Джеймс Сидней Эдуард Энсор

James Sidney Edouard Ensor (13 апреля 1860, Остенде — 19 ноября 1949, там же).Бельгийский художник, график и живописец.
Джеймс родился в портовом городе Остенде и был сыном англичанина и фламандки.
Его отец держал лавку экзотических товаров (сувениров, карнавальных масок, морских раковин и т.д.). Возможно, детские воспоминания подсказали художнику позже темы его картин.
О своем рождении Энсор написал в автобиографии так: «Я родился в Остенде, в пятницу, в день Венеры. Как только я появился на свет, Венера пришла ко мне, улыбаясь, и мы долго смотрели друг другу в глаза. От нее приятно пахло соленой водой». В этом придуманном "воспоминании" о своем рождении Энсор описал двойственность своего творчества. С одной стороны, фантазии и воображение, с другой, реалии жизни, которые наблюдал ребенок, живя в мрачном портовом городке, существованию которого угрожает море, которое является одновременно и источником его существования.
Мальчик рано проявил способности к рисованию. В школьных тетрадях Джеймса историки обнаружили наброски, которые позже стали будущими полотнами художника. В 15 лет Джеймс бросает школу и начинает брать уроки живописи в Остенде сразу у двух художников (их имена история не сохранила). Начинал Энсор, как ни странно, с пейзажей и городских видов. Впрочем, эти жанры будут любимы им всю жизнь. Он с удовольствием пишет на картоне небольшие виды окрестностей Остенде. Известна, например, его работа 1876 года – «Фламандская равнина», которая сейчас находится в частной коллекции в Брюсселе.
В 1877 году Энсор переезжает в Брюссель и поступает в местную Академию художеств. Его мастером был сам ректор Академии Ян Порталс, который знаменит тем, что ввел в бельгийскую живопись ориентализм. Сокурсником Джеймса был Фернан Кнопф.
Поняв, что официальное образование дает ему мало знаний, Энсор решил заняться самообразованием, благо, брюссельские музеи были всегда для него открыты. Юноша внимательно изучает работы старых мастеров, делает многочисленные наброски с произведений таких художников, как Халс, Рембрандт, Гойя, Тёрнер, Домье и Мане. Искусство старых голландцев и фламандцев оказало на него не менее сильное влияние, а благодаря тому же Мане, Энсор, как и многие его современники, увлёкся импрессионизмом.
Но импрессионизм, который придавал большое значение полутонам, в бельгийском, в энсоровском варианте строился на четких цветах, которые смягчали интерьеры и фигуры, например, «Натюрморт с китайскими безделушками» (1880) или «Дама в голубом» (1881).
В Академии Энсор написал и свои первые известные широкой публике картины, среди которых «Орест, мучимый фуриями» (1879), «Ламповщик» (1880), «Портрет отца художника» (1881).
Годы учебы в Академии историки называют «темным периодом» его творчества (1879-1882). В это время Энсор пишет три небольших автопортрета, в которых, как считают искусствоведы, чувствуется тревога и напряжение.
В 1881 году Энсор закончил Академию и вернулся в родной Остенде. Кстати, впервые он выставил свои работы на выставке тоже в 1881 году. На чердаке родительского дома, на первом этаже которого находилась та самая сувенирная лавка, Джеймс устроил свою мастерскую. С Остенде будет связана почти вся долгая (еще почти 70 лет!) жизнь художника. Источники указывают, что Энсор покидал страну всего три раза, совершая
короткие путешествия в Париж, Лондон и Голландию. До 1917 года он почти безвылазно проводил время в своей студии на чердаке родительского дома.
Джеймс вёл дела в магазине матери, а в свободное время, причем плодотворно, продолжал заниматься живописью. В начале 1880-х годов Энсор писал по десять-пятнадцать картин в год.Стиль раннего Энсора характеризуется мрачным колоритом, толщиной мазков и реализмом с элементами фантастики. Используя тяжелые тона, Энсор пишет интерьеры среднего класса, такие же, в которых жила его семья. Мрачная, тревожная таинственность окружает фигуры, которые пьют чай, слушают фортепианную музыку или просто сидят в меланхолических размышлениях. В эти годы созданы картины, принесшие ему известность в художественном мире. Темы, традиционны для голландской живописи – натюрморты и пейзажи: «Устрицы» (1882), «Раковины» (1883), «Во ржи» (1883), «Крыши Остенде» (1884). 
Впрочем, через год после окончания Академии, у Энсора произошел «творческо-житейский бунт», в 1882 году, раздосадованный «серостью» культурной жизни в Остенде он бросает все и возвращается в Брюссель, где находит приют и понимание в семье Эрнеста и Марьетт Руссо, которые становятся и первыми покупателями его картин.
В 1883 году на картинах художника впервые появляются маски. Хотя самая первая маска изображена на картине «Маска, смотрящая на негра – фокусника» еще в 1879 году.
Жизнь человеческого общества Энсор трактует, как маскарад, визуально поддерживая слова Оскара Уайльда о том, что «маска всегда выразительнее лица».
Маски Джеймса Энсора
Улекса фон Лу
Куклы и маски,
в маске у криков в плену
я - часть раскраски.

