Ах! Самара городок

                12.04.2011

"Ах! Самара городок!..."               

Самара  возникла как пограничный пост Русскогого государства.
Крепость стояла на возвышенности излучины рек Самарки и Волги(Итиль).
Это место считается историческим центром города.-"Хлебная площадь"
Она до сих пор покрыта булыжником, повторяющим неровную, волнообразно-холмистую   поверхность . Я всегда находила её смешной и необычной.
К площади радиально подходят улицы: одни из глубины города, другие резко спускаются к Волге.
Я не так часто бывала на ней, но всегда было солнечно и даже знойно.
Ощущение какой-то тайной теплоты никогда меня не покидало.
Долгое время на площади  торговали зерном, ведь юг Самарской области- это хлебная житница России.
Пласты высококачественного чернозёма, лучшего в мире  выставлялись на выставке в Париже (19-20-ый века) как главное богатство России.
Мой отец- выходец с юга Самарской/Куйбышевской области. Его предки были яицкими (с Урала) казаками, которые осели в Поволжье и выращивали хлеб.
Наверное золотистый цвет зерна всегда преследовал меня на этой площади, поэтому
мне было тепло и уютно и весело на ней.
Площадь всегда казалась мне смешной. В воздухе витал дух бойкой  торговли.
Машины неожиданно въезжали с низу на  площадь и также быстро съезжали с неё в низ по другим улицам.
Краткие мгновения снующих машин на ней импонировали характеру бойкого древнего места в современном городе.
Суета специфична этой площади.
Также на короткие мгновенья солнечный дух замирал в воздухе и располагал к мягкой упоённости тишиной старинных строений и перспективы губернаторских времён.
Сейчас город растянулся больше чем на 25 км по высокому берегу Волги.
Во время войны эвакуированные заводы из Ленинградаи,подмосковья расстраивались вдоль Волги.
Вокруг них возникали городские посёлки (тогда барачного типа)
Но я всегда себя помнила, живущей в "хрущёвке"(адрес 4-6-11).
Моя мама в 16 лет прибыла на работу на такой завод из деревни из Сергеевского района с севера Самарской/Куйбышевской области.
Она вспоминала о культурной атмосфере в посёлке, создаваемой ленинградцами и о том, как многое изменилось после их отезда обратно в Ленинград.
Мамины предки были выходцами с Чернигова, с Украины.
Существует история как мамин прадет появился в Поволжье.
У пра-прадеда на Черниговщине было много сыновей, и делить землю на всех не было никикой возможности, поэтому младшего отдали в монастырский приход, учиться духовному делу. Но он был влюблён в девушку на тот момент и к ней сбежал из монастыря.
Разгневанный папаша отвёз сына на Поволжье и женил на богатой и хромой женщине.
Так Башко и появились на Волге.
 Мама также упоминала о дальних родственниках - обрусевших монголах- по материнской линии.
Мама очень рада была , что уехала из деревни. Работа в деревне была очень тяжёлой.
У её матери было ещё 3-е детей. Мать Катя -хохлушка, так всегда звали её на деревне, была очень работящей. Что очень ценилось.
Её рано выдали замуж(в 16 лет) Она всегда была худой и энергичной женщиной.
Её муж Василий Михайлычев был небольшого росточка парень, что весьма разочаровало невесту.
Как расказывала мне сама баба Катя, она тогда была влюблена в другого парнишку.
Василий был жёстким человеком.
Шатающихся путешественников не привечал. Только кружка для питья висела на двери избы, да стоял бочёнок с водой.
Не любил он лодырей.
 В дом чужих не пускал. Жили они зажиточно. Была лошадь в хозяйстве.
 При Советской власти чуть его не записали в кулаки.
 Его изба была единственной на селе, покрытая жестью, а у других соломой.
Пришлось крышу сдать. Она потом долго валялась около сельсовета.
Мой отец, Иван Тимофеевич Желюнов-12 декабря 1926года рождения, начинал работать пастухом в деревне Дергуновка Большеглушицкого района Куйбышевской области.
Помогал семье, ведь у его родителей Тимофея Кирилыча и Марии Сергеевны( Казачьевой в девичестве) было 8 детей. Мой папа был 2-м ребёнком и старшим братом.
Деда я совсем не знаю, только по фотке:чисто русское, удлинённое лицо с тёмно-руссыми волосами.
Бабушку хорошо помню.Она была маленького роста с длинными чёрными кудрявыми  волосами, с серыми глазами. и с 42-м размером ноги.
Папа упоминал, что в Гражданскую по ошибке его дядей растреляли свои же, когда они возвращялись с разведки и вышли не на свои красноармейские части.
Дед Тимофей прожил недолго.
 Тимофей Кирилыч, вернулся из под Смоленска с тяжёлыми ранениями и скончался  в 1948 году. Кто виноват??? Их рота была без оружия.
Как военные подразделения дислоцировались без оружейного обеспечиния?
Солдаты оказались живым "мясом"в бою. 
Так что Тимофей хватил лиха, а сына, моего отца, отправили на Дальний Восток.
В 1943 году он был призван в армию и вместе с новобранцами попал на  восток, в Приморье, на китайскую границу, недалеко от современного музея легендарного Сергея Лазо
Они прибыли в пустые пограничные гарнизоны, вся армия с Приморья и Сибири была брошена на помощь Сталинграду.
