Выворот наизнанку под звуки зверского джаза

Весна время пробуждения, символ начала нового этапа. Уфимские поклонники Animal ДжаZ смогли насладиться ее наступлением в полной мере вечером седьмого апреля. Но разыгравшееся в этот день солнце и подтаявшие массы серого снега тут не при чем. Виновником смены настроения стал питерский квинтет тяжелой гитарной эклектики, приехавший в Уфу уже в четвертый раз. Презентовать  недавно выпущенный одноименный альбом в Огнях Уфы помогла промо-группа Art-Zakaz, в лице Азата Закиуллина. Событий в жизни бессменного лидера коллектива, обладателя уникального вокала Александра "Михалыча" Красовицкого достаточно. Альбом, книга, новый музыкальный проект и не только стали темами нашей беседы за час до начала концерта.

Я: Концепция нового альбома, который состоит из разных по звучанию песен, но слушается едино родилась до музыки и слов?
А.К: За всю историю группы ни разу не было такого, чтобы концепция альбома рождалась до песен. Более того, само желание выпустить новый альбом возникает после  появления материала из пяти - шести песен. Следующие композиции мы не подгоняем под уже существующие. Наш музыкальный стиль эклектика, он предполагает отсутствие концепции. Записывая альбом, мы хотим подколоть слушателя. Только он разогнался с восприятием трагедии, мы тут же устраиваем ему промывку мозгов с помощью развлекательной композиции. Но в то же время песни объединены нами, нашими личностями. А так же стихи написаны мной, они являются частью меня. 

Я: При этом песни из нового альбома перекликаются с песнями записанными раньше...
А.К: Да, причем мы это поняли уже после того, как материал был готов. Мы всё  сочинили, песни звучали на репетиционных точках, а затем в студии. А уже после записи услышали: вот эта песня могла бы так же звучать в 2002 году, а другая годами позже. А еще аллюзии, я сознательно их делал. У меня есть несколько тем, которые во мне еще живы. Хотя на самом деле, с тем человеком, которым я был лет десять назад, сейчас плохо знаком. Но сидят во мне прежние занозы, которые я периодически вытаскиваю на свет и иногда даже позволяю себе в строчках намекнуть, что речь идет о том же самом, только несколько лет спустя. В этом нет ничего удивительного, аллюзии характерны всем, кто занимается творчеством более пяти лет.

Я: Песня из макси-сингла "Ждать" не вошла в альбом. Почему?
А.К: Эта песня с тяжелой судьбой, она 6 лет ждала, когда я напишу текст к ней. В итоге мы все-таки ее выпустили. Так сказать, отдали долг. Но решили, что более четко в альбом впишется другая композиция, схожая по настроению, называется "Выбирай". В принципе эти две песни взаимозаменяемы. Но "Ждать" уже издали, а "Выбирай" хотелось больше. Иметь две похожие по подаче песни в одном альбоме не в нашем стиле.

Я: Расскажите о скрытом треке. Чья это была идея?
А.К: Предложил идею наш звукорежиссер, он же сопродюсер альбома Юрий Смирнов. Он рассказал, что есть одна западная группа, которая загнала песню в минусовой трек. В России, как мне кажется, такого еще никто не делал. У нас была песня, которую очень хотелось, но некуда было приткнуть. Делать песню типа "Ждать" скрытой не имело смысла, потому что это серьезная работа. Скрытый трек пока есть только на дисках.  Мы даже подумали, может весь следующий альбом сделать минусовым, оставить только одну песню, чтобы пираты помучились.

Я: Вы обычно записываетесь в городской студии, но над акустическим альбомом "1:0 в пользу осени" работали в загородном доме. Где больше понравилось?
А.К: В записи акустического альбома была своя особенность. Но я городской житель и  условия мегаполиса мне ближе. Вне городской среды мы записывались, чтобы отвлечься от привычного способа работы.  Наш опыт можно сравнить с мужчиной, много лет прожившим в браке, который флиртует ради новых ощущений. И в нашей творческой жизни было такое событие, мы решили изменить нашей студии с загородным домом. Это был интересный опыт, который мы возможно повторим.
 
Я: Не фанатам, но любителям вечер скоротать за чтивом, Вы бы порекомендовали покупать вашу книгу "10 лет Зверского джаза"?
А.К: Сложный вопрос. В этой книге 20 процентов записанного с моих слов, еще 20 - интервью разных лет. То есть фактически, половина книги это мои прямые слова. Мне сложно судить о том, насколько я интересен посторонним людям. Ведь в моей жизни не случалось невероятных коллизий, я не сидел шесть лет в тюрьме, не голодал.   

Я: Как появился на концертах терменвокс?
А.К: Я слышал про терменвокс давно. А купил его наш клавишник Александр Заранкин для себя, потому что давно о нем мечтал. Когда мы увидели этот инструмент вживую, то поняли, что на концерте он должен быть обязательно. У клавишника руки заняты, как и у других участников группы. У всех кроме меня. Я совершенно не умел играть на терменвоксе, но мой идеальный слух помог мне освоиться с инструментом. Издавать достаточно примитивные звуки просто. Но для того, чтобы играть красивые мелодии нужно годами тренироваться, даже больше чем на гитаре. Терментвокс мы используем как элемент шоу. Сегодня мы тоже его привезли, но пока я не знаю в каких песнях буду импровизировать, хотя до концерта осталось не так много времени.

