Двойники

Все мы знаем, что в природе существуют двойники. Нет, я имею в виду не близнецов – это-то как раз понятно – гены… Но ведь достаточно часто бывает, что люди, не связанные родственными узами, разделённые пространством, а порой и временем, оказываются необычайно похожими друг на друга. Явление это давно привлекает внимание людей искусства. Пожалуй, самое известное произведение на эту тему – «Принц и нищий» Марка Твена. Известны также повесть Достоевского «Двойник», сборник четырёх новелл «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» Антония Погорельского (автора знаменитой «Чёрной курицы»), наконец, роман «Двойник» американского фантаста Роберта Хайнлайна,  в котором описывается использование этого явления в политике, что, как мы знаем, достаточно часто имело место на практике. А сейчас существует шоу двойников даже на телевидении.

Я в своей жизни тоже несколько раз сталкивалась с этим явлением. Нет, «не подумайте плохого» – у меня самой нет двойника (во всяком случае, если и есть, то я об этом ничего не знаю). Но у моего отца, например, был двойник. Он обнаружил его лет 15-20 тому назад в журнале «Огонёк», где была опубликована репродукция  работы какого-то итальянского художника – портрет партизана (естественно, тоже итальянского). Сходство было настолько велико, что отец вырезал эту репродукцию из журнала, наклеил на картон и повесил у себя в комнате. К сожалению, при этом название картины и имя художника «отрезались», и теперь за давностью лет я не могу выяснить, кто автор полотна и кто был на нём изображён.
Единственное отличие «портрета» (репродукции) от «оригинала» (отца) заключалось в двух родинках на щеке, которые на портрете отсутствовали. Да и то одна из них смутно просматривается, но… с другой стороны носа, – а вторую в таком ракурсе, может быть, просто не видно! Как бы там ни было, отец, не мудрствуя лукаво, пририсовал обе родинки на репродукцию, после чего ни у кого из наших гостей уже не оставалось сомнений, что это портрет отца!
Хочу заметить, что мой отец во время войны тоже был партизаном (!!!).

На снимке слева - иллюстрация из "Огонька", справа - мой отец в молодости.

Был ещё двойник у моей покойной подруги. Это актриса Зила Кларк, сыгравшая главную роль в  телевизионном сериале, вышедшем на экраны в 1983 году – экранизации романа Шарлоты Бронте «Джен Эйр». Интересно, что и некоторыми чертами характера моя подруга походила на героиню романа – верностью своим принципам и идеалам, преданностью близким, самоотверженностью… Хотелось бы знать, было ли в чём-то сходство у актрисы со своей героиней?

А у моей дочери (см. фото) есть даже два двойника! Одного мы с ней увидели в Лондонской национальной галерее во время моего первого визита в Англию в 2005 году. Это работа Огюста Ренуара «Танцовщица с кастаньетами»  –  см.:
Помню, я настолько поразилась сходству, что украдкой даже сфотографировала картину, хотя правилами музея это и запрещается. Но уж очень хотелось иметь такую память… А второй «двойник» – это картина Николая Ярошевского «Курсистка»:
Я пыталась разыскать в Интернете историю создания этих картин. Мне было интересно, кто послужил моделями для художников в том и другом случае. Удалось выяснить, что у «Курсистки» был реальный прототип – действительно курсистка, подруга жены художника - см. http://www.museum.ru/N34178): «Курсистка» является портретом конкретной женщины, слушательницы Высших женских курсов в Петербурге Анны Дитерихс».
И здесь - http://kalugaestates.ru/id107: «Прототипом для создания картины стала слушательница Высших (Бестужевских) женских курсов А.К. Черткова, урожденная Дитерихс. Анна Константиновна была близка семье Ярошенко, дружила с женой художника Марией Павловной».
Более того – оказывается, Анна Константиновна Черткова была… писательницей: см. http://az.lib.ru/c/chertkowa_a_k/. Это меня особенно заинтересовало, потому что и у дочери моей имеются определённые литературные способности. Она с детства писала стихи, и было пару публикаций в местных газетах, а также в альманахе «Південна ліра-98». Если кого-то заинтересуют её стихи, некоторые из них можно прочесть вот здесь:

К сожалению, сейчас она не пишет. Но как знать – может быть, когда-нибудь и вернётся к этой теме…

Кто же послужил моделью Ренуару, да и была ли в этом случае у него натурщица, мне не удалось выяснить.

А искала я эти сведения вот почему: мне кажется, что внешность человека и его внутренний мир, черты характера, темперамент и т.д. как-то связаны. Мы все вольно или невольно, сознательно или подсознательно при первой встрече судим о человеке по его внешности.
Например, у человека, немало пожившего на свете, его жизненный опыт неизбежно сказывается на внешности. Часто черты лица людей, некрасивых смолоду, но проживших богатую интеллектуально и духовно жизнь, к старости облагораживаются.
Существует и такая наука – физиогномика. Правда, это направление не считается «академическим», т.е., возможно, официальная наука её не признаёт. Но ведь в своё время и генетику, и кибернетику тоже не признавали.

Т.е. мне было интересно – похож ли внутренний мир «двойников», и если да, то насколько? Есть ли совпадения судеб, каких-то жизненных обстоятельств? Чем эти совпадения объясняются (если объясняются)? Мне кажется, тут есть над чем подумать…

А ты, мой читатель, знаешь такие случаи? Что ты думаешь по этому поводу? Интересно ли тебе это?


Рецензии
"А ты, мой читатель, знаешь такие случаи? Что ты думаешь по этому поводу? Интересно ли тебе это?"

Мне - интересно. И случаи были, причём довольно курьёзные. Подумала даже, описать их что ли...
Спасибо Вам за идею ))) и увлекательный рассказ )

Ирина Борзилова   24.04.2011 10:23     Заявить о нарушении
Конечно, опишите! Рада, что Вам интересно. И спасибо за рецензию.

Жанна Жарова   24.04.2011 22:28   Заявить о нарушении