Если бы в тот момент японские войска перешли границу, то в течении недели оккупировали бы всё Приморье.
Папа дослужился от простого солдата до звания старшины.
Его любимой книгой была "Дерсу Узала".
Не знаю по карме это или нет, но папе пришлось воевать не с японцами или китайцами, или немцами, а с американцами в коротких событиях в Корее, и в далнейшем работал слесарем на механическом заводе, где изготавливались снаряды наверное и для Вьетнама, где виновники были американцы.
Он всю оставшуюся жизнь корил себя, что перед боем отругал одного новобранца за грязный воротничёк.
Из боя вернулось только пару человек. Отец получил ранение в ногу.
А суммирующая цифра по дате рождения у папы 6-мир.
В его подразделении никто во время войны с голода не умер. Пехота. 
А вот у их соседей, артеллеристов были такие случаи.
Природная находчивость и смекалка помогала автономно выживать в тайге.
В пехоте просто обьявляли учебные стрельбы. Завалив кабанчика в тайге, солдаты были обеспечены продовольствием.
Я всегда чувствовала его заботу о моей аккуратности и целесообразности, куда бы я не собиралась: в пионерский ли лагерь, на игры в гандбол ли.
А моя  находчивость перемешивалась с озорным характером моей мамы.
Папа демобилизовался в 1946, вернулся в Куйбышев и стал работать на эвакуированном механическом заводе слесарем.
Здесь они с мамой и познакомились.
Я разглядывала фотки того времени 1950-52 год.
 Мама была с друзьями в белом платье, в белой шляпе с огромными полями и с букетом ромашек. Все были весёлые, молодые и красивые.
Мама почему -то  в старости порвала свои фотки, со слезами обьясняя:"Кому они нужны?"
А папа был похож на Штирлица, но только одетым в военую форму советского офицера, с планшеткой и в хромовых сапогах. 
Мама родилась 10 апреля 1926   года, в селе Боровка  Сергеевского района, на севере
Самарской области.
Но её мать записала почему-то  день рождения 12 апреля.
Получнлось потом в день Космонавтики, в день первого полёта в космос человека, Юрия Гагарина.
Папа был простым пастухом, в армии дослужился до офицерского чина, но для меня осталось загадкой, где он так хорошо научился танцевать вальс?
В Куйбышеве в небольшом микрораoне Мехзавод, был разбит парк , рядом с хрущёвкой, где я жила. Сейчас он кажется маленьким, но всё детство моё проходило в нём.
Парк спланирован на манер Ленинградцкий, у парадного выхода построен Дом Культуры "Октябрь" в стиле дворянского поместья с колоннами. Всё тянулось к Петербургской “першпективе.” Внутри Зал на манер БДТ, но с одним ярусом балкона .
 Где проходили киносеансы, торжественные вечера, концерты.
Между вестибюлем и главным залом располагается небольшой зал для танцев, дискотек, на-2ом этаже обычно играл оркестр или <виа<вокально инструментальный ансамбль.
Вот здесь я и танцевала свой вальс с папой.
В этом ДК до сих пор висят огромные люстры.
В ДК было много кружков, где дети с удовольствием занимались: театральный,т анцевальный, хор....
В парке собирались дети, уезжающие в пионерский лагерь "Салют". Этот лагерь располагается в лесу в нескольких километрах от Волги.
На площади около парка и ДК стоит памятник, погибшим на 2-ой Мировой войне и работникам в тылу.
На этой площади перед ДК обычно проходили демонстрации на праздники. Я участвовала  в парадах, как член спортивного общества "Зенит".
 Мама  всегда для меня с братом приносили с первомайских парадов бисквитные пироженные и лимонад.
А зимой в ДК проходили  детские ёлки с подарками.
 На улице стояла большая ледяная разноцветная горка, со сказочными ледяными фигурами ,за ними  ухаживал дворник из ДК, который горку и фигуры сам  и создал. ...
Недалеко от ДК располагалась Студия Юного Техника, брат там что-то выпиливал лобзиком, строил корабли, но стал в жизни kонструктором авиационных двигателей.
Я с одноклассницами  4-oго класса посещала кружок рукоделия и шитья.
Наша руководитель Валентина Николаевна Рудич до сих пор с нами дружит, и даже основной первой группе девчонок, сшила свадебные платья.
Удивительно но я с ней встречалась  в Ленинграде уже позже, когда с детьми проездом была из Риги в Куйбышев.
Она сама -коренная ленинградка и в блокаду была вывезена в эвакуацию.
А встретились мы около памятника Екатерине II. Я долго искала Розы  для неё,
после Риги мне было непривычно, т.к. там базарчиков с цветами много.
На Мехзаводе ( от слова Механический Завод) я посещала  спортивные секции, это были для меня яркие деньки


Я раньше не замечала одной особенности, что женщины,,девушли в Самаре
-очень красивые и интересные на внешность.
Каждую можно рассматривать с интерессом.
Оии разные, колоритные, у каждой своя изюминка.
Блондинки, брюнетки Такие разные.
Наверное месторасположение города сьиграло свою роль.
В Самарской области живут много различных народностей, говорящих на разных языках.
Да и в царское время Поволжье заселялось украинцами, немцами.

Prodolzhenie sleduet


Рецензии