Плач рахили

   Из цикла "Библейский сезам"

  В предыдущие несколько лет в Израиле было очень мало дождей. Возникла тревога за судьбу озера Киннерет,- древнего Галилейского моря. Люди приходили на набережную, смотрели, как постепенно вода откатывается от привычного берега, и сокрушенно качали головой. В том месте, где я некогда собирала камешки, она удалилась от берега метров на пять. Обнажились огромные валуны, из-за которых подойти к воде стало просто невозможно.
  Сам дикий пляж зарос травой, особенно густой в нынешнем году, когда пошли частые и обильные дожди, словно беря реванш за предыдущие годы. Про мелкие дождички и говорить не приходится:они возникают спонтанно и вдруг, даже когда светит солнышко. От них даже не прячутся,- они проходят так же быстро, как и возникают.
  Приближалась середина апреля, а в Израиле по-прежнему было холодно, и "официальные" пляжи все еще не были открыты, во всяком случае, в Тверии. Многие отправлялись в Хамей Тверию, уникальный лечебно-оздоровительный центр. Он создан на базе семнадцати минеральных источников, бьющих из глубины двух тысяч триста метров.
  Своей уникальностью и целебными качествами он известен с древности. Сюда ездил лечиться еще царь Ирод. Вероятно, он приложил руку и к обустройству этих источников:Ирод был известен как великий строитель. Достаточно сказать, что он реконструировал второй Храм, сделав его не менее великолепным, чем тот, что был построен царем Соломоном.
  Однако слава Ирода-строителя померкла перед славой Ирода-жестокого сатрапа. Даже его имя стало нарицательным:иродами называют людей жестоких, настоящих извергов. Мало того, что царь Ирод был крайне жесток, он был еще и крайне мнителен. Ему все время чудились заговоры против него, стремление окружающих лишить его власти. Даже любимую жену и своих двоих сыновей от нее Ирод заподозрил в заговоре, и казнил их.
  Узнав же от волхвов о рождении Младенца, которому прочат великое  предназначение, Ирод велел "избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,от двух лет и ниже". "Тогда сбылось реченное чрез пророка  Иеремию, который говорит:"Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет".
  Каждый из четырех евангелистов старался показать, что приход Христа неслучаен, что он в русле уже существующей традиции и является ее наследником и продолжателем. Лука и Иоанн постарались проследить родословную Иисуса, Марк ссылается на пророков, а Матфей прибегнул к аллегории.
  Рама был городом удела колена Веньямина, потомков младшего сына Рахили, при родах которого она скончалась.Веньяминитяне вместе с потомками Иуды, и представителями других колен, которые когда-то перебрались в Иудею, были угнаны в вавилонский плен. Таким образом, израильтяне оказались рассеянными вдали от родины. Поэтому горе Рахили - это горе не только матери Вениамитян, но и  как праматери еврейского народа.
  Праматерью называют и жену Иакова Лию, однако она находится как бы на заднем плане в сравнении с Рахилью, хотя и похоронена, в отличие от сестры, рядом с мужем, в пещере Махпела. Видимо, сказывается влияние романтической любви к ней  праотца Иакова. На фоне этой любви красавица Рахиль ("Рахиль была красива станом и красива лицем") выглядела еще более значительной и благородной, достойной быть родоначальницы не просто своих знаменитых сыновей и потомков( Иосиф - второй человек в Египте после фараона; потомок Вениамина - Саул - первый израильский царь), но и всего еврейского народа.
  Наверно, если бы о Холокосте времен второй мировой войны писали  в библейском стиле, то, вероятно, появились бы те же строки, что и у пророка Иеремии:"Рахиль плачет о детях своих...". Иродов еще много на белом свете. Тот, первый Ирод, был из идумеев, потомков Исава. В свое время, когда Иаков возвратился после двадцатилетнего пребывания у Лавана в Ханаан, Исав встретил его весьма дружелюбно, дав понять, что прежние обиды забыты. И хотя дружбы между ними, скорее всего, не было, но они и не воевали между собой. А вот потомки Исава и Иакова общий язык так и не нашли, и постоянно враждовали и воевали друг с другом. С переменным успехом:то одна сторона побеждает, то - вторая.
  Закончилось все тем, что Иудейский царь Гиркан первый из династии Хасмонеев в конце второго века до н.э. завоевал Идумею, обратив ее население в иудаизм. Так обе ветви Исаака как бы вновь воссоединились, но - принудительным путем.
   


Рецензии