Любовь? Страх? Жизнь?!

Любовь? Страх? Жизнь?!

На кафедру политической экономии я пришла работать  после рождения сына.  Ему был год и восемь месяцев.

Кафедра была межфакультетской,  тридцать преподавателей.
Как и в любом другом коллективе нашлись дамы, которые считали своим долгом знакомить вновь пришедших с особенностями коллектива и особенностями каждого сотрудника.

Преподаватели – в основном мужчины, прошедшие войну  и женщины, жены ответственных работников. Состав  был однородным, дисциплинированным – кафедра партийная, кадры утверждались в райкоме и крайкоме партии.  Помимо преподавательской  работы на каждом еще висела обязанность пропаганды экономической политики в крае, просвещенческая работа по линии общества «Знание».

Из числа преподавателей выделялись два человека Заведующий кафедрой и его заместитель по учебной работе. Выделялись своими биографиями, в которых были интересные страницы, связанные с любимыми женщинами.

О заведующем – отдельный разговор. Личность Валентина Михайловича была неординарной, яркой. Он никак не вписывается в какой либо ряд.

А вот его заместитель Александр Иванович был совершенно обыкновенным. Дисциплина, порядок, несуетное управление учебным процессом,  лекции, пропаганда экономической политики. Да еще внешний вид:  всегда аккуратный, подтянутый. Чувствовалась женская забота об этом человеке.

В Александре Ивановиче ничто не напоминало о какой либо жизни вне учебного и пропагандистского процесса. Но его биография в молодости была насыщенной не только общественной жизнью. Он был руководителем в Северокавказском Совнаркоме, располагавшегося в городе Ростове-на-Дону. И вот этот совсем еще юный  руководитель влюбился в своего секретаря.  Наверное, логично   представить, что скорее это был бурный роман, чем проходная интрижка.  Влюбленный герой был почти юн, времени,  при такой работе,  на женщин не оставалось  и молодой человек вскоре женился. Его жена была старше Александра Ивановича на двенадцать лет. Детей у них так и не случилось. Но они составляли вместе устойчивую семью – ячейку общества.

Александру Ивановичу ко времени моего прихода на кафедру было  около семидесяти лет. Был он здоров и подтянут, как я уже говорила.  В университете был цветник из очень хорошеньких студенток, стрелявших глазками по суровым преподавателям политэкономии. И многие доценты не упускали возможности пофлиртовать, прикоснуться к задору и молодости этих молоденьких созданий. Только не Александр Иванович – он был беспристрастен. Единственное, о чем он мог обмолвиться из своей личной жизни – это о жене, которая к тому времени уже в полной мере ощущала свой почтенный возраст. В Александре Ивановиче чувствовалась искренняя озабоченность ее здоровьем, читался страх грядущего одиночества.

Никто из коллег не злорадствовал  по поводу неравного брака этого почтенного человека, но очень редко всплывала в коротком разговоре еще одна сторона супружеской жизни  Александра Ивановича.

Говорили, что в те далекие годы его молодости все было не так просто: начальник, симпатичная секретарша, любовь, брак. Что на самом деле секретарша Александра Ивановича действовала целенаправленно. Что были угрозы пожаловаться в вышестоящие органы, что молодому начальнику не поздоровится и на его карьере он может поставить жирный крест. Времена были непростые, 1932 год – угрозы, если они были, действительно могли поломать жизнь любому и по меньшим поводам. Что именно страх заставил Александра Ивановича оформить брак. Что страх долгие годы цементировал союз этих людей.
 
Но ведь была еще и война, которая могла откорректировать  дальнейшую жизнь.  Александр Иванович вполне мог не вернуться к своей стареющей жене. И если все было так непросто, отразилось бы это на внешности человека, на его характере?  Был бы он так безмятежен в своей супружеской жизни? Во всяком случае,  я видела спокойного, удовлетворенного жизнью пожилого человека. И только тень беспокойства за жену и, наверное, за свою старость иногда мелькала на его лице.


Рецензии
Ну всё так приглажено!Даже не верится.Написано с симпатией!

Марина Косовцова   15.04.2011 21:52     Заявить о нарушении
С симпатией - это верно. С искренней симпатией. Есть такие люди, которые при своей незаметности, никогда не остаются в тени. Их жизнь тому подтверждение - без вычурности, без эпотажа, а цепляет.
У меня есть зарисовка о совсем другом человеке - по отношению к жизни, коллегам, женщинам... Надеюсь, будет интересно.
Спасибо.

Нина Казьмина   15.04.2011 22:13   Заявить о нарушении