ЭФИР

Слава Александру Степановичу Попову, который изобрёл радио!

Трудно себе представить, как раньше человечество обходилось без этого творения разума. Сейчас почти все из нас пользуются мобильными телефонами и привыкли к ним настолько, что не могут понять, как ещё несколько лет назад жили без них.

То, что военные корабли в море принимают и передают радиограммы, давным-давно ни для кого не секрет. Правда, общаться по радио с гражданскими судами лет тридцать назад у военных как-то не особо было принято. И напрасно!

Константин Евгеньевич Степанов, бывший флагманский штурман 1 флотилии подводных лодок, рассказывал такой случай. Во время службы в Полярном, на дизельных подводных лодках, ему однажды довелось выйти в море ещё и на борту плавбазы. Корабль этот не отличался особой быстроходностью.

Когда шли по Кольскому заливу, прямо по корме появился лайнер, шедший из Мурманска в Йоканьгу. Командир плавбазы забеспокоился, как ему маневрировать: лайнер явно намеревался обогнать его. Плавбаза то отворачивала вправо, то возвращалась на прежний курс. Внезапно из динамика радиостанции «Рейд», расположенной в ходовой рубке плавбазы, раздался голос капитана лайнера:
- Командир, да ты не дёргайся! Я буду тебя обходить по левому борту!
Константин Евгеньевич сказал, что командир плавбазы от неожиданности чуть ли не подпрыгнул. Он даже как-то забыл, что на его корабле есть такая радиостанция, работающая в радиосетях гражданских судов, и не подозревал, что она может пригодиться.

Что касалось гражданских капитанов и радистов, то они в эфире особо себя не ограничивали, и, бывало, озвучивали то, что весьма интересовало натовских разведчиков. Например, «Вот, блин, опять какой-то вояка у меня прямо возле борта всплыл!»

Был на Севере крупный и мощный главк «Севрыба». Его начальника однажды, помнится, приглашали в штаб Северного флота - просили перед выходами в море инструктировать своих людей, чтобы они больше не сообщали по радио о местонахождении боевых кораблей и не комментировали их действия. Консенсус был достигнут, но визит этот, говорят, закончился для начальника главка печально: какой-то разиня взял из гардероба штаба флота его пыжиковую шапку и не вернул - наверное, за свою принял…

Тем не менее, когда в море подводники и рыбаки стали связываться между собой по радио, они легко достигали взаимопонимания.

Однажды атомный подводный крейсер, которым командовал Антон Милованов, шёл в надводном положении по назначенному маршруту. Навстречу лодке шёл траулер, который, как выяснилось, назывался «Пётр Петров». Лодочные радисты установили связь с рыбаками. Те сообщили, что идут в Кольский залив, и согласились с предложенным им вариантом расхождения.

Вскоре траулер остался за кормой, но подводники продолжали отслеживать его движение. Через некоторое время командиру доложили, что «Пётр Петров» идёт совсем не туда, куда собирался, а направляется, не снижая хода, прямо на берег у входа в Ура-Губу. После многочисленных безуспешных попыток лодке, наконец, удалось связаться с траулером. Рыбакам сообщили, куда ведёт их курс. Вскоре подводники обнаружили, что «Пётр Петров» повернул влево и пошёл на вход в Кольский залив.

Несколько недель спустя офицер из экипажа подводной лодки случайно разговорился в Мурманске с гражданским моряком, который оказался штурманом с «Петра Петрова». Тот рассказал, что в тот день рыбаки шли с моря, хорошо отпраздновав богатый улов. После расхождения с подводной лодкой больше никто на судне не контролировал навигационную обстановку, а траулер шёл куда-то сам по себе. Хорошо, что подводники успели предупредить экипаж «Петра Петрова» об опасности, а то уцелевшие рыбаки надолго бы запомнили этот день…

В другой раз, когда лодка Милованова работала на перископной глубине в прибрежном полигоне, из Териберки вышел сейнер и, не видя поднятых над водой выдвижных устройств, направился прямо на подводную лодку. Когда связь с сейнером установить не удалось, командир через ближайший береговой радиотехнический пост попросил рыбаков изменить курс. Он также передал на сейнер через пост: «Военно-морской флот приветствует рыбаков! Желаем вам счастливого плавания!»
Сейнер неожиданно вышел на связь. Он сообщил, что обойдёт подводную лодку, и передал: «Рыбаки приветствуют Военно-морской флот!»

Было очень приятно, что люди оказали друг другу внимание и проявили взаимное уважение. К сожалению, так не всегда бывает…

Однажды в море встретились на пересекающихся курсах два корабля Северного флота: морской тральщик и новая атомная подводная лодка. Согласно Международным правилам, лодка должна была пропустить тральщик, но старший на её борту думал иначе: чтобы атомоход, корабль 1 ранга, уступал дорогу какому-то тральщику, которым командует, максимум, капитан-лейтенант, тральщику, который во много раз меньше лодки по водоизмещению? Да ни за что!

Спесивый начальник приказал передать на тральщик сигнал: «Курс ведёт к опасности». Так оно, конечно, и было: если бы лодка не пропустила тральщик, они бы столкнулись. Но на тральщике были грамотные моряки, они видели, что их курс в навигационном отношении безопасен, и знали, что, в соответствии с Правилами, они обладают преимуществом перед лодкой. С лодки повторно передали сигнал. Тральщик своих курса и скорости не изменил. Тогда с лодки по радио очень некрасиво обозвали нормальных людей, управлявших тральщиком. Тактичное молчание послужило им ответом.

Тем временем, корабли неотвратимо сближались. Только в самый последний момент лодка экстренно выполнила то, что уже давно должна была сделать.

Речь здесь уже шла о береговых радиотехнических постах. Антон Милованов рассказал мне ещё об одном забавном случае, связанном с ними.
Норвежский круизный лайнер шёл в Мурманск. Задолго до подхода к Кольскому заливу его радист начал вызывать лоцмана: “Murmansk pilot! Murmansk pilot!” Ему не отвечали. В конце концов, обиженный радист с отчаянием в голосе произнёс на ломаном русском:
- Фсем, кто мменя слы-шит! Ну поч-чему он мне не от-вечает?
Отозвался береговой пост. Он подсказал иностранному радисту, на каком канале следует вызывать лоцмана.

Вообще, между судовыми радистами из самых разных стран, похоже, отношения такие, как между старыми приятелями. Когда они грубовато подшучивают друг над другом, это, наверное, в порядке вещей.

Как-то раз мой знакомый, будучи на боевой службе в Средиземном море, услышал короткий диалог между радистами с двух судов, проходивших мимо друг друга. Итальянец сказал американцу: “Son of a bitch!” (сукин сын!) Его коллега немедленно отреагировал: “Пиноккио!”


Рецензии
Здравствуйте, Игорь!

Как же приятно услышать добрые слова приветствия!
Возмутил командир подводной лодки, не уступившей "дороги" тральщику... Представила аналогичную ситуацию на дороге, когда водитель, двигаясь по второстепенной дороге, пусть и на крутом авто, не уступит "Москвичонку", но на главной дороге.
Кстати, в 90-е такое могло быть.
Ну а итальянец с американцем - браво! Достойно поприветствовали друг друга)))

Спасибо большое, Игорь!

С уважением и теплом
Марина.

Марина Белухина   22.09.2020 16:26     Заявить о нарушении
Дорогая Марина, спасибо большое! Очень приятно читать не только Ваши рассказы, но и Ваши рецензии!

С теплом и уважением,

Игорь Караваев 2   22.09.2020 22:07   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Игорь!
Всё взаимно!)))

Марина Белухина   22.09.2020 22:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.