Узкость

На Северном флоте начинались новые учения. Несколько судов, выходивших в море, должны были построиться в колонну, к ним присоединялись противолодочные корабли. Получался конвой. Подводники должны были выходить в торпедные атаки по этому конвою, а противолодочники - отрабатывать свои действия против атакующих.

По Кольскому заливу во время подготовки к учениям шёл на выход сухогруз - обычное советское судно с гражданской командой. Единственным военным на его борту был офицер штаба дивизии подводных лодок. Этот офицер должен был наблюдать за тем, как проходят относительно судна выстреленные с лодок практические торпеды.

Движение в Кольском заливе очень интенсивное. И в сторону Мурманска, и обратно постоянно идут один за другим корабли и суда самого разного назначения и водоизмещения.

В узкости с таким движением на главном командном пункте военного корабля всегда очень жарко! Непрестанно сыплются доклады радиометриста об обнаруженных целях, а несколько человек потеют, щёлкая клавиатурой, работая на специальных планшетах и анализируя окружающую обстановку. Надо контролировать, как корабль расходится со всеми целями, и, при необходимости, рассчитывать свой манёвр так, чтобы это расхождение было безопасным. Раскаляются от несмолкающих команд и докладов усилители громкоговорящей связи.

А тут ещё и берега совсем недалеко, и острова, и коварные каменные банки подстерегают неосторожных мореплавателей. Глубина под килём меняется каждую секунду. А тут ещё и плавучие знаки навигационного ограждения - они предупреждают об опасности, но, бывало, корабли ухитрялись налетать и на них. А тут ещё и бдительные береговые посты - отклонишься дальше положенного от рекомендованного курса - немедленно донесут об этом оперативному дежурному. Тогда жди неизбежных неприятностей!

В общем, при плавании в узкости особо не расслабишься.

Единственный на борту сухогруза военный стоял на ходовом мостике. Он прекрасно знал, что такое прохождение узкости, и его профессиональное любопытство требовало досконально узнать, как это делается на гражданских судах.
 
«Седой боевой капитан» - грузный, лысеющий, немолодой мужик - привычно окинул взором родные берега, затем оценил на выпуклый морской глаз свою позицию относительно всех встречных и обгоняющих. После этого он тихо и строго подал одну-единственную команду:

- Старпом, подманди, как надо!

И ушёл в свою каюту.


Рецензии
Осмотрел, оценил и дал одну-единственную команду старпому...
Это называется профессионализм и, безусловно, полное доверие своему первому помощнику.
Не совсем поняла, Игорь, а как же он будет наблюдать за прохождением практических торпед?

Спасибо большое!

С уважением и теплом

Марина Белухина   28.09.2020 15:02     Заявить о нарушении
Дорогая Марина, спасибо большое!
А наблюдается прохождение практических торпед относительно надводных целей очень легко. Для этого на торпедах есть так называемый РПС - "ракетный прибор следности". Когда торпеда подходит к цели, из него через равные промежутки времени сквозь воду начинают вылетать специальные сигнальные ракетки. Их хорошо видно и днём, и ночью. Если торпеда пройдёт под целью - это будет видно. Есть, правда, ещё тонкости, связанные с расшифровкой записей регистрирующих приборов торпеды на базе после её подъёма из воды.
Надеюсь, я не слишком Вас запутал?

Игорь Караваев 2   28.09.2020 15:43   Заявить о нарушении
Нет-нет! Спасибо большое, Игорь! Более или менее я всё же поняла)))

Марина Белухина   28.09.2020 17:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.