Чудовище из Ингольштадта

     К северу от Мюнхена, на берегу Дуная, раскинулся живописный и тихий город Ингольштадт. Сюда редко заезжают туристические автобусы,  поэтому вы, уважаемые путешественники, не рискуете оказаться здесь в суматошной толпе себе подобных.
     По сравнению с Мюнхеном, Ингольштадт кажется  спокойным и безмятежным. Однако внешность обманчива. И еще: в тихом омуте ¬ черти водятся. Причем здесь нечистая сила – узнаете позже.
     Дата основания этого города теряется в глубине веков, и единственная память о его основателе – имя: Ингольд. В XIII веке баварский герцог Людвиг Сильный построил здесь замок.  Впоследствии в Ингольштадте были сооружены новые оборонительные сооружения, и к XV веку он считался самой неприступной крепостью Южной Германии. Впрочем, положение к тому обязывало: его называли ключом к Мюнхену, а с 1392 по 1447 год Ингольштадт являлся столицей мощного герцогства Bayern-Ingolstadt.
     В 1472 году герцог Людвиг Богатый основал Ингольштадтский университет – первый в Баварии. В нем преподавали прославленный поэт и историк Конрад Цельтис (1459-1508); автор монументальной «Баварской хроники» Иоганн Авентин (1477-1534); астроном Кристоф Шейнер (1575-1650), открывший в 1611 году, независимо от Г.Галилея и И.Фабрициуса, пятна на солнце и определивший период вращения Солнца. Со временем Ингольштадт утратил былое значение, и в 1800 году его университет был переведен в Ландсхут, а в 1826-м – в Мюнхен.
    Итак, ученые покинули Ингольштадт. На смену им пришли военные. В 1828 году здесь началось строительство  мощной крепости под руководством архитектора Лео фон Кленце (по проекту которого, кстати, были построены здания Мюнхенской Пинакотеки и Нового Эрмитажа в Петербурге). Строительные работы, в которых участвовали тысячи человек, были завершены в 1849 году торжественным рапортом: «Ингольштадт готов к обороне». Правда, почему-то никто эту готовность не испытывал.
     Хотя  ингольштадтские укрепления не сыграли  предназначенной им роли, они послужили к немалому украшению и благоустройству города. У подножия бастионов Лео фон Кленце разбил сады и парки, образовавшие вокруг Ингольштадта широкий зеленый пояс, – любимое место отдыха горожан. Кроме того, благодаря наличию здесь крепостей XIII,  XV и  XIX веков, Ингольштадт стал своего рода военным музеем под открытым небом, и в 1972 году сюда перенесли из баварской столицы Военный музей, созданный в 1881 году. 
    Если Военный музей показывает, каким образом в разные эпохи калечили и убивали людей, то у Медицинского музея цель прямо противоположная: продемонстрировать в историческом развитии способы исцеления. Соседство этих двух столь несхожих, на первый взгляд, музеев закономерно: военные во все времена обеспечивали медиков работой, невольно способствуя  развитию искусства врачевания, ну а эскулапы возвращали в строй отремонтированный человеческий материал.  Кроме этих двух музеев, в  Ингольштадте есть еще Музей игрушек,  часть экспозиции которого составляют оловянные солдатики и прочие забавы, прививающие детям вкус к военным упражнениям. 
     Как и в других исторических немецких городах, в  Ингольштадте немало средневековых храмов. Особый интерес представляет Собор Богоматери (Liebfrauenm;nster), построенный в  XV- XVI веках в стиле поздней готики.  Одна из главных его достопримечательностей – алтарный образ, написанный в 1572 году, к 100-летию университета, Хансом Милихом. На нем запечатлен диспут святой Екатерины с пятьюдесятью языческими философами,  обращенными ею впоследствии  в христианство.   Считается, что в их обличии  художник изобразил профессоров Ингольштадсткого университета. 
     Однако Ингольштадт знаменит не только своими памятниками истории и архитектуры. Именно здесь появилось на свет чудовище, созданное любознательным студентом Виктором Франкенштейном. Как повествует роман Мэри Шелли «Франкенштейно, или Новый Прометей» (1818), молодой ученый  XVIII века, начитавшись сочинений средневековых алхимиков, отказался от методов современной науки, которая, как ему казалось, занимается незначительными и ненужными вещами, и продолжил искания  мыслителей XV-XVI веков, мечтавших о постижении тайн мироздания и о разрешении загадки жизни и смерти. В конце концов Франкенштейн добился своего: искусственным путем  создал человеческое существо, но, ужаснувшись уродства своего творения, сразу же потерял над ним контроль. И возмездие, неотвратимо постигающее каждого, кто пытается проникнуть в тайная тайных творения и дублировать Бога, не заставило себя долго ждать. Чудовище убивает одного за другим родных и близких своего создателя, мстя ему за свое беспросветное существование изгоя, и Франкенштейн,  долгие годы безуспешно пытавшийся уничтожить свое творение, становится его последней жертвой…
    Гуляя ясным летним днем по Ингольштадту, трудно поверить во все эти  ужасы. Но воспетое романтиками, разукрашенное и чуть игрушечное средневековье, которым  любуются туристы в Ингольштадте и других старинных городах Германии, порой показывает иное, страшное свое лицо. В романе «Франкенштейн» Мэри Шелли повествует о том, как  в упорядоченный, разумный и благонамеренный XVIII век, вследствие  роковой неосторожности ученого – человека доброго и честного, но слишком далеко зашедших в своих изысканиях, ¬ неумолимо врывается порождение средневековья, сея смерть и горе. И никто, и ничто  не может остановить этого дьявола, созданного творческим духом человека, вознамерившимся стать подобным Богу.
     Добросердечная Мэри Шелли наделила творение Франкенштейна  типичными чертами романтического героя: ему не чужды добрые чувства, однако людская жестокость сделала его злодеем. Творя преступления, он тоскует, страдает и в конце концов, объятый раскаянием, рыдает над телом своего создателя и торжественно обещает невольному свидетелю этой сцены покончить жизнь самосожжением на Северном полюсе. Но только вот стоит ли верить слову дьявола?
Однако не подумайте, уважаемые читатели, что я отговариваю  вас от поездки в Ингольштадт. Героя романа Мэри Шелли давным-давно не видели в этих местах.  Так что не надейтесь, гуляя ненастной ночью по паркам Ингольштадта, увидеть перед собой при вспышке молнии  неподвижные мутные желтые глаза…   

(Московская немецкая газета)


Рецензии