Записки морской дилетантки

Записки морской дилетантки


На яхте всегда – и в шторм, и в штиль – рады женщинам.
     С 21 июня по 4 июля сего года в Ульяновске прошла крейсерская регата «Свежий ветер - 2002», которая с этого года приобрела статус Всероссийской гонки и вошла в официальный календарь Федерации парусного спорта. Специальный корреспондент «РВ» делится с вами своими незабываемыми впечатлениями от регаты, прошедшей под девизом «Спорт против наркотиков».
     Приятные неожиданности начались уже в поезде «Москва - Ульяновск», где царствовали полузабытые в наши дни радушие и пренебрежение к бытовым неудобствам. Легче простого было поменяться местами с явной невыгодой для партнера, даже в соседний вагон. Ответом были мгновенное согласие и приветливая улыбка.
     Мы ехали в город, история которого насчитывает почти четырехвековую историю. С самого основания и до конца XVIII столетия Ульяновск именовался не Симбирском, а Синбирском. Мнения исследователей по поводу этимологии названия города до сих пор расходятся. Зато точно известна дата его рождения. В 1648 году царь Алексей Михайлович послал молодого воеводу Богдана Хитрово на берега Волги для строительства города, охраняющего от ногайских татар. Воевода в том же году и основал город Синбирск на «венце» - вершине горы (также называется гостиница, в которой нас разместили).
     Помимо знаменитого революционера, давшего городу новое название, в Ульяновске родились историограф государства Российского Николай Карамзин, поэт Николай Языков, писатели Иван Гончаров и Дмитрий Григорович, живописец Аркадий Пластов, композитор Александр Варламов. Этот город определял судьбу России не только в начале XX века. Стены Синбирска осаждали отряды Степана Разина, там содержался под стражей Емельян Пугачев.
     Впрочем, перейдем к современности. Приехав в Ульяновск, мы были поражены видом и размерами Куйбышевского водохранилища. Местные жители вполне справедливо называют его «морем». Оно огромно и прекрасно. Вода в солнечный день блестит алмазными каплями, играет солнечными бликами, небо лазурно-голубое. Смотришь и не можешь удержаться от восклицания: «Господи, какая красота!».
     Но даже искусственное море, оказывается, может штормить. PR-директор регаты - наша «Елена Прекрасная» - решила пойти (под парусом, как оказалось, не «плавают» , а «ходят») на яхте «Скорпион». Яхтсмены, народ радушный и приветливый, с радостью взяли ее на борт. Кроме холодной погоды, Елену ничто не пугало. Пока не начался шестибалльный шторм с волнами высотой в два метра.
     Яхтсменка-дебютантка измучилась от морской болезни, дрожала от холода и, ругаясь, просила срочно ссадить ее с яхты. Но безуспешно. В воде, заполнившей судно, уже плавали паспорт, мобильник, записная книжка.
     Правда, все завершилось благополучно. Разумеется, Елена сказала, что на яхту больше ни ногой. И что вы думаете? На следующую гонку Елена пошла на другой яхте - «Орион». Но и там ее ожидало не менее тяжелое испытание. Невыносимая жара, полнейший штиль, жажда. От ничегонеделанья проговорили на все темы, перечитали вслух и обсудили все имевшиеся на борту журналы. Промаявшись и в этой гонке (гоночный комитет решил закрыть финиш), Елена наконец-то ступила на долгожданную землю.
     А вообще-то все журналисты ходили на яхтах. И все, без исключения, испытали восторженные чувства. Сбылась мечта Артема Сарксяна, идейного вдохновителя крейсерской регаты, - каждой команде яхты по журналисту. Чтобы знал наш брат, что такое парусный спорт, какие эмоции, душевные потрясения можно испытывать на борту судна.
     Этим планам не могло помешать и то, что большинство аккредитованных на регате коллег относились, как и я, к слабому полу. Общеизвестное правило: «Женщинам не место на корабле!», похоже, не действует в мире яхт. Поэтому огромное спасибо всем – и организаторам, и яхтсменам -за впервые испытанные на себе великолепные впечатления от парусного спорта.
