О Средневековье и рыцарстве

Рыцарский... миф?...

Сейчас в интернете много опровергающей информации о рыцарстве -- что, мол, всё это поэтические сказки, ничего подобного не было. Рыцари были грязные разбойники, которые только то и делали, что ссорились друг с другом и драли три шкуры с крестьян. Рассказывается, что Средневековье было грязным и бескультурным временем, мрачным провалом в истории Европы...

А, между тем, всё самое яркое и истинно европейское зародилось именно в Средневековье! Европейская (не греческая или римская!) литература -- прежде всего поэты, писавшие на родном языке (не на латыни!), то есть труворы и миннезингеры. Музыка -- уже не только церковная, но светская. Возникновение городов, городской культуры. Университеты, та их форма, которая привычна нам теперь, то есть образование светское, отделённое от церковного. Живопись -- миниатюры, предметы быта, и, конечно, церковная живопись, фрески. Флософия, начавшаяся, разумеется, в лоне церкви, но позже отделившая.
Всё, что использует сейчас Европа в культурном плане, зародилось в Средневековье. То есть, было осознанно как национальное. Так можно ли, в таком случае, считать это время тёмным и невежественным?!...

И рыцарский миф был основой и самой яркой звездой, ориентиром этой культуры. Это был светоч идеала, к которому следовало стремиться.
Разумеется, рыцари не были ангелами, но не были они и демонами. Они были людьми своего времени. Времени яркого и полного контрастов. Времени молодого и харизматичного. Времени пришедшего на смену Римской культуре. В этом плане я полностью согласна с мнением Льва Гумилёва.
Страсти были ярче. Чувства были ярче и сильнее. Не было ещё упаднической расслабленности и изнеженности, примет позднего Рима. Ярость, боль, любовь, отвага, вера в Христа -- и ожидание Апокалипсиса, который мыслился уже близким... Вглядитесь в картины -- Христос изображается средневековыми художниками своим современником. С другой стороны -- фольклорные источники, культура народная, легенды и мифы, распространённые и обработанные труворами -- легенды о короле Артуре. Который показан, однако ж, христианнейшим монархом.
Основой этой самобытной Европейской культуры стало, конечно же, Христианство. Вера в Христа, это философское учение мощным очищающим потоком смело всё языческое, устаревшее, не состоятельное в плане государственном, в плане дальнейшего духовного развития человека. Человек перестал поклонятся мелким божкам отдельных уголков и капищ (что рождало раздробленность и вражду), но должен был объедениться с другими людьми в осознании Одного Бога, Единого Творца.
И харизматичные фигуры рыцарей на этом фоне -- выглядят так, как должно. Повторяюсь, они не выглядят ангелами -- но не выглядят и грязными демонами тоже.

Рыцарь был прежде всего воином, и служил Богу -- и королю, как своему сюзерену, ставленнику Божьему. Кто и как служил -- это уже вопрос индивидуальный.  Кроме того, в характере рыцаря проявлялась прежде всего авантюрность, то есть страсть к приключениям... Служение Прекрасной Даме -- это уже во-вторых, если не в-третьих))), это -- некая светская и галантная черта... Причём стоит понимать, что Прекрасная Дама -- была, по сути, персонифицированной идеей. По крайней мере, для трубадуров.

Рыцарь должен был быть очень крепок физически. Обучение начинали с малых лет. Силовая гимнастика, владение оружием, верховая езда, и, например, плавание в доспехах, которые весили от сорока -- до восьмидесяти киллограмм... Воспитание в характере мальчика мужественности и отваги. И -- первой Прекрасной Дамой для мальчика, юноши -- была его мать, или Старшая Матушка, бабушка, которая обучала его законам вежества.))) С десяти лет мальчика отрывали от дома и отдавали в пажи, в другое знатное семейство. Он служил пажем, потом -- оруженосцем при рыцаре, и потом только мог стать рыцарем, звание, которое следовало ещё заслужить воинскими доблестями, отвагой, храбростью.

 Посвящение в рыцари -- очень красивый и глубокий в своей философии ритуал. Юноша -- уже молодой человек)) -- должен был провести всю ночь в церкви, в одиночестве, в коленопрелоненной молитве, обращая все свои помыслы к Богу и проходя испытание искушениями, которые (в эту ночь) может насылать на него Дьявол. После чего следовал турнир, где юноша должен был показать свои воинские умения и отвагу.  Но рыцарское звание возможно  было получить и на поле боя, и, нередко, оруженосцы именно так его получали -- от рыцаря, или короля. Король же считался первым среди всех рыцарей, то есть был фигурой сакральной.

