Ливия. Как-то неловко оставаться в стороне

Сейчас много пишут о новой тактике в гражданской войне, охватившей Ливию,  которую применяют правительственные войска против мятежников. Они используют джипы с установленным на них вооружении, что дает возможность быстро передвигаться, совершать маневры, быстро уходить, встретив превосходящего противника, и атаковать его  там, где он не ждет. И  фактически быть неуязвимыми против самого современного оружия, авиации НАТО, которая поддерживает мятежников в боевых действиях против ливийской армии.

И вспомнились мне другие времена, когда англичане, французы и ливийцы были союзниками перед лицом сильного и хорошо вооруженного врага, каким были фашисты, немцы и итальянцы.  Вспомнились  потому, что постоянно в сводках теленовостей, в публикациях в Интернете и в газетах звучат те же   названия ливийских городов, которые мне встречались в книгах о Второй мировой войны и боях в Северной Африке.…

Да, в сороковые годы и в Ливии  шла  Вторая мировая война.  Северная Африка была одним из театров боевых действий. И здесь тоже решалась судьба Человечества. И каждый подвиг солдата и офицера армий союзников приближал День Победы, Великой Победы над нацизмом.

И в песках Ливии, где сегодня снова грохочет война, действовали на быстрых джипах  боевые группы… РУССКОЙ АРМИИ ПОПСКОГО.

О ней мой рассказ...

Ливия: как русский спецназ громил фашистов

Во время Второй мировой войны одним из крупных диверсионных отрядов в Африке была «русская армия Попского». «Армией» ее называли и англичане, и немцы с итальянцами. Первые - за те великие героические  дела, что совершали бравые ребята под командованием русского офицера. Вторые  - за тот урон, которые наносили фашистам  неуловимые «русские».   Вместе с  англичанами, французами и поляками, бок о бок, сражались рядом с русскими ливийцы, берберы и туареги. Это было Великое время боевого братства, скрепленного кровью!

Глава отряда, майор английской армии Владимир Пеняков, родился  в 1897 году в семье русских эмигрантов в Бельгии. Его отец там построил завод!    Володя  учился в Кембридже, стал историком, инженером, работал в Египте с 1924 года, изучил арабский язык, стал исследователем Сахары, знатоком исламской  цивилизации. Потом …выучился на летчика, на маленьком самолете летал по всему Египту…

Осенью 1940 года войска Муссолини вторглись в Египет. Владимир решил вступить добровольцем в английскую армию. Свою военную эскападу Пеняков объяснил скромно: «Я не питал никаких иллюзий, что могу повлиять на ход событий, но было как-то неловко оставаться в стороне...»

Позвольте здесь  прервать свой рассказ. Почему два месяца назад  в Ливии вспыхнул мятеж, почему Ливию охватила гражданская война, кто прав и кто виноват – сказать трудно.  Раскололось и международное мнение. Кто-то называет Каддафи диктатором, кто-то  его защищает.  В России большинство, как показывают опросы, на его стороне. Думаю, что не могли  - ни Каддафи, ни другие руководители Ливии, даже те, кто предали – в силу своих личных убеждений – полковника и возглавили мятеж,  ни тем более простые ливийцы -   не могли они желать такой страшной беды для своей страны. Беды, последствия которой еще долгие годы придется расхлебывать самим ливийцам.

 И сегодня, видя  по телевидению кадры боев,  жутких разрушений, раненых людей, свежие могилы погибших от бомбежек НАТО, каждый честный человек должен   высказаться за немедленное прекращение всех боевых действий, и в первую очередь бомбежек НАТО, и  за перемирие.  И  пусть ливийцы сами между собой договорятся, как им  жить вместе дальше.

Это моя позиция! И буду ее отстаивать: как-то неловко оставаться  в стороне!


