Исход

Пьеса в 3х картинах по книге „Шемот“


Действующие лица:

Моше-рабейну
Аарон, его брат - первосвященик
Мириам, их сестра
Амирам
Датан, его приятель
Фараон
Египтяне
Народ Израиля
Картина I.

Явление I.

Моше один. Он стоит, держа в одной руке посох. Другая рука поднята к небесам.


Моше: Все понял я, Отец небесный наш!
Ты за страдания народа моего
Жестокому обидчику воздашь,
И будет горе в доме у него.
Сейчас иду к народу моему
И волю передам ему Твою,
Чтоб сделать все по слову Твоему.
Лишь силы дай нам всем -
                о том молю!


                Явление II.

Моше сидит возле своего дома. Видно, что он опечален и о чем-то думает.
Появляется Аарон:
Приветствую тебя, мой брат, Моше!
Я вижу, ты давно уже не спишь.
Смотри, восходит солнышко уже!
О чем же, брат любимый, ты скорбишь?

Моше: Я ждал тебя и рад, что ты пришел.
Нужна твоя мне помощь, Аарон.
Ха-Шем велел, чтоб я к народу шел
И рассказал ему, что должен он
Сегодня из Египта уходить:
Свершится суд сегодня в полночь.
Нам
Нужно фараона  убедить,
Чтоб дал он волю нам, его рабам.

Аарон: Боюсь, что это будет нелегко.
Нам столько фараон чинил преград!
Уходим из Египта?! Далеко ль?
Куда пойдет Израиль, милый брат?

Моше: К своей земле! Но надобно
спешить:
Должны скорей евреев мы созвать.
Ты будешь, брат, с народом
                говорить,
Ты должен Б-жье слово передать.

Аарон: Тогда не будем медлить. Поспешим!
Коль так велел Ха-Шем - да будет так!

Моше: Идем. С тобой дорогою решим,
Что скажем фараону мы и как
В нем чувство состраданья разбудить.
Сегодня жертвой стать он может сам!
События нельзя предотвратить!
Сказал Ха-Шем: „ Oбидчику – воздам!“

                Картина II.

                Явление I.

Городская площадь. Толпа евреев. Шум, разговоры.

1 еврейка: Сейчас я видела: Моше и Аарон
Идут и меж собою говорят.
И прямо ко дворцу, где фараон
И все его прислужники царят.

2 еврейка: Куда пошли они?! Ведь фараон,
(с ужасом) Разгневавшись, недавно приказал,
Чтоб больше ни Моше, ни Аарон
Никем не допускались в царский
 зал!

1 еврей: Нет, видно неспроста они пошли
В покои к фараону. Лучше нам
Дождаться, чтобы к нам они пришли.
Не торопитесь расходиться по домам!

                Явление II.
Покои фараона.

Фараон (в гневе): Кто допустить посмел вас во дворец?!!
Я запретил входить вам в этот зал!
Я трепетать  заставил тьму сердец!
Вы ждете, чтобы я вас наказал?!!


Аарон: Не торопись! Послушай, фараон!
Пришли сегодня мы в последний раз.

Фараон: Чего хотите вы, Моше и Аарон,
(cпокойнее) Зачем тревожите меня в столь ранний час?

Моше: Не раз уж приходили мы к тебе:
Просили из Египта отпустить
Народ Израиля. Но верен ты себе.
Теперь хотим тебя предупредить!
Коль воли не изменишь ты своей,
Ждет кара страшная тебя и египтян:
Погибнет каждый первенец в семье,
Страшнейший поразит всех вас изъян.

Фараон:         Подите прочь! Меня не испугать!
Ступайте вон, Моше и Аарон!

Аарон: Неверно поступаешь ты опять!

Моше: Запомни: ровно в полночь, фараон!

Последние слова Моше несколько раз повторяет эхо. Моше и Аарон уходят.

Фараон:          Погибнет каждый первенец в семье.
                Но я!
(оставшись один) Я тоже первый сын в семье! Скорее!
Слуга! Вот воля новая моя:
Пускай уходят из Египта все евреи.

                Я обхитрю их! Я их обману
                И вскоре вновь верну в свою страну!

 
                Явление III.

Моше и Аарон перед народом.

Аарон:          Пусть каждая еврейская семья
         Возьмет ягненка беспорочного и пусть
         С приходом сумерек, как покажу вам я,
         Зарежет перед тем, как выйти в путь;
         И, обмакнув в его крови пучок
Травы, обмажет косяки дверей;
Затем зажарит мясо. И кусок
Его пусть каждый съест  еврей.
Опресноки в узлы сложите вы
И ничего не оставляйте до утра,
Возьмите то, что египтяне вам должны.
Затем и отправляться в путь пора.

Голос из толпы: Зачем все это делать нам? Зачем?

Моше: Затем, что так нам повелел ХаШем!
По этим знакам он узнает наш
народ.
Пройдет он по Египту - и умрет
В египетской семье ребенок тот,
Кто первенцем родился. И поймет
Паро, что гнев свой против нас
Он, направляя, сам призвал сейчас
Расплаты миг за все свои деянья!
Пускай теперь узнают египтяне,
Как наш народ израильский
страдал!
А мы уходим. Так Ха-Шем сказал!

Ночью Евреи красят косяки дверей своих жилищ. Собираются в путь.



                Картина III.

Амирам:         Куда они ведут нас и зачем?!
Что  за нелепый вздор они несут?
Опять твердят, что повелел Ха-Шем
Куда-то уходить. Не лучше ль тут
Остаться нам? Куда мы все пойдем?
А дети? А имущество? А скот?
Как бросить все, что нажито трудом?
Не думаю, что кто-нибудь уйдет
Отсюда, из Египта. Столько лет
Мы прожили все здесь, в земле Гошен.
И разве мало выпало нам бед,
Чтоб новые мы шли искать? Зачем?

Датан: Вот-вот Не знаю, что на ум пришло
Моше и Аарону. Только я -
День плохо, а другой день - хорошо
Живу здесь, здесь моя живет семья.

Мириам:         Стыдитесь!.. Люди!
                Собирайтесь в путь:
Берите все свое имущество и скот.
И египтяне отдадут нам пусть
То, что должны. И наш народ уйдет
Отсюда. Загостились, видно, мы
В земле Eгипетской. Пора в дорогу нам.
А те, кто своему народу неверны,
Пусть остаются, как Датан и Амирам.

Моше: Ну что ж, народ Израиля! Вперед!
Идемте, люди! В путь! Идем смелее!
Народ Израиля! Тебя Ха-Шем ведет!
Скорей к своей земле! Вперед,евреи!

Уходят.

Голос, зачитывающий из Торы:

„И отправились сыны Израэлевы из Рааэльса в Суккот, до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. А так же многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. И испекли они тесто, которое вынесли из Египта лепешками пресными, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе. Времени же пребывания сынов Израилевых, которое пребывали они в Египте, - 430 лет. И вот, по истечении 430 лет, в этот самый день, вышли все ополчения Господни из земли Египетской, эта самая ночь - Господу бдение у всех сынов Израилевых в роды их“.


Конец спектакля

1993 г.


Рецензии