Д. И. Фонвизин

После окончания Московского университета, Денис Иванович Фонвизин отправляется в Петербург, где становится надворным советником при Государственной коллегии иностранных дел. В Северной столице он переводит басни и комедии с французского, немецкого и латинского языков, занимается собственной литературной деятельностью. Творчество Дениса Ивановича – словно ларец с сокровищами, где каждая работа – единственное в своем роде искусное изделие. Доказательством тому служат одобрительные высказывания о нем знаменитых ювелиров литературного искусства. А.С.Пушкин называет писателя «сатиры смелым властелином», а Н.И.Новиков подтверждает эту мысль: «острые слова и замысловатые шутки рассыпаны на каждой странице».
Пьеса «Недоросль» была написана в рамках классицистической комедии. В произведении соединяются печальное и смешное, возвышенное и обыденное, чувствуется дух более позднего классицизма, влияние просветительской идеологии. Так называемая «слезная комедия» имеет большую социальную глубину, Д.И.Фонвизин посредством ее пытается пробудить в читателе стремление к самосовершенствованию. Автор проявляет свое личное  отношение  в каждое строчке пьесы, высмеивая грубых и невежественных дворян с их несуразной и бессвязной речью, неподобающим поведением. Его волнуют не только безграмотность отрицательных героев (Простаковых, Скотинина и Митрофана), но и их бездуховность .
Денис Иванович акцентируют свое внимание на воспитании, которое дает госпожа Простакова своему сыну. Митрофанушка – дворянин, следовательно, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо Отечества. А между тем он растет в атмосфере безнравственности, самодовольства, ханжества; мать внушает, что образование не главное в жизни человека, что куда важнее хорошо и плотно поесть, крепко поспать.
Вопрос о воспитании молодого поколения во времена екатерининской эпохи затрагивается и в другой комедии писателя – «Бригадир». Акулина Тимофеевна, жена бригадира, вырастила настоящего галломана Иванушку, почитающего быт, манеры и  культуру французов.
И госпожа Простакова, и бригадирша не сумели воспитать достойных граждан, перед нами обыватели, занятые лишь собственным существованием. У одного цель – «Уехать бы в Париж!», у другого – «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Обратим внимание, что автор дает именам юношей уменьшительно-ласкательную форму, что уже наталкивает на мысль о некоторой несостоятельности, беспомощности героев.  Митрофанушка и Иванушка, несмотря на безграничную любовь и преданность матерей, проявляют себя неблагодарными, хитрыми, изворотливыми и наглыми потребителями. Сын бригадирши считает родителей животными, а госпожа Простакова слышит в свой адрес: «Да отвяжись, матушка, как навязалась..!»
А.А.Бестужев прав, когда пишет, что творения Д.И.Фонвизина «будут драгоценными для потомства, как съемок нравов того времени» в 1823 году. Спустя более двухсот лет мы наблюдаем в окружающей действительности отражение пороков, обычаев того общества, выявленных писателем.
Поражает то, что общество уже абсолютно другое: современные женщины обладают или, по крайней мере, могут ознакомиться с литературой о правильном воспитании детей; старики и взрослые передают свой драгоценный опыт последующим поколениям; у нас есть такие помощники в образовании, как детские сады и школы. Несмотря на все вышеперечисленное, все чаще и чаще встречается нам непросвещенный хам Митрофанушка и преклоняющийся перед Европой Иванушка. Редко мелькают среди них Милон, Правдин, Добролюбов, Софья – молодежь, способная обеспечить достойное будущее своей стране.
Возникает вопрос: в чем же дело? Почему проблема, затронутая еще пару столетий назад, актуальна и в наше время? Учителя 21 века – не Цыфиркин и Кутейкин, имеют высшее образование, начитанные, эрудированные. Так что же все-таки мешает молодым людям быть  просвещенными и чтить свою Родину?
Недавно по ТВ показывали очередной выпуск передачи «Апокриф» с Виктором Ерофеевым, где журналисты и писатели дискутируют на тему современного недоросля: как с этим жить и как бороться? Журналист Николай Сванидзе высказывает мнение, что молодежь не стремится к образованию только лишь потому, что сейчас оно не имеет никакого отношения к трудоустройству; он замечает, что современный молодой человек желает занять пост чиновника и получать за это деньги. Писатель Денис Викторович Драгунский обвиняет в существовании Митрофанушек молодежный рынок, который не дает развиваться личности, тормозит ее на месте, предлагая соблазнительные товары и услуги. Кто-то из участников предлагает просто смириться с данным явлением непросвещенности и надеяться на то, что когда-нибудь недоросль повзрослеет и начнет тянуться к знаниям.
Но дело же не только в образованности и начитанности человека! Митрофанушка назван недорослью не только потому, что не может отличить прилагательное от существительного. Писателя поражает другое, а именно отсутствие духовного богатства, багажа знаний о морали и нравственности, пустота там, где должны быть заложены представления о любви, дружбе, чести и достоинстве, долге обществу и государству. Ничего этого нет героя повести «Недоросль». Есть тяга к власти, безделью, сытости, удобству – это все то, что сумела донести любящая мать до своего обожаемого сына. Простакова сама же является недорослью, она не стала полноценной женщиной, создавшей семью, не воспитала достойного гражданина своей стране. И отец в свою очередь не сыграл в жизни сына никакой просветительской роли.
Как видим, то, что поражало великого русского драматурга 18 века, что возмущало и волновало до глубины души, о чем написаны его гениальные комедии, то актуально, злободневно и сейчас, двести лет спустя. Как это имело место быть в екатерининскую и последующие эпохи, так это есть и в современном мире. Именно поэтому помимо комедии Дениса Ивановича, мы имеем пьесу, поставленную Малым театром под руководством В.Иванова в 1896 году, продолжающую великий замысел писателя; «Недоросль» изучают по школьной программе и в университетах, по произведению ставят новые спектакли. Но самым ценным для нас остается все же книга Д.И.Фонвизина, на нее ссылаются многие авторитетные писатели и журналисты, ее рекомендуют к прочтению. Этот шедевр русской комедии обличает в наших глазах нас самих – все мы в той или иной степени недоросли. Нам всегда есть чему учиться, к чему стремиться, не стоит останавливаться на достигнутом. Нужно быть динамичными, развиваться, тянуться к знаниям.
«Знания добавляют аромат, силу жизни и удовольствия. В знаниях есть много удовольствия, поэтому ешьте знания ложками, переставайте быть недорослями». (В.Ерофеев)


Рецензии