Вот что рассказывает неутомимый исследователь и писатель  Владимир Беляков в своей книге  «Русские солдаты в Северной Африке», изданной тиражом… 500 экземпляров. Да, да, всего 500! И с каким трудом! Это я  вам сообщаю для размышления о том, как у нас, в современной России,  уважают и труд ученых, и чтят память русских героев…

В 1940 году англичане – честь им и хвала! -  производят инженера  Пенякова  в  капитаны и назначают  командиром батальона (!) в так называемые Ливийские арабские силы (ЛАС). Целый год он обучает непокорных и не признающих дисциплину ливийцев-синуситов, выступивших против итальянцев в восточной части современной Ливии  – улавливаете связь с мятежом на востоке Ливии?  -  военной дисциплине и порядку.  И добивается успехов! Потому что у свободолюбивых ливийцев есть другие, прекрасные качества настоящего солдата: мужество, стойкость, выносливость и презрение к смерти.

В ноябре  1941-го года, когда гитлеровцы были уже под Москвой,  ливийский батальон Пенякова переброшен в Восточную Ливию.  Он знакомится с шейхами местных племен, устанавливает с ними доверительные отношения. Помните слова о том, что  русский человек – он не только русский и не только православный? Он  выше этого! Он – гражданин мира.  И все для него дорого и ценно.  Ливийцы оценили и знания, и душу русского: уважение к Пенякову со стороны ливийцев огромно.

И он его оправдал. Только один факт:  узнав о зверствах фашистов над ливийцами – а итальянцы  их называли «террористами» и не признавали как военнопленных, -  он предъявил   ультиматум итальянскому командованию: за каждого замученного до смерти  пытками ливийского солдата из его подразделений  он будет отвечать новым налетом по штабам!

Итак, Пеняков оказался  в Ливии, которую оккупировали итальянцы, которые воевали с англичанами.  Потом   Гитлер послал на помощь Муссолини, который проигрывал англичанам,  танковую армию генерала Роммеля. Цель - захватить Суэцкий канал,  а затем, при поддержке «пятой колонны» в арабских странах, захватить нефтепромыслы Ирака, прорваться к Баку и… соединить клещи с немецкими армиями, уже громыхавшими по советской земле.

И именно Пенякову пришла идея создать из лучших бойцов ЛАС подвижные, малочисленные, но хорошо вооруженные группы. Коньком Пеньякова была эффективная разведка, связи с местными шейхами и молниеносные налеты — он смог создать в пустыне Сахара, которую знал, как свои пять пальцев, целую сеть своих агентов. На его «армию»  работали ливийцы, прекрасно знающие   итальянский язык и прислуживавшие фашистским офицерам в барах, казино, других  приятных для них заведениях, — те никак не могли заподозрить в безмолвных  и   покорных  слугах «русских агентов». А они были, по выражению Пенякова, «нашими глазами и ушами». Одним из главных центров его сети был город Дерна, который сейчас находится в руках мятежников, восставших против правительства в Триполи. А самым доверительным человеком Владимира был Али бен Хамаду, шейх местного племени обейдат!

Интересная деталь:  ливийцы решили… поднять восстание против итальянцев. И Пенякову пришлось приложить немало труда, чтобы убедить ливийцев, что в данный момент превосходство -  у итальянцев и что восстание обречено на поражение.   И что карательные операции итальянцев обескровят племена. И убедил! И спас жизни многим ливийцам.

А когда в Северную Африки прибыла немецкая танковая армада генерала Роммеля, то началась «большая война» с  гитлеровцами  маленькой «русской армии» Пеньякова.  Рабочее название  - «Эскадрон разрушения номер 1».  В переписке-шифровках – «Popski`s Private Army». Операция за операцией,   диверсионные акции...  Главное – уничтожать склады с горючим! Его «спецназ» минировал и подрывал  танки, поджигал  склады, уничтожал по ночам самолеты на аэродромах.  А на территории Туниса  смелыми набегами освобождал  военнопленных из лагерей. В том числе и... русских. Которых гитлеровцы привезли в Африку строить оборонительные сооружения.  Которых называли «рабами Роммеля»...

