Узкость
По Кольскому заливу во время подготовки к учениям шёл на выход сухогруз - обычное советское судно с гражданской командой. Единственным военным на его борту был офицер штаба дивизии подводных лодок. Этот офицер должен был наблюдать за тем, как проходят относительно судна выстреленные с лодок практические торпеды.
Движение в Кольском заливе очень интенсивное. И в сторону Мурманска, и обратно постоянно идут один за другим корабли и суда самого разного назначения и водоизмещения.
В узкости с таким движением на главном командном пункте военного корабля всегда очень жарко! Непрестанно сыплются доклады радиометриста об обнаруженных целях, а несколько человек потеют, щёлкая клавиатурой, работая на специальных планшетах и анализируя окружающую обстановку. Надо контролировать, как корабль расходится со всеми целями, и, при необходимости, рассчитывать свой манёвр так, чтобы это расхождение было безопасным. Раскаляются от несмолкающих команд и докладов усилители громкоговорящей связи.
А тут ещё и берега совсем недалеко, и острова, и коварные каменные банки подстерегают неосторожных мореплавателей. Глубина под килём меняется каждую секунду. А тут ещё и плавучие знаки навигационного ограждения - они предупреждают об опасности, но, бывало, корабли ухитрялись налетать и на них. А тут ещё и бдительные береговые посты - отклонишься дальше положенного от рекомендованного курса - немедленно донесут об этом оперативному дежурному. Тогда жди неизбежных неприятностей!
В общем, при плавании в узкости особо не расслабишься.
Единственный на борту сухогруза военный стоял на ходовом мостике. Он прекрасно знал, что такое прохождение узкости, и его профессиональное любопытство требовало досконально узнать, как это делается на гражданских судах.
«Седой боевой капитан» - грузный, лысеющий, немолодой мужик - привычно окинул взором родные берега, затем оценил на выпуклый морской глаз свою позицию относительно всех встречных и обгоняющих. После этого он тихо и строго подал одну-единственную команду:
- Старпом, подманди, как надо!
И ушёл в свою каюту.
Свидетельство о публикации №211041200510
Это называется профессионализм и, безусловно, полное доверие своему первому помощнику.
Не совсем поняла, Игорь, а как же он будет наблюдать за прохождением практических торпед?
Спасибо большое!
С уважением и теплом
Марина Белухина 28.09.2020 15:02 Заявить о нарушении
А наблюдается прохождение практических торпед относительно надводных целей очень легко. Для этого на торпедах есть так называемый РПС - "ракетный прибор следности". Когда торпеда подходит к цели, из него через равные промежутки времени сквозь воду начинают вылетать специальные сигнальные ракетки. Их хорошо видно и днём, и ночью. Если торпеда пройдёт под целью - это будет видно. Есть, правда, ещё тонкости, связанные с расшифровкой записей регистрирующих приборов торпеды на базе после её подъёма из воды.
Надеюсь, я не слишком Вас запутал?
Игорь Караваев 2 28.09.2020 15:43 Заявить о нарушении
Марина Белухина 28.09.2020 17:26 Заявить о нарушении