Септаккорд краски -
дик карнавал на снегу
куклы указка.

Странно и дико, смешно
мир закружился.
Я страшным кадром кино
реала пирсинг.

Сколько оскалов вокруг
лиц неподвижных
мир заморозился вдруг
иллюзий vision.

Снег ослепляет,
взгляд яркой бледностью лиц
тает в снежинках.

Мир, усмехаясь
книгой с раскраской страниц, -
маск неподвижность.
Сам художник позже говорил: «Маска мне дает свежесть тонов, острую выразительность, пышный декор, неожиданные широкие жесты, хаотичность движений и изысканную неугомонность». Как развитие темы масок вскоре на картинах появляется скелеты, которых Энсор изображает с присущим ему черным юмором.
Переход к символизму был не случаен. Во-первых, он (бельгийский символизм), в отличие от французского, имел глубокие средневековые «корни». Бельгия, бывшая еще полвека назад частью Фландрии, трепетно хранила традиции творчества своих старых мастеров. Проникнутые мистикой картины можно найти в гротескных фантазиях Босха, Брейгеля Старшего и Вермеера Дельфтского. Их картины казались Энсору идеальными.
Символизм есть и в произведениях Шарля де Костера (вспомним хотя бы его Тиля Уленшпигеля).
И потом, не зря же Бельгия подарила миру Метерлинка, который был современником Энсора.
Всё это было тем базисом, на котором строилось новое направление энсоровских картин.
Эмиль Верхарн в книге об Энсоре писал: «Ничего, или почти ничего не должен он мэтрам прошлого. Он пришел в свое время, чтобы взять у них лишь уроки рисования».
Пьеро Энсора
Улекса фон Лу
Бледной луной - Пьеро,
тесна окружность луж лиц,
мельница в небо - пером,
облако падает ниц.

Смех над любовью жесток,
тень Коломбины близка,
грязных насмешек виток
пулями жжет у виска.

Гнев и прощенье - весов
чаши наполнены сверх,
Маски свиней или псов?!
Публики смех и успех.
***
Бубликом солнце с гор
катится вниз, звеня...
Гнев и обиды - сор,
жить - это быть, любя!