Деятельность «Русской армии» очень помогла англичанам. Победа в битве при Эль-Аламейне, когда танкам Роммеля  в решающий момент не хватило горючего, а английские танки смогли преодолеть минные поля благодаря проходам, найденным английской разведкой,  определила ход войны в Северной Африке. Роммель был вынужден буквально бежать в Тунис, бросив на произвол судьбы своих итальянских союзников, у которых он отнял и транспорт, и последнее горючее…

Еще одна интересная деталь. Среди задач его «спецназа» была и такая: парализовать доставки горючего противнику между Адждабией и Тобруком. Именно сейчас происходят ожесточенные бои между правительственными войсками и мятежниками за Адждабию. И авиация НАТО наносит удары  и по складам горючего!

Следующее сражение союзников с фашистами произошло уже на юге Туниса, на укрепленной линии Марет, которую еще в тридцатые годы построили   французы, чтобы перекрыть доступ итальянцев из Ливии в Тунис.  Эта линия, которая тянулась от моря до гор, была действительно неприступной.    И здесь разведку путей ее обхода с запада  проводил  все тот же «мобильный отряд» Пенякова:  он лично обследовал  окрестности  вокруг известной сегодня для российских туристов деревни Матмата в горной возвышенности и нашел широкий проход для английских танков. Единственный и спасительный. И прямо в тыл фашистских войск.

И когда командующий 8-ой британской армией Монтгомери гнал на неминуемую смерть часть своей армии, которая штурмовала в лоб линию Марет, -  надо было любой ценой   сковать Роммеля, заставить его драться на обреченных позициях - он   знал, что в это же время новозеладская бронетанковая дивизия уже скрытно совершала переход через Матмату. И уже с фланга английские танки нанесли Роммелю смертельный удар, вынудив его  в беспорядке отступить…

13 мая 1943 года   немецко-итальянская группировка, несмотря на приказ бесноватого фюрера сражаться до последнего, капитулировала. 150 тысяч немцев и итальянцев не захотели  погибать за Гитлера!

И в первом параде победы, который состоялся в Тунисе,  по улицам свободного города проехали под аплодисменты толпы  джипы «Русской армии Попского».  И в них гордо сидели и принимали букеты цветов те русские, кто остался жив, кто, как и погибшие товарищи, сделал свой  выбор  во имя  далекой России и с честью  его выдержал.

После войны  Пеняков  работал в Вене связным офицером между союзными и советскими войсками и написал книгу о своих приключениях. Она издана в 1950 году. Ее название – «Личная армия».  Русский человек решил – и создал «армию»!  Свою, личную. Чтобы громить врагов России!

Восхищаюсь его мужеством!

Владимир Дмитриевич Пеняков, кавалер орденов  и медалей Англии, Франции и Советского Союза   скончался в Лондоне. И каждый год, в день его рождения, 30 марта, потомки героев «частной армии Попского» навещают монумент, воздвигнутый в ее честь.




Послесловие

В Матмате, которую посещают туристы и где живут так называемые троглодиты — то есть обитатели пещер, вырытых прямо в горах, — до сих пор можно видеть немецкие бочки из-под горючего времен Второй мировой, в которых местные жители хранят теперь драгоценную воду... А в музее динозавров в Татауине, который я посетил год назад,   у входа стоят пустые, отстрелянные гильзы от артиллерийских снарядов, молчаливые свидетели  боев, которые сотрясали африканскую землю. Смотря на них, я  тогда никак не мог подумать, что африканская земля снова будет содрогаться от взрывов снарядов, бомб, ракет и снова будут мотаться по пустыне джипы…

И сегодня я повторяю слова мужественного русского человека, которого уважали ливийцы: “Я не питал никаких иллюзий, что могу повлиять на ход событий, но было как-то неловко оставаться в стороне…»

И жалею, что нет Великой силы, которая бы не позволила развязать гражданскую  войну в Ливии, остановила бы одних, разняла других, посадила бы за стол мирных переговоров третьих…

Этой Великой силой было братство товарищей  по оружию, союзников в борьбе с фашизмом, в борьбе за свободу!



Николай Сологубовский

Москва – Тунис –  линия Марет – Матмата –  граница Туниса и Ливии, апрель 2011 года


Рецензии
Очень интересный материал. Такого еще не читал. Спасибо.

С уважением.

Сергей Вшивцев   16.04.2011 21:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.