говорил по известной теме и не комментировал. На работу не вышел только наш шеф.
      После рабочего дня Жанна предложила мне сходить в больницу, куда увезли раненого Саида. В больнице мы узнали, что в Саида стреляли из какого-то травматического пистолета, пули которого были синтетическими, поэтому рентген не смог обнаружить эту пулю.

                Всеобщая вакханалия!

      Мой муж не смог найти работу нигде и уехал на один год обратно к себе на родину, в надежде на что?...
      Парад политических амбиций на территории бывшего Союза продолжался! Свобода, свобода, свобода! Теперь власть можно брать силой и насилием! 1993 год. Москва. Расстрелян Дом правительства – «Белый дом», как его называли в народе.
      Ельцин, провозгласивший себя после «путча» 1991 года, президентом России, что-то ораторствует на грузовике (вспоминается Ленин на броневике в 1917 году), танки на улицах Москвы, погибает под гусеницами несколько молодых людей, толпы людей метущиеся из улиц в улицы. Дежа-вю?
      Да, Россия и Украина это уже разные самостоятельные государства. Но это только так кажется. Территориально это, конечно же, так, но ментально? Это всего лишь иллюзия, что всё теперь будет по-новому и очень скоро!
      В Украине так же, как и в России, да и во всех бывших Союзных республиках, свобода, прежде всего, родила АНАРХИЮ! В полной мере этой свободой могли пользоваться не те люди, которые хотели жить по закону, а те, которые привыкли жить «по понятиям».
      Раздолье, господа! Бывшие «паханы» становятся «уважаемыми бизнесменами». Рэкет и «крышевание» - в порядке вещей, и попробуй только воспротивиться, неминуемая расплата за отказ платить за «крышу», может обернуться не только избиением и поджогами, но и смертью.
      На когда-то партийные и комсомольские деньги, открываются частные банки, покупаются по «сходной цене» когда-то государственные предприятия.
      Институты всех видов и рангов, содержавшиеся ранее на бюджетные деньги и обнищавшие после приобретения страной независимости, вынуждены сдавать свои помещения в аренду, чтобы выжить.
      Если раньше пенсионеры могли себе позволить такую блажь, как откладывать деньги из пенсии на свои счёта в сберегательный банк, то теперь пенсий хватает, лишь на хлеб и воду, особенно после оплаты всех коммунальных услуг и покупки, хоть каких-нибудь медикаментов для поддержания здоровья.

      Появились всевозможные «банки-бабочки», прозванные «пирамидами», по теории которых клиент вносит в «банк» энную сумму денег, а через месяц тебе возвращают почти половину от вклада. Причём обещают, что в любую минуту клиент может забрать обратно свои деньги с процентами. Это хитро-сложная система воровства, которую я не стану описывать. Люди, вложившие в такие «пирамиды» все свои сбережения, потеряли всё!

      Стала процветать полуузаконеная проституция, наркобароны богатели за счёт людей, не нашедших себя в новой жизни, похищались взрослые и дети на продажу человеческих органов или захватывались бандитами заложники любого возраста и пола за выкуп, ксенофобия расцветала буйным цветом во всех постсоветских республиках. Русских избивали и убивали в бывших советских республиках с такой же яростью, с какой в ответ на эти зверства делали и русские в своей независимой новоиспеченной стране. Впервые терроризм наш народ испытал на собственных жизнях и жизнях своих близких. Вседозволенность шагала по телу страны!

(продолжение следует)   "Трубам - труба!"


Рецензии
Да, трудные были годы. Но, пережили. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   08.04.2015 13:44     Заявить о нарушении
Спасибо,Нина!...но такое впечатление, что МОИ трудные годы никак не кончаются, несмотря на весь мой оптимизм...

Кора Журавлёва   08.04.2015 23:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.