Вика. Монодрама для подростков

Эта пьеса читалась в Перми на фестивале "Большая перемена" в 2010 году, о чём ЛИЧНО мне сообщено не было.

Отсюда маленькая
"33 предложения самым разным театрам  от председателя жюри IV Международного конкурса современной драматурии «Свободный театр»

Обзор результатов конкурса в номинации «Пьеса малой формы и экспериментальный текст для театра»

Рахиль Гуревич. Вика. Монопьеса (но можно вводить и другие персонажи). Девушка-подросток в какой-то мере способствовала гибели подруги под поездом. Пьеса – её попытка рассказать как всё было, со всё нарастающим напряжением понять себя, понять что и как, и зачем".


 
 
Рахиль Гуревич

Вика.
Монолог для сцены в одном действии с эпилогом.




ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Катя, 15 лет – крупная девушка в застиранной толстовке с капюшоном, в немодных джинсах и в кроссовках.

Действие происходит в наши дни.

ДЕЙСТВИЕ 1
СЦЕНА 1
Катя (спокойно, временами занудно). Дорога от школы до бордовой шестнадцатиэтажки  занимает восемь минут.  Мы идём не по асфальту:  забираемся в гору напрямик – по траве.  Викина шестнадцатиэтажка – самая высокая точка Москвы… Напротив, через дорогу, -- дзот  – до этого места  немцы дошли в сорок первом, а дальше их не пустили…  Мы со школой ходим к дзоту на 9 мая. Раньше ходили, теперь забиваем – мы ж не ботаны…
Забрались мы на гору, короче … Мы – это я, Вика и Марго… Встали… Закурили… Дальше не чалим -- Вику мазер пасёт… Она в окно следит -- Вике курить запрещает… Всё Вике запрещает: и с нами дружить, и в «Меге» тусоваться, и к Графу на дачу ездить… А у Вики с Графом – любовь… Вика и музыкалку из-за него бросила – мазер  никогда ей этого не простит… Она ж настройщика вызвала, чтобы у пианина  звук хороший был, чтобы доченька к экзамену готовилась… А Вика забила на экзамены, и, ясный пень, по мордасам от мазер получила… Мной, допустим, никто не занимается… Хочешь – кури, хочешь – вообще из школы уходи… Неинтересно даже… И пью я за компанию -- когда в «Мегу» едем, всегда  пьём… Пьём и на коньках катаемся –  каток, прикиньте, даже летом работает… А так я  пиво не люблю -- кислое оно, и от джин-тоника балда гудит…

(Восхищённо) А люблю я литературу, то есть рассказы всякие-разные… У всех-- компы, а у меня-- ни хера, даже телека нет…  Родительница в храме – служка… Что надыбает, что из трапезной уволокёт, то наше… От книг ща все избавляются… Мамка подъезды знает – ей узкоглазые  рассказывают, дворники и консьержки то есть… Чурки металлолом, мебель, одежду и бутылки забирают, а мамке книги  остаются -- отовсюду книги тащит, мамка меня любит, и бьёт только когда я расту и кроссовки  малы становятся, и толстовки… Потому что денег нет –  и мамке приходиться побираться, попрошайничать…


СЦЕНА 2

Катя (немного повысив голос). Короче, забрались мы на гору. Курим.  А Марго говорит:
-- Погода -- супер!
А я говорю:
-- Ага! Золотая осень. Сегодня у Людмил именины, а завтра Вера-Надежда-Любовь…
А Вика мне говорит:
-- Блин, Кать! Каждый день у тебя праздник… Притомиться можно…
А Марго -- ржать:
-- Нее! Каждый день праздник -- после аборта… А у нас с вами, бабы, праздник  раз в месяц…
Это у Марго приколы такие  – в классе её боятся: она всегда на одну тему шутит, понимаете на какую…
Вообще-то Марго не только из-за приколов боятся… Класснуха, допустим, никогда её не оскорбляет, всегда  уважительно, не то что с Викой… Потому что у Марго предки крутые… Марго-то  в нашем районе с бабкой живёт, а  родоки ейные -- в тихом Центре…  Я там, на самом деле, была – на Котельнической… Ничего тихого… Тачки пробкой, трамваи… А в реке утки плавают -- я в шоке:  воздух-то отравленный, хотя по утрам конфетами пахнет, карамелью… Марго говорит -- с «Красного Октября».  Конфетки «Алёнка» у них вкусные.  Знаете? Должны, короче, знать…
Я-то два раза была, а Вика  в тихом Центре занайтовалась – у Марго предки только утром появляются – кимарят до двух и валят по делам, даже кофе не пьют, только моются.
 
