Воспоминания

        Этот рассказ, я записала, со слов моего дядюшки Саши.



     Шли суровые послевоенные годы, рядом шагал голод, в в большинстве семей присутствовала безысходная безотцовщина и верный её спутник голод  Детвора была предоставлена сама себе, и каждый занимался тем, чем хотел. Любимым занятием мальчишек было обследование железнодорожных составов с разбитой техникой, в основном танками.  Кроме различных приборов можно было найти и оружие. Эти занятия могли повлечь за собою большие неприятности, а то и гибель искателей.
     Особого разговора требует описание школьной дисциплины, которая в обычном смысле вообще отсутствовала. Часто были случаи и рукоприкладства - у учителей часто не выдерживали нервы от шума, гама, безобразия, да и от обычного хулиганства. Во время урока играли в жостку. На требование учителя прекратить игру, играющие продолжали своё занятие, грубо отвечая учителю: " Подожди, сейчас закончим ". В нашем классе славились два " путешественника " - за урок они умудрялись с задней парты перейти на первую, не сходя с парты, т.е. вместе с ней. На других партах во время урока ученики резались в карты, дымя папиросками.
     Учителя ничего не могли сделать и просто боялись школьников, а излишне смелым порой доставалось от них.
     В шестом классе  я обучался во вторую смену. Уроки начинались в 13 часов, а последний урок в 17 часов. В среду последним уроком был французский язык. Его преподавала Екатерина Павловна - очень эффектная женщина, всегда хорошо одетая, часто приходившая в форме с погонами лейтенанта. Она добивалась от учеников дружного приветствия в обстановке полнейшей тишины. При шуме стояла в дверях, никак не реагируя, и ждала наступления тишины. Причем, поза Екатерины Павловны была какая-то безразличная,ничего  не требующая. Она стояла молча, не обращая внимания на класс. Игра в молчанку продолжалась несколько часов, и только при приходе большинства родителей, обеспокоенных отсутствием детей в столь поздний час, эта " игра " прекращалась. Часто такое противостояние заканчивалось в 22 часа 30 минут. Вот такие педагогические изюминки были в общем-то у способного педагога. Конечно, это были издержки общества, и я менее всего склонен винить в этом Екатерину Павловну. Последний раз я её встретил в июне 1969 года. Она пришла в обком ВЛКСМ на заседание бюро, где я работал, на утверждение её кандидатуры руководителем туристической группы за границу. Наша беседа была короткой, и из неё я понял, что она меня не помнит, - не исповедимы пути Господни!
    


Рецензии
Интересно и несколько неожиданно, Татьяна.
Единственное мое "но" - поскольку мы прозаики, можно было бы не ссылаться на чужое авторство - написать рассказ с лирическим героем от имени автора

Александр Скрыпник   27.03.2012 20:59     Заявить о нарушении
Спасибо за совет.
С уважением,

Татьяна Панкеева   01.04.2012 16:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.