Самообразование как форма бытия человека

Образование и самообразование издавна являлись важными областями человеческой деятельности, формировали духовное в людях, становясь формой человеческого бытия. Что из этих двух сфер является более значимым; играют ли они одинаковую роль, либо разную роль для каждой отдельной личности, отражая внутреннюю свободу человека.

Постоянное развитие, которое диктует современная жизнь с всё более ускоряющимся временем, процессом накопления знаний, предполагает постоянного совершенствования различных возможностей интеллекта, освоения методов продуктивной работы с информацией.

Самообразование также нивелирует  негативные стороны «массового общества» и всемирной глобализации через постижения духовных ценностей, принятым сознательно, а не навязанными извне. Без самостоятельных усилий невозможно воспитать в себе и перенять нравственность, как и нельзя без постоянного самосовершенствования сохранить её.


Опыт предыдущих поколений, видение мира другими представителями общества — без этого невозможно достичь той умственной и духовной силы, которую требует от индивида время, нельзя.  Это видится и в словах Белинского В.Г.: «Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование». Возможно только приобщиться к безликой, манипулятивной массе, названной «массовым обществом», подробное рассмотрение которого можно найти у Х.Ортега-и-Гассета .

Несмотря ни на что, в постиндустриальном обществе больший вес приобретают знания, а не материальные ценности.

Подобные тенденции сами по себе предполагают иную форму существования человека, другие способы взаимодействия со знаниями. Эти же информационные технологии не только возможности дают людям, но и ставят заслоны в духовной стезе: у многих просто не остается времени. Рей Брэдбери давно высказывал подобны предостережения: «...ненавижу компьютеры. Они мешают нам жить, они отбирают наше время. Люди слишком много работают за компьютерами, они слишком много болтают, вместо того чтобы слушать и слышать друг друга».



И всё же сила самообразования только возрастает в подобном опасном с точки зрения духовности информационном обществе, оно должно выступать щитом и одновременно ключом по отношении к постоянно появляющимуся знанию.

Сегодня требуется не только достижение гармоничного положения человека в обществе, сбалансированного развития самого общества, но и необходимость переосмыслять историю в поисках былых ошибок. Постижение нашего прошлого — одна из форм самообразования, ведь если не проявлять хоть малейший интерес к этой области знания, то преодаление былых ошибок невозможно. И не простое запоминание фактов должно быть главным, а попытка разобраться в закономерностях этих фактов; простые, разрозненные события легко забыть, но, связанные логической фабулой, они оставят свой след в ментальности и культуре человека.

История. Но не только история, философия, культурология; и другие науки, другие области знания, постигаемые или в большой или в малой степени человеком расширяют кругозор, заставляют намного глубже понять мир; всё это позволит не только сообразовываться человеку, а далее в широком ракурсе преодолеть будущие глобальные проблемы, отринуть навсегда возможность существования «массового общества» в явном виде.

Следует вновь вернуться к вопросу о возникновении в человеке самого того чувства  и истоков внутреннего побуждения  к образованию. Эти истоки скорее всего восходят к желанию человека постоянно развиваться, острее ощущать мир, пренебрегая пустыми развлечениями, удовольствиями. Именно тогда, когда тяга к многостороннему познанию превысит простые эмоциональные побуждения, когда наблюдение, созерцание станет важнее, чем простой отдых, когда в человеке возникнет неостановимая потребность искать что-то новое в себе, в других, во многом, тогда и появяется истинная тяга к образованию.

И уже из этого внутреннего импульса возникает дифференциация образования; самообразование и обычное образование как две большие области обвоения, приобщения к знаниям исходят из потребностей индивидов, в помощь им. О подобной дихотомии говорил еще Луначарский: «Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать.» Другое у него же:  «Пока человек жив, хотя бы седины покрывали его голову, он может, хочет и должен получать образование, и таким образом всякое образование, которое получается вне школы, поскольку вся жизнь не умещается в рамках школы, есть процесс внешкольного образования.»

Невозможность гармоничного образования без самообразования очевидна. Каждая из этих двух частей взаимосвязана с другой, у каждой разные роли. Школьное, академическое образование должно давать стимул к собственному освоению человеком информации, давать осознание актуальности  того или иного аспекта знаний (применительно к профессии). Самообразование позволяет закрепить усвоение действительно нужной информации, а после окончания учебного заведения восполняет жажду самосовершенствования, не позволяя человеку застыть без развития.


Нельзя забывать о ускоряющемся процессе глобализации, взаимодействии культур, информации. Сами пространственные границы в информационном поле смываются, оставляя только слабые ментальные и рациональные границы человеческого восприятия. Знания производятся все в большем объеме - именно в процессе производства знаний стерты практически границы, и, как следствие, для всё более сложных знаний нужны усложненные подходы их освоения. Здесь самообразование неоценимо. Человек путешествуя в информационном пространстве не усваивает все (это невозможно), а выбирая только нужное, отвечающее его профессиональным и духовным потребностям.

Нас уже почти семь миллиардов, нужно учиться взаимодействовать на более высоком уровне, чтобы избежать неразрешимостей в противоречиях и действовать, конечно, сообща.


Рецензии