Картина Джеймса Энсора "Отчаяние Пьеро"
С 1885 года символизм становится главным направлением его творчества (наиболее значительные картины на эту тему были созданы в 1887- 1891 годах). Причем, часть картин основывается на сюжетах Священного Писания. Картины художника, даже религиозной тематики, стали населять эксцентричные, но выразительные образы - черепа, скелеты, клоуны и маски. Он изображал «сломанный мир», наполненный этими образами и карнавальными сценами, при этом язвительно высмеивая врачей, духовенство, юристов и политиков.
Чуть позже Энсор увлекся мистикой. Как его великие предшественники Босх и Брейгель, Энсор создает свою серию мистических полотен. «Христос, идущий по морю» (1885), «Скелеты и Пьеро» (1886), «Интрига» (1896), «Ужасные музыканты» (1891) – вот лишь некоторые из названий картин периода второй половины 1880-х.
На многих картинах присутствует образ Смерти, то интригующей с Арлекином, то истребляющей население целого города («Смерть, избивающая человеческое стадо» (1896)). Историки утверждают, что Энсор возродил в современной форме и истолковал по-своему средневековые серии «Пляски со Смертью».
6 февраля 1884 года художник дебютировал на выставке художественного объединения «XX» (Les XX), названного именно так, потому что в его состав вошли именно двадцать художников и скульпторов. Объединение собрало в свои ряды эстетически прогрессивных художников, а позже писателей и музыкантов, которые, традиционно для Европы, боролись за художественную свободу и против диктата официального искусства. Основу группы составляли художники-авангардисты.
Сама выставка сразу обросла скандалами и попала под шквал ядовитой газетной критики. Но главная цель была достигнута, организаторы выставки доказали, что в Бельгии существует своя современная живопись.
Участники выставки и составили ядро брюссельской группы «XX», а Энсор выступил в роли одного из ее основателей. Кроме того, Энсор состоял членом антверпенского объединения «Современное искусство».
Энсор постоянно выставлял свои произведения в брюссельском салоне группы «ХХ», но публика откровенно смеялась над его картинами, а критика обходила их молчанием. Переход к символическим сюжетам вызвал непонимание современников Энсора. Историки пишут, что находясь в гуще общественной и художественной жизни, художник до конца своих дней оставался «талантливым одиночкой». Лишь в 1908 году друг художника, бельгийский поэт-символист Эмиль Верхарн (1855—1916) посвятил творчеству Энсора большую работу, оценив его живописные и графические произведения (художник обратился к графике примерно в 1886 году).
В 1888 г. Энсор написал главное, по его мнению, произведение своей жизни — «Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года» (1888, Остенде, музей Энсора) . Размеры картины очень велики. Её невозможно охватить одним взглядом и приходится рассматривать по частям.
Христос становится свидетелем и зрителем спектакля человеческой жизни, происходящего прямо на улице. Энсор изображает шумную и крикливую карнавальную толпу, сопровождающую Христа на улицах города, оформленного социалистическими транспарантами и рекламой горчицы.
Художник постарался изобразить все характеры и социальные типы. Все маски на полотне имеют свою индивидуальность, но вместе они сливаются в безвольную толпу, которой управляет военный оркестр.

