Урок географии

- А теперь, - обращаясь к классу, сказала Людмила Сергеевна, молодой преподаватель географии, - откройте страницу девяноста первую и прочтите параграф двадцать седьмой.
Седьмой класс «А» шумер залистал и, минуту спустя, мирно погрузился в чтение. Людмила Сергеевна пробежала глазами по сосредоточенным лицам учеников и остановила взгляд на третьей парте у окна. Ее обитатель Сережа Красин, подперев голову рукой, задумчиво смотрел в окно. Его закрытый учебник сиротливо лежал на краю парты. Людмила Сергеевна неторопливо прошла два раза по классу и остановилась у своего стола.
- Закройте учебники, - негромким, но твердым голосом сказала она. Когда ее просьба была выполнена, как бы нехотя произнесла:
- Красин!
Тот с неохотой оторвал взгляд от окна и, громко стукнув крышкой парты, встал.
- Расскажи нам, Сережа, содержание двадцать седьмого параграфа.
Красин негромко покашлял в кулак, как бы готовясь к рассказу, но ничего не сказал.
- Синичкина, скажи, пожалуйста, о чем говорилось в параграфе?
- Об образовании почв и их главнейших типах, - бойко отчеканила Синичкина.
- Спасибо, Света, садись.
Людмила Сергеевна укоризненно посмотрела на Красина.
- Скажи, Красин, какие природные условия оказывают влияние на образование почв?
Красин опустил глаза в пол и молчал.
- Ну, хорошо. Скажи тогда, какие почвы встречаются в нашей местности?
Ученик оторвал взгляд от паркета и посмотрел учительнице в глаза. Его взгляд выражал примерно следующее: «Ну, что вы меня зря мучаете, Людмила Сергеевна, разве не видно, что я ничего не знаю».
- Садись, Красин, - сказала учительница. – Два. И попрошу тебя остаться после уроков…
Людмила Сергеевна укладывала в большой кожаный портфель тетради, когда на пороге показался Красин.
- А, Красин! – нестрогим голосом сказала она. – Проходи, дружок.
Красин робко приблизился к учительнице.
- Садись.
Он сел. Людмила Сергеевна посмотрела на своего ученика с дружеской снисходительностью.
- Ну, рассказывай…
Молчание.
- Ну, что же ты!
Молчание.
- И ты же на меня дуешься?
- Я не знаю, что рассказывать, - тихо произнес Красин. – О почвах?
- Нет, - усмехнулась Людмила Сергеевна и, немного подумав, спросила:
- Тебе нравится математика?
- Нет, не нравится.
- Честно признаюсь, и мне тоже. Но алгебра или химия – это можно сказать, на любителя. Я вот только не понимаю таких людей, которые с равнодушием относятся к таким предметам, как, скажем, история, литература, география.
- Я люблю географию, - Красин робко взглянул на учительницу.
- Любишь, а двойки получаешь.
- Я не люблю изучать почвы.
- А что же ты любишь?
- Путешествовать.
- Ты что же, записан в кружок юного туриста?
- Вы меня не так поняли. – Красин обиженно шмыгнул носом. – Мне нравится открывать новые земли, острова, изучать Север.
Глаза его мечтательно устремились в окно. Людмила Сергеевна с любопытством и интересом посмотрела на него.
- Но острова, даже самые крохотные, давным давно открыты. А Север… Когда ты вырастешь, Север будет полностью изучен.
- То-то и оно, - невесело вздохнул Красин.
- Н-да, - сказала учительница, участливо посмотрев на ученика. И, глядя на Красина, на его мечтательно устремленные куда-то глаза, Людмила Сергеевна вдруг неожиданно для себя вспыхнула желанием попутешествовать. Она представила себя на необитаемом острове.
- Скажи, Сережа! Что бы ты делал, если б попал на необитаемый остров?
- Построил дом и развел кроликов, - так быстро ответил Красин, что можно было подумать, что в это время он думал как раз о необитаемом острове.
- Лучше коз, - задумчиво глядя в окно, сказала Людмила Сергеевна. – От них, в отличие от кроликов, кроме мяса и пуха, молоко можно получить.
- И пуха с мясом в них больше, чем в кроликах, - поддакнул ученик.
- Вот-вот, - согласилась учительница.
Они долго молчали.
- О чем ты сейчас думаешь, Сережа, - продолжая задумчиво смотреть в окно, спросила Людмила Сергеевна.
- О папуасах.
- О каких папуасах?
- О тех, с которыми жил Миклухо-Маклай. Как ему не страшно с ними было?
- Да. – Людмила Сергеевна перевела взгляд от окна на Красина. – Много замечательных людей в истории нашего мира. И это хорошо, Красин. Это очень хорошо. Не было бы их, не была бы так полна исследованиями и открытиями наша география.
- Вот только жаль, что они все острова пооткрывали. Не оставили на нашу долю ничего, - тяжело вздохнул Красин.
Людмила Сергеевна посмотрела ему в глаза и ободряюще улыбнулась.
- Ничего, Сережа. Ты еще только начинаешь жить. Будут еще в твоей жизни неоткрытые острова.
Красин хотел было что-то спросить, но только пожал плечами и тихо вышел.
Домой молодая учительница шла в приподнятом настроении. Она думала о необитаемых островах, о первооткрывателях, о Красине. Вспомнила о той мечте, что была у нее, когда она была таким же семиклассником, как и Красин. И эта мечта о необитаемых островах помогла ей выбрать любимую профессию. А что до почв, то и она в свое время не очень-то любила их изучать.


Михаил  Малышев.

 


Рецензии
Примите мое восхищение безукоризненностью рассказа!

Игорь Викторов Мызников   08.01.2012 17:16     Заявить о нарушении
К сожалению, Михаил Малышев, умер зимой 2002 года.

Михаил Малышев   08.01.2012 17:47   Заявить о нарушении
Очень жаль, а на фотографии такой молодой. Искренне сожалею!

Лидия Белоусова   18.03.2014 12:19   Заявить о нарушении