В романе Кретьена де Труа "Тристан и Изольда" -- описываются те приготовления, которые прошёл Тристан перед своим сражением с Морхальтом. Так сложились обстоятельства, что Тристан не был рыцарем, он ещё не достиг даже своего совершеннолетия, то есть был совсем мальчиком, юношей -- по сравнению с опытным и мощным бойцом Морхальтом. Но Тристан проводит всю ночь в молитве Господу, готовится к бою духовно. Тристан принимает рыцарское звание наутро, перед своим первым серьёзным поединком. И , в итоге, победить могучего и страшного бойца Морхальта ему, неопытному юноше, помогает именно Божье провидение -- осколок меча Тристана смертельно ранит Морхальта.
Во всех рыцарских романах есть описания этой внутренней сосредоточенности рыцаря -- обращения с молитвой к Богу, ко Всевышнему -- перед поединком, или во время испытаний, во время одиноких скитаний. Во время этого своебразного отшельничества рыцаря, нередко, искушает Дьявол, являясь к нему в самых различных образах. Чаще всего -- прекрасных ))).

" Основатель первого ордена, живший в IX веке, французский рыцарь из Прованса Годфруа де Прей, определял в качестве главного требования к членам ордена усвоение семи навыков, образовавшихся в рамках мистицизма, связанного с цифрами. В соответствии с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: 1) ездить верхом, 2) плавать, 3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5) сражаться. Их обучали: 6) развлекательным играм на площадках и игре с мячом для службы при дворе, а также 7) искусству чтения стихов, необходимому для придворного с хорошими манерами, и основным танцевальным движениям. Позднее возникли многочисленные местные орденские уставы, но и в них основой физического воспитания остались семь рыцарских навыков.
 (...) В поэтическом произведении XV века "Рыцарское зеркало" отмечалось, что, наряду с семью физическими навыками, рыцари должны усвоить также семь рыцарских добродетелей. К числу рыцарских добродетелей относили: безусловную верность церкви и сюзерену, личную храбрость, соблюдение правил поединков, святость данного слова, великодушие по отношению к побежденным и более слабым, а также обязательное при дворе благородное отношение к аристократическим дамам." ( http://phantomchique.livejournal.com/1604.html )

.........................................................