Я: Александр, Вы занимались творческой деятельностью в музыкальном журнале Fuzz?
А.К: Нет, я занимался технической работой, следил за тем, чтобы в редакции работали компьютеры, и заполнял двухстраничный раздел афишы. Связывался с клубами, продюсерами, они мне присылали макеты, и я их размещал. До этого я писал иногда рецензии на исключительно молодые, неизвестные и понравившиеся мне группы, старался делать это так, чтобы читатель захотел их послушать. Не более чем хобби. Про западные коллективы я ничего не писал. Так что считаю, что никаким творчеством кроме музыки я не занимался.

Я: Появились ли по прошествии десяти лет ощущения взросления, когда безвозвратно уходит максимализм и нужно все чаще искать компромиссы?
А.К: Нет! Лично я постоянно натыкаюсь на одни и те же грабли в личном, психологическом и в музыкальном смыслах. Совершаю одни и те же ошибки на протяжении своей жизни. И порой кажется, что взрослеет только мой кожа, а я сам внутри остаюсь все таким же каким был несколько лет назад. Не могу сказать, что не меняется мое мировоззрение, например, недавно я принял православие. Я меняюсь, взрослею, но глупости совершаю одни и те же, а это главный показатель. Я ору на людей, хотя можно было бы мирно решить вопросы, часто воспроизвожу неправильное впечатление для чужих людей, которые думают, что я высокомерный, а на самом деле это не так. Все подростковые вопросы во мне остались, потому то мне легко петь для людей на пятнадцать лет моложе меня, для тех, кто стоит в первых рядах на наших концертах. Мне и с моей восемнадцатилетней дочкой легко общаться, я ей скорее друг.
Подросток отличается от взрослого тем, что он может себя правильно оценить. В этом смысле я, не впавший в детство старичок, а достаточно зрелый мужчина, но с подростковыми проблемами. Отсутствие взаимопонимания, трудности в общении с людьми, незнание точно своего места в жизни. Не смотря на то, что оно, безусловно, на сцене, все равно иногда всплывают сомнения. Неумение наладить личные отношения с девушкой. Эти вопросы подросткового свойства, и именно их я изливаю в песнях Animal ДжаZ. Людям, в которых еще жив подросток, наше творчество будет близко.
 
Я: Музыка вашего совместного проекта с клавишником Александром Заранкиным Zero People кажется более взрослой...
А.К: Надеюсь, что так и есть. И это легко объясняется. Потому что в Zero People я не ограничен совершенно ничем.  Animal ДжаZ - это широкоформатный проект, в котором я тоже откровенен. Это стадионный рок, большое количество зрителей, большая сцена. Zero People - это исключительно мой самоанализ, в нем я  сам себе психоаналитик, выворачивающий всю свою душу наизнанку полностью безо всяких прикрас. Zero People, можно сказать, моя темная сторона, а  Animal ДжаZ  - больше светлая, романтическая. Мне 38 лет и внутри у меня много таких вещей, которые уж слишком черны для подростка. Поэтому музыка нового проекта кажется более взрослой.

Я: Вы с бас-гитаристом Игорем Булыгиным ведете очень популярный сайт spbclub.ru, рассказывающий о новой музыке, малоизвестных группах и исполнителях. Могли бы вы читателю посоветовать новое имя, чья музыка Вам совсем недавно понравилась?
А.К: Есть много таких коллективов. Самая новая и интересная сейчас группа KOI. Мы (Zero People) не случайно будем играть с ними скоро на одной сцене. Это нечто новое в музыке. Тот же самый выворот наизнанку, как и Zero People, но только от женского лица, с более мягкой музыкальной подачей. Есть еще в Питере очень интересная инструментальная группа INFO. Всем рекомендую недавно вышедший, пока единственный их альбом. Гуля Наумова, скрипачка INFO для нашего последнего альбома записала 28 партий скрипок в течении шести часов, практически все с первого дубля. Сыграла за скрипичный оркестр одна. После режиссеру не пришлось двигать резать или корректировать ее работу. Человек исполнил все партии двух минутной классической струнной музыки. Это феноменально. Ей всего 20 лет, но она уже большой мастер!

Безусловно, хотелось продолжить разговор с Александром Красовицким, но время выхода на сцену неумолимо приближалось.
Уже через полчаса я наблюдала невероятное преображение. Александр, смотрящий на себя с хладнокровием критика, только недавно рассуждавший о музыке, возрасте, творчестве, вдруг предстал на подмостках Колизео сгустком энергии, больше похожим на оголенный провод. Полуторачасовой концерт, впрочем, как и предыдущие три, прошел на одном дыхании. Первую песню Александр только звучал, его не было на сцене. А перед исполнением второй появился впервые перед уфимской публикой с гитарой. Наш город стал следующим после двух столиц, который услышал альбом "Animal ДжаZ" живьем. Свежие композиции группа разбавила исполнением песен "Я", "Думать дважды", "Можно все" и "Три полоски", которые зал знал наизусть и громко это знание демонстрировал. Обещанный терменвокс был использован в песне "Молоко". Казалось, что Александр, забыв обо всем, наслаждался звуками, которые издает необычный инструмент. После нелепого вопроса из толпы "Живут ли в Африке пингвины?" последовал финальный "Ответ нет". Музыканты, поклонившись,  покинули сцену. Не ушли. Лишь поменяли место действия, перешли из внешнего мира во внутренний, в котором продолжали звучать еще долго.


Рецензии