Гении и злодеи
Имена огромного числа завоевателей и диктаторов звучат на уроках истории в школе. Македонский, Цезарь, Атилла, Чингисхан, Гитлер, Муссолини, Франко. А о римском императоре Диоклетиане, который добровольно оставил власть и занялся выращиванием цветов и овощей, вспомнил только киногерой Алексея Баталова в фильме "Москва слезам не верит". Но и он не напомнил, что, находясь при власти, Диоклетиан более других императоров Рима строил дороги и термы, насаждал в завоеванных странах культуру виноградарства и виноделия.
Даже когда факты противоречат, в умах людей закрепляются злодейские поступки, которые люди и не совершали. Нет документальных доказательств, что Бомарше кого-то отравил, что Сальери подсыпал яд в бокал Моцарта, что Борис Годунов имеет на руках кровь царевича Димитрия. Но слухи ходили, и гений Пушкина своими произведениями дал слухам новую жизнь, хотя и сделал вывод, что "гений и злодейство две вещи несовместные".
Словом, о созидателях мы знаем куда меньше, чем о разрушителях. Геростраты более известны, чем строители храмов. Законопослушные граждане меньше представлены на страницах наших газет, чем нарушители. Простой пример: сегодня каждый в России на память назовет не менее десятка чеченских боевиков и имен международных террористов, но далеко не каждому по силам назвать столько же имен академиков из числа наших современников.
Вот и получается, что злодеи нам известны больше, чем созидатели. Исключение составляют, пожалуй, художники, скульпторы, композиторы, поэты и писатели.
Гений Пушкин и злодей Дантес. Хотя об этом говорилось много, скажу, в истории гибели А.С. Пушкина интересно проследить перипетии судьбы убийцы поэта. Не будь этого убийства, никто бы в России и не вспомнил имени французского подданного Жорджа Дантеса. Он родился в богатой и родовитой семье, сочувствующей монархии. Но в тот год роялистские настроения были не в почете, ведь Наполеон шел в Россию, занял Москву. Реставрация во Франции (1815 – 1830) позволила Жорджу учиться сперва в Эльзасском колледже, потом в парижском Бурбонском лицее, поступить в престижную Сен-Сирскую военную школу. Однако после Июльской революции 1830 года за участие в манифестации в поддержку Карла X он был вынужден покинуть школу и Францию и искать прибежище в стране с монархическим режимом. Герцогиня Беррийская вручила ему рекомендации на имя российского императора Александра Павловича.
По пути в Россию Дантес встретился с голландским посланником Геккерном, видимо, очаровал его и вскоре получил еще одну рекомендацию от прусского короля Вильгельма.
В России Дантес появился в 1833 году, был принят корнетом кавалергардского полка, и хотя к службе относился с прохладцей, имел взыскания, однако был принят при дворе, пользовался особенным благоволением императрицы и, красивый блондин, остроумный повеса, он имел успех у женщин высшего общества. По высочайшему повелению он был допущен к офицерскому экзамену в военной академии, но освобожден от испытаний по русской словесности, военному уставу и военному судопроизводству (1834). В 1836 году его произвели в поручики, ему были даны казенная квартира, два коня из царской конюшни и 5000 рублей ассигнациями в год. Словом, милости сыпались на Жорджа со всех сторон, к тому же голландский посланник Геккерн усыновил его, дал ему свою фамилию. Большие возможности при отсутствии самодисциплины приводят к преступлениям и трагедиям. Так и случилось.
27 января (по старому стилю) 1837 года на Черной речке прогремел его роковой для Пушкина и для русской культуры выстрел. Пушкин получил на дуэли смертельную рану в живот. Дантес – легкую рану в руку. Суд, состоявшийся по поводу дуэли, приговорил Дантеса к смертной казни, но позволил ходатайствовать о смягчении наказания. Император 18 марта 1837 года изменил приговор: Дантес был разжалован в рядовые и выслан из России. Но такое решение возмутило высшее общество, где соболезновали не о смерти поэта, а сочувствовали французу и громко возмущались высылкой авантюриста.
Во Франции до 1851 года Дантеса – Геккерна не знали, а потом он сблизился с Луи Наполеоном, Геккерн был направлен с тайной миссией во дворы Вены, Берлина и Петербурга. Успех поездки обеспечил ему пост сенатора и звание камергера, жалованье в 60 тысяч франков. Встречая русских во Франции, Дантес – Геккерн при знакомстве непременно представлялся: "Я тот, кто убил вашего Пушкина". Об этих фактах с презрением говорил Виктор Гюго в цикле стихов "Возмездие".
После падения бонапартизма (1870) имя его уже не вспоминали, и он умер в 1895 году в Слуце. Наши современник и в России, и во Франции вспоминают Дантеса только в связи с памятью о трагической гибели Пушкина.
Свидетельство о публикации №211041100057
Но я поставил бы вопрос шире — не только о военных, завоевателях и диктаторах.
Если посмотреть на плакаты, афиши и т. п. - то со всех сторон на нас глядят улыбающиеся лица политиков. Они изображают из себя успешных и счастливых и тем самым как бы предлагают нам следовать их примеру, идти за ними и становиться такими же.
И при этом никому не сообщают, как в тиши своих кабинетов они принимают тихие решения, которые приводят к гибелям людей — единиц ли, десятков ли, тысяч ли — это уже не суть важно. Те, кто рвутся к вершинам власти над людьми — бессовестны изначально. И мы верим их улыбчивому виду и «ведёмся».
Я расширил бы и Ваш безоблачный тезис о деятелях культуры и искусства.
Со стен, портретов и афиш красуются лица музыкантов, поэтов (того же Пушкина), как бы символизируя идеал, к которому должны стремиться остальные люди. И мы, любуясь созданными ими творениями, предполагаем, что они и как частные лица тоже так же совершенны.
Но забываем, что в реальной жизни мало можно найти среди музыкантов, танцоров, художников, артистов, поэтов таких людей, у которых было бы нормальное мировосприятие. И то, что они весь свой внутренний мир отдали миру виртуальному, стало возможным потому, что они пожертвовали тем уровнем восприятия жизни, с которым живут миллионы, то есть мы с вами. (исключение, пожалуй, составляют прозаики и архитекторы: им для творчества требуется больше здравомыслия).
Так что ещё надо посмотреть, являются ли те, кого нам предлагают в кумиры, теми, кому нужно следовать. Или всё же на них смотреть поодаль?
Евгений Орлов 5 14.04.2019 14:12 Заявить о нарушении
Александр Ерошкин 15.04.2019 02:48 Заявить о нарушении