Аут: Вика с Марго прикололись: по этажам бегали и коврики  поджигали… Весь подъезд – в дыму, вонища несусветная – вертолёт. Вику свинтили, в ментовку, а Марго смылась, по-тихому… Никто не допёр, что Марго тоже поджигала…  Вике с нами дружить запретили… А Марго, такая,  заявляется к Вике домой, перед мазер  как зарыдает, чисто слезами горемычными– она умеет для пользы дела, когда оченно надо:
-- Вы почему с нами дружить запрещаете?
Викина мать  растерялась,  стоит красная -- видно, что ей неудобно, стыдно…
 -- Мы больше не будем, -- рыдает Марго и меня в бок толкает…
Я тоже повторила, что мы больше не будем, хотя, меня тогда и не было…


СЦЕНА 3

Катя (весело, безмятежно).  Марго у нас – в фаворе: и шмотки, и стрижка – супер… Марго типа гот…  В смысле -- в чёрной коже, с причиндалами серебряными, лицо в белой пудре, а губы и ногти – чёрные… Все такие в школе, кому  штукарь на тряпки дают… Эмо её выбешивают, а раньше Марго сама эмо была, она к готам реально через эмо пришла… А в древности мы за «Спартак»  фанатели… Люблю за «Спартак» покричать… На стадионе я рулю: один фэн, клёвый чувак, прикиньте, подвалил! Ко мне – подвалил, не к Марго!  Хотя  на мне джинсы уродские (в храм шмотки принесли – мамка подсуетилась),  живот   торчит, и размер ноги -- въезжаете ? -- сорок второй…  Чувак заценил, сколько я кричалок знаю.   Я на ходу их сочиняю, прям во время матча. Мои кричалки  рулят:

Предки -- долбят,
В школе – долбят,
А «Спартак» -- всегда с тобой,
А «Спартак» -- реально свой!

Я на фэнов мясных, удивляюсь – ничего придумать не могут, орут отстой: древность всяку-разную:
Ветер, ветер – ты могуч,
Ты гоняешь стаю туч,
А «Спартак» тебя сильней,
Он гоняет всех коней!
                –  зенитосы  спартачей и мочат…


СЦЕНА 4

Катя (грустно, с ностальгией).  Марго теперь  -- гот, и мы на матчи ездить перестали:  она ж билеты покупала, колпаки красно-белые и шарфики полосатые… Случалось -- и без билетов… Марго раньше много нам с Викой покупала… Теперь жмётся: Вика-то всё больше с Графом… В древности мальчишки  от Марго тащились…  И сейчас прутся. А Граф Марго разлюбил…  Марго, прикиньте,  потопала… Одна… Приворот сделала… А Графу -- фиолетово, у них с Викой – любовь, блин!

 Прикол! Класснуха графскую мать вызвала:
 -- Ваш сын, Игорь Графов, -- говорит, -- ненормальный …
А мать Графа говорит:
 -- Да что вы?
-- Дааа --  ненормальный… Я  Игорю вопрос задаю, а он в ответ улыбается и молчит. Молчит и улыбается…
А мать Графа такая:
 -- Да что вы…
 Он  раскололся -- мы ржали, блин… Граф почему молчит? У них с Викой любовь… Вика добрая – поржать любит, покалабродить,  по физре рулит…

Короче, пошли мы в девятый класс.  Первое сентября. Суббота…  Граф, прикиньте,  приглашает нас на дачу. Дача крутая, блин!  И Вика Графу дала… И Граф теперь ходит, такой, всем улыбается… Счастливые они с Викой… Завидно, блин… Вика -- супер… У неё грудь и фигура, и «каре»…
  Марго как поняла, что Вика с Графом… и приворот не помог,  со Скопаном от злости переспала – там на даче у Графа друг такой клёвый… Ей Скопан по барабану, и она Скопану … А мне Скопан нравится, но я здоровая такая -- Скопан мне по плечо… Хотя чувствую, что Скопан на меня смотрит… вы понимаете как… украдкой.






