По грибы

               
                ПО  ГРИБЫ

                (из сборника  «Долгота Колымская»)

  Сопки окружали наш посёлок с трёх сторон, а с четвёртой синело море. Дома словно взбирались на пологую сопку, а сразу за домами начинался лес. Заблудиться в нём было очень сложно, с любой сопки, которая повыше, видно море.

   Ходили по грибы мы сначала всей семьёй, с друзьями, потом вдвоём с мужем или дочкой, случалось, что отправлялась я на тихую охоту и в гордом одиночестве, тем более, что далеко ходить не надо было: вот они, грибочки, почти сразу за посёлком начинают попадаться.

   Однажды я отправилась в сопки одна – на разведку. Грибной сезон ещё только начинался, в лесу изредка попадались сыроежки, подберёзовики и дубовики. Без особой надежды на успех я взяла с собой не корзину, а целлофановую сумку-пакет.

   Найдя всего с десяток сыроежек, да штук пять подберёзовиков и изрядно устав, я решила возвращаться домой и направилась к дороге.
 Вдруг внезапно поднялся гул, вокруг меня, громко жужжа, нарезали круги какие-то насекомые. Осы!? Чувство самосохранения взяло верх над всеми остальными, и я опрометью бросилась прочь от дороги в сторону густого кустарника, покрывающего склон, при этом размахивая вокруг себя во всех направлениях пакетом с грибами.

   Ворвавшись в гущу спасительных ветвей, я неслась, сломя голову, ещё некоторое время, затем остановилась и прислушалась. Было тихо, осы отстали. Осмотрев многострадальный пакет и то, что осталось от грибов, я поплелась домой.
   Всё-таки из грибной «лапши» мне удалось приготовить на ужин жаркое с картошкой.

   Через пару недель мы пошли за грибами вдвоём с десятилетней дочкой Светланкой. Маршрут был намечен заранее: вверх по сопке до части ПВО, там меж берёзок и ёлочек  много гарусных*, затем влево по отрогу сопки, по охотничьей тропе. Там на западном склоне было наше любимое место – просто месторождение подосиновиков и подберёзовиков.

   Когда мы спустились почти к самому подножию сопки, корзины были полны. Дальше – в низине – грибов уже не было: редкие деревца, кустарник, заросли рогоза и ещё какой-то разлапистой травы.
      - Мам, я пить хочу, - заныла Светка.
      - Сейчас передохнём перед подъёмом в сопку и – домой.
      - Там внизу ручеёк есть, я ещё прошлым летом приметила. Можно там попить?
      - Ну, сейчас посмотрим, какая в нём вода.

    Я  начинаю спускаться вниз. Светка ползёт позади. Мы приближаемся к ручью, незаметному за высокой травой. Вода весело журчит, мы идём на звук. Вот довольно открытое место, что-то похожее на звериную тропу, на ней много следов диких коз. Здесь у них, наверное, водопой.
 
   «Ого, а это что такое?».
   Среди отпечатков копыт отчётливо виден след, похожий на кошачий, но шириной, пожалуй, с мою ладошку.
   «Для тигриного мелковат, - решаю я, - рысь или леопард».
   И чувствую, как мурашки побежали по спине – след-то совсем свежий, он перекрывает козьи копытца.
 
   Стараясь не выдать волнения, говорю дочери:
      - Здесь вода мутная и букашки какие-то плавают.
     - Фу! – Света поворачивает назад и начинает подниматься в сопку. Я иду следом, озираясь вокруг. Корзина на локтевом сгибе левой руки, в ладони ножик с десятисантиметровым лезвием, какое-никакое, а всё же оружие. В правую руку беру большую палку.

   Мы выходим на тропу, дочь идёт впереди, я внимательно всматриваюсь в густоту придорожного кустарника и ветвей над тропинкой.

    Я где-то читала, что хищник нападает на замыкающих. Чтоб почувствовать себя уверенней, начинаю колотить палкой по стволам деревьев, может, отпугну зверя, если он рядом! Становится не так страшно.
 
   Впереди на дороге гудит какая-то техника. Успокаиваю себя, что зверь не пойдёт к дороге, испугается гула мотора, запаха металла и бензина.
   Выходим на дорогу. Похоже, прошёл грейдер, дорога ровная, словно отутюженная.
 
   Страх постепенно испаряется, даже смешно становится.
   «Да, у страха глаза велики! Больно мы нужны местным зверям, коз и зайцев полно!»

      - Мам, иди скорее сюда! – Света уже отошла от дороги метров на десять, пока я занималась самобичеванием.
   Дочь улыбается. Уф! Я уже чуть снова не испугалась.

   Подойдя, я вижу большую ровную яму, площадью где-то два на три метра и в метр глубиной.
    «ПВОшники выкопали зачем-то!»
   А на дне ямы – ёжик! Мы спрыгиваем вниз.
      - Ой, какой чахлик-дохлик! – жалостливо причитает Светка.
      - Давно, видимо, здесь томится.

   «Чахлик» при нашем приближении свернулся колючим клубком и даже пытался угрожающе пыхтеть. Хорошо, что я не выбросила палку, успев с ней сродниться за последние полчаса. Сняв кофту, я закатила найдёныша на неё палкой и, вытащив из ямы, выпустила под куст. Он тут же побежал от нас, смешно вихляя задней частью и заваливаясь.

      - Совсем обессилел от голода! Мам, а он не умрёт? – озабоченно спрашивает дочь.
      - Ну, что ты! Сейчас найдёт личинку, жука какого-нибудь, подкрепится и побежит домой.
      - А давай ему гриб оставим, ёжики ведь едят грибы?
      - Он лучше нас грибы собирать умеет. Найдёт свеженький.

   Мы, наконец, подходим к посёлку. Грибов - полные корзины, а впечатлений – через край! Особенно у меня!



   *  гарусный гриб – рядовка.


Рецензии
Молодцы грибники. Я по молодости тоже бегала в лес по грибы. Сейчас не хожу. Больно много двуногих, пострашнее леопарда завелись в нашем лесу.
Рассказ прелестен. Написан легко и не страшно, даже чуть игриво. И по дороге успели хороший поступок совершить, а значит и малышам почитать можно.

Валентина Майдурова 2   03.11.2011 16:08     Заявить о нарушении
Cпасибо за лестный отзыв! Тихую охоту люблю с детства, а теперь за грибами езжу подальше, в глубинку, там двуногие все добры и приветливы, слава Богу!

Ольга Сушина   03.11.2011 23:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.