     Ваш покорный слуга ходил на яхте «Борей»(Самара). Экипаж, разумеется, состоял из капитана и матросов. Но поразительно было другое – интеллект увлеченных яхтсменов. Оказывается, капитан «на суше» - директор ТЭЦ. А двумя матросами были профессор-кардиолог и микрохирург-кандидат медицинских наук.
     Первая парусная регата прошла в Ульяновске еще в 1997 году. Ее организатор Владислав Терехин - президент «Поволжского крейсерского союза». Это настолько колоритная личность, что, глядя на него, хочется воскликнуть: «Не перевелись еще богатыри на земле русской».
     Он безгранично, фанатично предан парусному делу. Родился в Ульяновске, служил на Балтике, ловил крабов на Камчатке, вернулся в Ульяновск водолазом. Освоил токарное, слесарное, фрезерное дело. Знает металло- и деревообработку. Обстоятельно подходит к решению всех проблем. Из общения с ним узнала, что уже готов проект под названием «Гончаровский маршрут». Терехин и его сподвижники хотят повторить кругосветное путешествие, описанное и в действительности пройденное на фрегате «Паллада» их знаменитым писателем-путешественником Иваном Гончаровым.
     На прошедшей регате, по словам исполнительного директора «Поволжского крейсерского союза» Алексея Сорокина, впервые был введен институт волонтерства, поставлен палаточный городок, и все участники регаты получали бесплатные обеды. А их немало - пятьсот человек. Одно разнообразие названий яхт чего стоит - «Борей», «Леха», «Арго», «Блюз», «Волга», «Каприз», «Кукарек-Керакук», «Славутич», «Печенег», «Торнадо», «Эол», «Крокодил», «Зебра»…
     Как ежегодно организуется регата? С марта начинается сбор предварительных заявок. Вносится льготный стартовый взнос и заранее просматривается видеоматериал о яхте-заявителе. В гонках участвуют яхтсмены из. Питера, Москвы, Череповца, Нижнего Новгорода, Саратова, Самары, Чебоксар, Тольятти и т.д. В этом году было около 140 заявок. На старт пришло 85 яхт. К концу гонки из-за поломок их осталось 65.
     В единственный пасмурный вечер я как-то увидела вдали темное пятно. Спросила яхтсмена, что это такое. Оказывается, водяной смерч. Его сила настолько велика, что может запросто затянуть в свои сети корову с берега. На прошедшей регате именно из-за смерча одна из яхт вынуждена была выйти из соревнований.
     А ведь яхта - удовольствие не из дешевых, в среднем стоит около одиннадцати тысяч долларов. Но никакого чинопочитания регата не признает. В море все равны. На каждой яхте есть капитан, старпом и матросы. Яхта имеет полное снаряжение – спасательные жилеты, сигнальные ракеты, туманный горн. И у яхтсмена обязательно должно быть удостоверение на право вождения со званиями яхтенного рулевого I, II и III класса.
     В итоге многодневной регаты суперприз - автомобиль «УАЗ» - получил экипаж яхты –«Эол». Яхте «Скорпион», как самой скоростной, вручили компьютер плюс кубок вместе с гжелью в виде фрегата, наполненного водкой. Впрочем, «гжельскими спиртными напитками» награждали все команды. Ведь генеральным спонсором регаты был ОАО «Московский завод «Кристалл» наряду с торговым домом «Росспейс» (Москва), компанией «Компан Марин» (Санкт-Петербург), пивоваренной компанией «Витязь» (Ульяновск)…
     На торжественном закрытии присутствовал мэр Ульяновска Павел Романенко. Весьма насыщенной и разнообразной оказалась культурно-развлекательная программа с духовым оркестром и эстрадными исполнителями, парадом мажореток, бардовскими песнями у костра и праздничным фейерверком над Волгой. Короче, как было написано на корме одной из яхт: «Хотим на «Свежий ветер - 2003».
Марина БЕЛИКОВА, Российские вести, №24, 17 июля 2002 г.




Рецензии
Весёлое приключение... :)
Хорошая газетная заметка - замечательная журналистика!!!
Удачи!!!

Роман Есиков   14.03.2012 15:44     Заявить о нарушении