СЦЕНА 5

Катя (напряжённо). Забрались мы на гору, короче… Стоим коптим… У меня – «вертолёт» пошёл: ну,  в школе на завтрак забили, и курю я, в принципе, мало – только когда Марго угощает… повело меня… Марго – ржать… А Вика говорит:
 -- Что-то у меня состояние  странное… Нервничаю я…
А Марго говорит:
-- Не гони!
А Вика:
-- Нее… Я знаю: это -- предчуствие…У меня такое  было: на качелях – вспоминаете?-- отрывались… И я руку сломала.
Марго ничего не сказала – только дым через ноздри пустила, а я абзац как помню.

В восьмом на детской площадке «матику»  прогуливали… Раскачивались  – и спрыгивали… Девки, как ща помню, оборжались : когда я приземлилась, у меня джинсы хрустнули и порвались… И Марго ржала… Смех у неё противный… Как у лисы… А Вика тихо так сидела на лавке и молчала. А Марго Вике говорит:
 -- Вик! Вперёд!
Вика молча села так… Обычно она что-нибудь прикольное кудахчет, а тут молча села… Раскачалась… Прыгнула… И упала… На бок как-то… Многие падали... Упадут и поднимутся… А Вика упала -- и лежит… Бабы к Вике кинулись… Только Марго не подбежала… Марго смотрела так: странно так, тяжело…
Вика, короче, руку правую сломала…  У неё рука до сих пор ноет, когда дождь, или когда погода меняется…

СЦЕНА 6

Катя (со скучающим видом). Пошкворчили, короче -- Вика отчалила… А мы с Марго  остались – ещё решили курнуть, хотя и не хотелось: меня от той-то сигареты мутило… Бросили мы бычки в траву, потрепались  с  бабцой из «бэ» класса – она из школы чапала…
Смотрим:  Вика -- чемодан на колёсиках  тянет, за спиной – рюкзак и лицо всё опухшее, под глазами круги от туши…
Марго говорит:
 -- Ты чё, Вик? Мать засекла?
Вика на чемод приземлилась – головой мотает…
-- А чё тогда?
Вика говорит:
 -- Чё, чё, -- и зарыдала…

Короче, мазер викина  запашок сигаретный учуяла -- бить стала, а Вика что-то такое обидное вякнула, нах, короче, послала, к троюродной прабабушке… Мазер шмотки собрала и  Вику выгнала… Раненая, блин, нереально. 
Было дело, Вика датая из «Меги» вернулась – Вика вааще быро косеет, не то, что Марго…  Вернулась  Вика пьяная и борзеть  стала, с матерью препираться, и подрались они, и мазер ментов вызвала…  Вику забрали, а мать перепугалась: соседи сказали, что менты пацанок  трахать обожают… Прибежала она в отделение, и всю ночь  с Викой просидела: Вика – в обезьяннике, а мать –  рядом с дежурным…  После  они с матерью месяца два душа в душу жили… Вика на пианине исправно занималась -- ботан нереальный: по сольфе-- пятак, а  весна пришла – и Граф, и любовь, и настройщику зря бабосы заплатили… И скандалы пошли… Возобновились… На круги своя  вернулись -- книга такая есть, или -- в круге… Короче, книга про круг.

Вика рыдает- рыдает, всхлипывает, нос рукой утирает… Браслеты мокрые от соплей… А Марго такой прям ласковой стала, офигеть, и давай её успокаивать…  Мобильник заиграл –  мазер прозванивать стала – в себя пришла, забеспокоилась -- стопудово… А Вика как шмякнет свой мобильник об асфальт  и телефон затих…
  Отвезли мы чемодан к Марго на хату – бабка у Марго возникать стала… И Вика рюкзак оставить не решилась…  Марго жилетку стёганую чёрную напялила, Вика умылась с мылом, по-новой намарафетилась… У Марго косметика – супер…
 Марго говорит:
 -- Ну чё? В «Мегу» рванули?
(Радостно.)  Автобусы халявные, блин… Писец!  По пивку, перекусили  в «биг-мачке»,   на коньках покатались… А Вика – грустная: страдает… Тут у Марго мобильник  -- Граф…… Вика в момент  расплылась – скалится, рожи смешные строит, чтоб я ей ответила – игра у нас такая с детства древнего.
(Нервно.)А мне не хотелось на дачу к Граф… Потому что Вика -- с Графом, Марго -- со Скопаном… А я? Так и умру, блин, старой девой… Вот были б у меня деньгики… Я костюм бы брючный купила… И джинсы, и колготки, и юбку, и косметику, и лак для волос… А так -- я плохо выгляжу… и размер ноги сорок два… Короче, не было желания к Графу ехать, я к мамке захотела… Сегодня – у Людмил -- именины, а завтра – Вера- Надежда -Любовь, суббота, и в школу не шландыбарить, и книжки хоть весь день читай… Мамка  такие книги  принесла – супер! Неделю у окна держали, чтоб амбре того – запашок помоечный выветрился…