Картине предшествовали шесть больших этюдов углем (1885- 1886), названных «Ореолы Христа, или чувствительность света». Картина является развитием третьего «ореола» - «Живой и лучистый вход в Иерусалим» (1885, Гент), но художник значительно изменил несколько мистический и символистский эскиз, добавив современных реалий и сатирической язвительности. Искусствоведы пишут, что картина напоминает фламандские «моралите» XVI в. Босха и Брейгеля, в которых библейская тема соседствует с социальной сатирой.
Художник считал эту работу лучшей и до конца жизни не расставался с ней, держа в своей мастерской. Остается добавить, что картина была отвергнута даже его коллегами группы «ХХ», которые отказались выставлять ее в Салоне в 1888 году. Картина была признана откровенно скандальной. Сейчас картина находится в экспозиции Музея Пола Гетти (Paul Getty Museum) в Лос-Анджелесе. В последующие годы группа продолжала отклонять от участия в выставках спорные работы художника. В результате, после 10 лет существования группа распалась.
1880-е годы стали вершиной творчества Джеймса Энсора. В течение этого плодотворного периода Энсор не оставляет занятия пейзажем (это, по-прежнему, виды Остенде) и натюрмортом, которые он пишет в очень светлых тонах, часто используя белую краску.
Он продолжает выполнять офорты, используя рембрандтовские линии и эффекты светотени.
Его офорты часто повторяют сюжеты его картин, хотя, возможно, наоборот – картины писались на сюжеты гравюр. Лучшие картины Энсора, написанные после 1888 года, продолжают тему въезда Христа - «Интрига» (1890, Антверпен), «Скорбящий Христос» (1899, Гент, частное собрание).
Часто в эти годы художник обращается к жанру автопортрета. Автопортреты Энсора, живописные и выгравированные, свидетельствуют об огромном интересе к самому себе. Художник изображает себя и с элементами пародии и с помощью мрачного бурлеска.
Отмечу, что творческое непризнание способствовало погружению художника в живопись религиозной тематики (критики пишут, что Энсор ассоциировал свои страдания с мучениями Христа) и возникновению глубокой депрессии. Существует факт, что в середине 1890-х годов Энсор хотел продать содержимое своей мастерской почти за бесценок.
Видимо, от этого спасли два события, которые произошли в 1895 году. Во-первых, Королевский музей изящных искусств Бельгии в Брюсселе приобрел для своей коллекции картину «Фонарщик» (The Lamp Boy, 1880), а во-вторых, там же в Брюсселе состоялась первая персональная выставка художника.
После 1900 года богатство воображения и твердость руки изменили Энсору. Позднее он только использовал уже найденные решения, пытаясь повторить самого себя, и не искал новых путей. Как написал Пауль Хасарт в книге «Джеймс Энсор» (1957, Брюссель), художник стал «систематически заниматься автоплагиатом».
С 1886 по 1922 годы он исполнил 138 гравюр, к ним можно прибавить и две серии литографий: «Сцены из жизни Христа» (31 литография, 1921) и «Гамма любви» (22 литографии, 1929).
Художник замкнулся, ушел от мира, оставшись среди своих масок и психологических пейзажей. Истинная слава пришла к Энсору поздно. В 1920-х его картины стали появляться на крупных выставках.
В 1929 году, когда художнику исполнилось почти 70 лет, состоялась первая большая (после 1895 года) ретроспективная выставка в Брюсселе, после которой от бельгийского короля Альберта художник получил титул барона. В этом же году композитор Флор Алпаерт (Flor Alpaert) написал сюиту «Джеймс Энсор», а в 1933 году художник стал кавалером ордена Почетного легиона.В 1930-е годы, когда в Европе в моду вошли новые направления живописи – модерн, авангард, и сюрреализм – Энсор оставался для бельгийских художников абсолютным авторитетом.
Задолго до своей смерти художник перестает заниматься живописью. Хотя, в некоторых источниках пишут, что Энсор рисовал до самой смерти. Его новым увлечением стала музыка. Хотя Энсор не имел музыкального образования, он часами играл на пианино, был талантливым импровизатором на фисгармонии и устраивал импровизированные концерты для своих гостей. Энсор даже пытался писать музыку и оформил декорации для нескольких балетов.Художник по-прежнему жил в родительском доме в Остенде, окруженный поздно пришедшим уважением и почтением. Даже во время Второй мировой войны он остался в Остенде, несмотря на советы друзей, говоривших о постоянном риске погибнуть во время бомбардировок.
После войны Энсор стал Почетным гражданином города Остенде. Его ежедневные прогулки в столь преклонном возрасте стали настоящим ритуалом, на который приходили посмотреть жители города.
"Vrouw Тер Duinen" (переводится, как Храм дюны) рядом с церковью, которая не раз изображена на его картинах.
В историю мировой живописи Джеймс Энсор вошел, прежде всего, как символист. Кстати, историки пишут, что он оказал влияние на становление экспрессионизма и называют художника «предтечей сюрреализма и экспрессионизма», хотя эти течения развивались независимо от путей, открытых Энсором.
Нужно отметить, что непризнанный до конца 1920-х годов в своей собственной стране Энсор пользовался уважением и популярностью среди коллег в Европе. Особо влияние художника чувствовалось в Германии.
Эмиль Нольде посетил Энсора в 1911 году, и был впечатлен его использованием масок.
Пауль Клее упоминает о нем восторженно в своих дневниках.
Эрих Хеккель посетил Энсора в годы первой мировой войны и в 1930-м написал его портрет.
Альфред Кубин приобрел несколько гравюр художника.
Марк Шагал и Джордж Гросс адаптировали некоторые элементы картин Энсора в своем творчестве. А все художники международной авангардной группы «КоБрА», существовавшей между 1949 и 1952 годами, считали Энсора своим «гуру». Группа «КоБрА» была основана в 1948 году художником Кристианом Дотремоном (Christian Dotremont) и была названа аббревиатурой из названий городов, в которых жили члены группы – Копенгаген, Брюссель и Амстердам.
Кроме того, творчество Энсора оказало большое влияние и на многих бельгийских художников – Леона Спиллиарта (Leon Spilliaert), Рика Уотерса (Rik Wouters), Констана Пермеке (Constant Permeke), Фрица ванн ден Берга (Frits van den Berghe), Поля Дельво (Paul Delvaux) и Пьера Алешински (Pierre Alechinsky). Все они являются классиками бельгийской живописи ХХ века.О жизни и творчестве Энсора были написаны книги Либби Танненбаум в 1951 году и Паулем Хасартом в 1957 году.
Произведения Энсора представлены в музеях Антверпена, Брюсселя, Остенде, есть они в Музее современного искусства в Нью-Йорка и в музее Орсэ в Париже, а также в крупных частных собраниях по всему миру.
Выставки работ Энсора прошли в 1983 году в Цюрихе и Антверпене, а в 1990 году – в Париже.
Королевский музей изящных искусств Антверпена подготовил в этом, 2010 году, новую выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения художника, в которой основной акцент сделан именно на мистических и символических масках.
Использованы материалы блога Парашутова - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post139286892/


Рецензии