История одного поединка

Случилось это в очень далекие времена. Два Мастера, владеющих в совершенстве мечом, встретились для поединка. Сразу надо отметить, что поединки тогда строились исключительно на взаимном уважении – не могло быть и речи о соперничестве, злости, а тем более – ненависти. Каждый шел своим путем – и уважал выбор другого. И поединок был не соревнованием – но экзаменом для самого себя.

Эти два Мастера слышали друг о друге, каждый был популярен у своих многочисленных учеников, и именно ученики хотели такого поединка. У Мастера отсутствует чувство личной важности – но оно присуще ученикам, которые долго спорили, доказывая превосходство своего Учителя. И разрешить этот спор мог только поединок…
Мастера сошлись на живописной поляне, и предстоящее единство напоминало, скорее, праздник, чем схватку. В те времена было принято перед единоборством продемонстрировать оппоненту свое мастерство – и до поединка дело редко доходило. Обычно один из участников признавал превосходство другого.
Первый Мастер велел своему ученику наносить удары мечом по собственному телу. Здесь нельзя было фальшивить – ученик, сам, будучи достаточно умелым, начал «рубить» Учителя. Но меч, бывший необычайно острым, не оставлял никаких следов на теле. Сомнений ни у кого не возникало, все было по-настоящему. Мастер демонстрировал умение необыкновенной концентрации, создавая в месте удара «защитный экран» энергии. Подобное умение существует, пусть в гораздо меньшей степени, и сейчас – вы неоднократно могли наблюдать его в телевизионных программах.
Такая демонстрация вызвала уважение у всех присутствующих, ибо свидетельствовала о великой победе над собственным телом – оно беспрекословно подчинялось командам Мастера.
После поклона пришла очередь оппонента. Он дал своему ученику такое же указание, и тот ожидал подобного эффекта – ведь он знал, что его Учитель не хуже первого владеет концентрацией. Каково же было его удивление – как и удивление всех собравшихся – когда меч проходил свободно сквозь тело Мастера, не встречая никаких препятствий. Это было выше понимания, ведь концентрацию еще можно было объяснить – но подобное…
Первый Мастер тут же признал победу второго, поклонился ему и выразил свое уважение – не меньшее, чем и тот выразил ему. В этом поединке никто не проиграл, но восторжествовал Дух и безграничность поиска.
О концентрации знали все, и пытались добиться максимального овладения ею. Но по сути это – сопротивление. Да, человек обладает неограниченными возможностями, его тело – уникальный механизм, и может быть необычайно стойким. Но сопротивление – качество разделения, ведь сопротивляясь, вы противопоставляете себя чему-то внешнему.
Второй Мастер продемонстрировал совершенно другое качество – ПОЗВОЛЕНИЕ, Доверие. А это – признаки Единства. Для него не существовало меча – как и собственного тела, а поэтому и конфликт между ними был невозможен. Хочет меч двигаться – почему нужно мешать ему? Точно так же, как меч проходил сквозь тело Мастера – так и тело могло пройти сквозь меч – они были едины и не могли «мешать» друг другу.
С той поры многое изменилось, но остались два эти подхода. Они не настолько совершенны, но суть не изменилась. Есть школы боевых искусств, основанные на концентрации, и есть школы, в основе которых – позволение.
Можно наблюдать, как уличного артиста связывают прочнейшими веревками, но стоит всем отойти – и путы спадают с его тела. Зрители в восторге – но они не понимают, что в действиях артиста видят последователя позволения. Стоит ему расслабить тело – как препятствия на пути цепей исчезают, и они падают сами собой.
Этот поединок – дзенская история, и он демонстрирует два этапа Пути Духовного роста. На первом необходимы усилия и концентрация – ищущий должен собрать всю свою энергию воедино. Но лишь затем, чтобы потом сдаться Бытию, Позволить ему принять идущего.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.