 Короче, испугалась я отказаться, тем более Марго джин-тоника прикупила, и сигарет, и чипсов… Чипсы обожаю! С луком, блин, и сыром…


СЦЕНА 7

Катя (звенящим или дрожащим голосом). Тусуемся, короче,  на «Дыхино», паровозим… Вика весёлая, блин -- джин-тоник  хряпнула – свой и Марго.  Граф названивает:  мол, где вы?  А Марго блеет, что, мол, электричка через десять минут, в девятнадцать двадцать-две, и мы подмёрзли ждать…  И я по разговору понимаю, что Граф Марго уговаривает билеты купить: не подлезать под платформой… А Марго отвечает, что «лавэ нема», и чтобы он не парился: не первый раз замужем… Главное – не раньше, чем за минуту рельсы перебегать, иначе поймают: видеонаблюдение,  блин.  Пасут, блин: кто билеты покупает -- кто  через турникеты проходит, а кто под платформой  -- кто «заяц»… Блин! Понатыкали  турникетов: и в автобусах, и в метро – куда ни глянь – одни турникеты… А билеты -- дороже сигарет! Чисто: или билет, или пузырь «Клинского» ноль -тридцать три!  На электричках вааще бабла немеренно снимают!
  Залезли  под платформу, короче… Сидим… Зырю:  поодаль мужик  с тёткой спрятались… И приличные вроде… Раз – выскочили, и -- через пути, и -- на следующую платформу: мужик тётке помог забраться – вежливый, ковалер, блин…  И  -- свист пронзительный – ухи в трубочку… Мент-топотун тут как тут, и – «ваш билетик гиде»…  Дебютанты, блин: до последнего маскироваться надо…  Фишка в этом состоит-- если и засекут, то не успеют – электричка загородит, прикроет, по вагонам шарить напряг нереальный… Увели, короче, дебютантов.
Марго зыркнула в мобилу:
-- Так! Девятнадцать – двадцать один… Я. Через десять секунд – вы… Кать! Вику за руку держи! Поняла?
Я говорю:
-- Поняла.
Марго пути перебежала, на следующую платформу вскарабкалась... Рукой машет… Я Вику за руку потянула… А Вика говорит:
 -- Ты , Кать, беги… Я -- за тобой! Мне за руку неудобно…
Это потому что у Вики на запястьях браслеты, много браслетов… Вика, когда с Графом, всегда браслеты снимает…
  Я Вике кивнула, из под платформы выскочила, через рельсы -- хоп-хоп  – и мне странным ещё показалось  -- звон какой-то от них шёл… Марго  руку подаёт – я залезла, джинсы почти не запачкала: сухо же, бабье лето.
Поворачиваюсь: где Вика? А Вика всё там же  – рюкзаком за что-то зацепилась,  тормозит… Вдруг смотрю – поезд  мчится – не наша электричка – электричка далеко ещё! –а поезд: бордового цвета и на космической скорости!  Откуда он взялся – не пойму! Я как закричу:
-- Вика! Вика! Лезь обратно! Под платформу!
А Вика рюкзак  отцепила и шаг вперёд сделала… А поезд-то скоростной совсем близко… И вдруг Вика отпрянула: назад её как отбросит! Дальше поезд  всё загородил…Бордовая стена… Я на Марго вопросительно так обернулась: мол, что с Викой? Вики-то нет, наша электричка  на горизонте… А Марго на поезд бордовый смотрит-- как он несётся, и улыбка на фейсе блуждает…