По-сути, если брать совсем поздние описания рыцарственного характера, то это широко известные русскому читателю четыре мушкетёра. Дюма опирался на записки своего родственника, и на дневниковые записи одного военного в создании этих героев. О том был ли Дюма плагиатором -- другой разговор. Не был, потому что он создал ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение из того, что произведением искусства не являлось.
Но, я думаю, что французу очень близок и понятен этот рыцарственный дух, который, может быть, не совсем, не до конца ясен нам. И, читая романы Дюма о мушкетёрах (не только первый роман), мы видим эти основные и самые главные черты -- во-первых воинская дружба, товарищество; во-вторых воинская честь и храбрость; в-третьих авантюрность, то есть страсть к приключениям, и, конечно, служение королю и прекрасной даме, то есть галантность.
Показаны ли мушкетёры ангелами? НЕТ. У каждого из них свои, свойственные любому человеку, недостатки. Арамис -- хитрец, интриган, который часто старается выглядеть благороднее, чем есть на самом деле, Портос -- обжора, заядлый игрок и задира, Атос (воплощение рыцарского благородства, самый знатный из всех по рождению) меланхолик и пьяница. Эти недостатки делают их не персонажами книги, а живыми людьми. Они живут в Мире -- и ничто мирское и человеческое им не чуждо! ))) Возможно, мушкетёры ничего не имеют против лишней сотни пистолей в кармане -- но, как правило, этих пистолей в их карманах вечная недостача! )) , потому что они ну совсем не умеют экономить и "прятать копейки в чулок". Особенно Атос, которому скряжничество (и вообще даже разумная экономия...) чуждо по самой его природе. Дворяне всегда жили в долг -- в надежде на наследство, которое, случалось, что и приходило как-то само-собой. Это и в русском дворянстве -- очень яркая черта. А древние дворянские фамилии - и есть потомки тех, первых рыцарей. И, кстати, женщинам полезно занать, что истинные Принцы Крови -- ЧУДОВИЩНО расточительны!))) Есть деньги и еда, замечательно, значит надо поделиться этим с друзьями, пропить, проиграть... шикануть... золотой перевязью... Нет -- ну что ж... значит, придётся потуже затянуть пояс... А там -- удача, или случай... Случаются, конечно, и Скупые Рыцари, но Пушкин описал этот характер, скорее, как исключение из правил. Благородные ли рыцари мушкетёры? Без сомненья -- благородные, потому что в бою они как львы.
Самым благородным и самым бедным (в итоге) из всех мушкетёров показан Атос. Однако же он единственный из всех четырёх товарищей воспитывает сына  -- продолжение тех рыцарских традиций, которые сам граф воспринял, в свою очередь, от своего отца. Вот отрывок из романа А.Дюма "Двадцать лет спустя", романа не детского, уже по фабуле своей. Эти строки одни из самых трогательных и глубоких во всём романе -- то, как Атос провожает своего сына в первый военный поход, и какие (рыцарские)) ) наставления при этом получает Рауль:
"Рано утром Атос встал с постели и приказал подать платье. Он был ещё бледнее обыкновенного и казался сильно утомлённым. Видно было, что он не спал всю ночь. (...) Атос был озабочен приготовлениями к отъезду Рауля  и хотел выиграть время. Прежде всего он вынул из надушенного кожанного чехла шпагу, собственноручно вычистил её, осмотрел клинок и попробовал, крепко ли держится эфес. (...) В сборах прошло около часа. Наконец Атос отворил дверь в спальню Рауля и тихонько вошёл к нему. (*на момент повествования Раулю пятнадцать, или чуть больше).
Солнце уже взошло и яркий свет лился через большие, широкие окна: Рауль вернулся поздно и забыл опустить занавеси. Он спал, положив руки под голову. Длинные чёрные волосы спускались на лоб, влажный от испарины, которая, подобно крупным жемчужинам, выступает на лице усталых детей.
Атос подошёл и, наклонившись, долгое время с нежной грустью смотрел на юношу, который спал под покровом своего ангела-хранителя. (...) Вспоминая о пережитых им самим страданиях, он представлял себе, как будет страдать Рауль, и нежная жалость, проникшая в его сердце, отразилась во влажном взгляде, устремлённом на юношу . (...)"
Далее идёт описание сборов, и те практические военные советы, которые даёт своему сыну  Атос. Перед первым военным походом он ведёт Рауля к гробнице короля, и там вручает юноше фамильное оружие -- шпагу своего отца.  Однако же о самом короле Атос отзывается, как о человеке слабом, но в заключение своей речи говорит: "Умейте отличать короля от королевской власти. Когда вы не будете знать, кому служить, колеблясь между материальной видимостью и невидимым принципом, выбирайте принцип, в котором всё."
Ведь в этом есть и рассуждение самого Дюма, высказавшего свою мысль устами Атоса, -- когда не останется достойных королей (потому что короли -- тоже люди) -- служите принципу рыцарственности. В русской же интерпретации можно сказать о том же известным эпиграфом из "Капитанской дочки" Пушкина (русская народная пословица ) -- "Береги платье снову, а честь -- смолоду".
   
Что же касается прекрасных дам, без которых не может быть и прекрасных рыцарей )), хочется привести отрывок из одной статьи: "Девушка должна быть неприступной. Только тогда мужчина становится доблестным рыцарем, чтобы завоевать доверие и любовь своей избранницы. Только тогда проявляются его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, ответственность, доброта и нежность. Наберитесь терпения, и вы не пройдете мимо своего счастья… (...)
У апостола Петра есть очень правильное, очень высокопоэтичное выссказывание, которое удивительно совпадает с темой сегодняшней беседы: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (Пет.1.3-4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Дай Бог вам хранить и приумножать эту красоту!" (* --"-- )
   
   * -- сайт  http://www.pravmir.ru/article_969.html





И, в качестве отступления от слишком-серьёзности )))


  * -- Квадратный стол =)  http://www.bugaga.ru/jokes/1146716825-kvadratnyj-stol.html


                Рыцари  Квадратного Стола

"Однажды Прекрасные Дамы поняли, что белые кружевные платочки не только для насморка, но и чтобы махать ими кому-то. Махать с балкона платочком всяким пейзанам и солдафонскому быдлу было глупо, поэтому появились рыцари.

Рыцари - это такие мужчины, которых хлебом не корми, а дай совершить какой-нибудь подвиг. Во имя дамы. Некоторые дамы немного неуютно себя чувствовали, когда один рыцарь во имя них рубил в капусту другого рыцаря, но потом быстро освоились и даже внушили рыцарям, что шрамы украшают. После этого псевдорыцари-метросексуалы то и дело норовили тюкнуть себя топором в хлебало и тем самым украсить вышеупомянутое хлебало до состояния мужественного лица.

В одной небогатой королевской семье как-то выдался год урожайный на Ричардов. Уродились завзятый пьяница Ричард-Львиная-Печень, обжора Ричард-Львиный-Желудок, два воздыхателя: Ричард-Львиное-Левое-Легкое и брат-близнец его - Правое Легкое (тоже, разумеется Львиное. Тоже Ричард), соглядатай Ричард-Львиный Хвост, завистливый Ричард-Львиный-Глаз, вечно смеющийся Ричард-Лошак (львы не ржут потому что) и отважный Ричард-Львиное-Сердце, который и возглавил орден рыцарей. Хотя, ежу понятно, что управлять рыцарями должен был Ричард-Львиный-Мозг.
Первоначально они были Рыцарями Квадратного стола, но, после того как Ричард-Львиное-Сердце придумал увлекательную рыцарскую забаву "Кто на углу сидит - тот дурак", появился Орден Рыцарей Круглого Стола.

Рыцари вечно хотели найти Чашу Грааля, Гробь Господень и прочую религиозную символику, но, поскольку не имели представления как выглядят эти реликвии, тырили в походах, на всякий случай, все что плохо лежит. То есть женщин. Ну и ценные вещи до кучи.

Каждому рыцарю полагалось от одного до бесконечности оруженосцев. Встретятся, бывало два рыцаря. Один, допустим, Рыцарь-Изящного-Сквернословия-В-Нетрезвом-Виде, а другой Рыцарь-Удивленного-Созерцания-На-Мир-Своими-Глазами. И давай выяснять чья Дама Сердца прекраснее.
- Моя уродливее! - кричит один.
- Нет! Моя!! - возражает другой.
- Сейчас я с вами сражусь за ваше паскудство подлое, сэр Рыцарь!
- Сейчас я вам сражалку на ходу обрублю!
И давай готовиться к сражению. К каждому сбегаются оруженосцы и начинается крик "А вот! Вот копье замечательное!", "У меня возьми меч, благодетель!". Потому что оружие тогда было тяжелым и таскать его было трудно и западло.

Рыцари вооружались, обменивались фотками Прекрасных Дам и с досадой ломали копья об колено. Потом приезжали домой и говорили "Я за тебя сто копей сломал". Казалось бы нонсенс - радоваться из-за погубленного оружия, но Дамам почему-то было приятно.

А доспехи придумал Рыцарь-Пугливое-Чмо. Сначала, он конечно ходил как все со щитом. Потом понял, что его могут поразить в спину, которую он бесстрашно показывал врагу и привязал на спину второй щит. Заодно решил обезопасить фланги и боков привязал по щиту. Ходить в такой кабинке для переодевания было неудобно, зато безопасно. Встреча с Рыцарем-Принципиальной-Упертости усовершенствовала доспехи. Потому как Рыцарь-Принципиальной-Упертости так долго пытался достучаться дубиной до противника, что все четыре щита начали элегантно облегать Рыцаря-Пугливое-Чмо. Так, благодаря рыцарю со страхом и упреком, появились первые рыцарские доспехи.

У рыцарей был свой Кодекс Чести:
1. Рыцарь - это Рыцарь и нечего тут больше объяснять.
2. Если тщедушный Не-Рыцарь назовет Рыцаря консервированным солдатом - разрешается кинуть в тщедушного Не-Рыцаря копьем. Если Не-Рыцарь здоровенный - драться с ним ниже достоинства Рыцаря, как бы это двусмысленно ни звучало.
3. Если Рыцарь назовет Рыцаря консервированным солдатом, Рыцарю надлежит гордо сказать "На себя посмотри" и кинуть копьем, в качестве устрашения, в ближайщего тщедушного Не-Рыцаря.
4. Даму можно считать прекрасной если у нее есть платочек и балкон для махания с него.
5. В случае отсутствия платков и балконов, любую Даму можно считать Прекрасной.
6. В случае отсутствия Дам, рыцарю надлежит ехать туда где Дамы присутствуют, а не назначать Прекрасными Дамами оруженосцев, других рыцарей и, как говорится, тэдэ.
7. Рыцарь и без коня - Рыцарь. Конь без рыцаря - животное.
8. Закрыл забрало - закрой и поддувало.
9. Взял в руки меч - надо и внимание привлечь.
10. Ткнул в глаз копьем - вечером с одноглазым пьем.
11. Помятый доспех - противника смех.
12. Кодекс этот Рыцари чтут и чтам, чтут и чтам, по утрам и вечерам. "


Рецензии