СЦЕНА 8

Катя (испуганно). Поезд проехал. Вика -- у платформы, у той, под которой мы сидели, так и осталась: лежит на боку, на спине рюкзак…и рюкзак -- не поверите -- мне подмигнул… Люди на Вику показывают… Электричка… Двери открылись – челы в вагон: места занимают, толкаются… И Марго меня тянет:
 Я говорю:
-- Не поеду я! Вика-то лежит!
Марго в тамбуре остановилась, как заорёт:
 -- Дура!  Быро сюда!
Я – на платформе,  челы линзы протирают...  Меня трясёт, бормочу что-то – что мне рюкзак подмигнул… А Марго спокойно вдруг, ласково так, зашептала:
-- Катя! Если мы сейчас не уедем, нас  мусора свинтят... как свидетелей… А ты  пивка бухнула и джин-тоник…
Я в тамбур и шагнула. Стоим – курим, зырим через стекло: Вика лежит, к ней тётка в красной кепке чешет, и охрана, и мент… Электричка отчалила… Я  заметила только, что тётка в кепке села перед Викой на корточки: села и рюкзак  расстёгивать стала… А рюкзак, не поверите, мне язык показал!


СЦЕНА 9

Катя (трясётся).  В «Посино» слезли…  На выходе – та же картина маслом… Алая кепка турникеты сторожит.  Марго стольник  сунула и  нас пропустили… Я говорю:
-- Марго! Ты ж плела, бабулек нет. Поэтому мы под платформу залезли… Ты ж могла Вике билеты взять – Граф же просил… Граф бы тебе стопудово денежки вернул!
А Марго мне:
-- Я, Кать, только что лавэ нашла… Дырка – зацени!
 И карман на жилетке стёганой вывернула, и там действительно – дырка!
Вдруг -- мобила. Марго вздрогнула, на трубу посмотрела и шепчет:
 -- Мазер Викина.
Я говорю:
-- Надо, сказать, сообщить, что Вика там осталась, на «Выхино»…
А Марго как заорёт:
 -- Дура! Это ты во всём виновата! Ты, и -- мазер! Мазер -- её выгнала, а ты-- её, бухую кинула и одна перебежала!
Я уши заткнула: мобильник голосит, Марго орёт.
Потом тихо стало. Села я на асфальт, а Марго вверх меня тянет, тормошит. Я встала – шатаюсь, а Марго ласково, тихо так,  говорит, шепчет короче:
-- Сейчас, Катенька, мазер викина  Графа прозвонит, а потом – опять мне. Ты -- возьмёшь мобилу и скажешь: Вика к Графу одна свалила, поняла? Одна. А  мы  – в магазе,  мы -- джинсы тебе покупаем,  поняла? Джинсы, Катя, у тебя позорные --  порвались. А Вика к Графу едет… Одна едет! ОДНА! Поняла?
Я говорю:
 -- Как это -- одна?
А Марго:
 -- А вот так это!
И как рванёт меня за задний карман – с мясом прям его вырвала и трусы через дырку   видны…
 -- А вот так это! Ты  джинсы порвала, поняла! И мы поехали в магаз, поняла?  Мы сейчас в магазе, въезжаешь? Шмотки покупаем, догоняешь?… Я -- в примерочной…
И тут, действительно, мобила. Марго мне трубу протягивает: мобила трясётся: то ли вибрация, то ли руки у Марго дрожат…  Я кнопку с трубочкой зелёной нажала.
И, действительно -- мать Вики, и меня пытать стала. И я вешала и вешала, что мы в магазе,  убедительно так грузила… совсем, короче, завралась…

  Марго, действительно,  мне джинсы  купила, и пива ещё, и чипсов… И я впервые пиво с удовольствием высосала, «ром-колу» вааще смаковала, и сигареты паравозила одну за одной, одну за одной…


ЭПИЛОГ

Катя (обречённо). Вику четыре дня мама искала. Нашла – в холодильнике…в морге.
 
(Очень медленно.) Отпевание в храме. Храм у нас рядом: Петра и Павла – Пётр 1 в нём венчался с Евдокией Лопухиной… Храм, дзот и викина шестнадцатиэтажка , самая высокая точка Москвы… Так, значит: викина шестнадцатиэтажка , слева -- храм, напротив – дзот… Немцы дошли до сюда в сорок первом… Ой нет! Напротив шестнадцатиэтажки --храм, а слева -- дзот… Запуталась, короче… Плохо  соображать стала: как викин рюкзак вспоминаю, так путаюсь…
На отпевании вся школа была, и класснуха была, и Марго, и Граф, и ещё родители чьи-то… Я до конца службы не дотянула – на воздух вышла.  Вика страшная в гробу лежала… Серая. Старая. Как-будто ей не пятнадцать лет, а восемьдесят… Крови, говорят, много потеряла…

(Грустно.) Я в колледж поступила.  Марго мне больше не звонит, перестала, блин, звонить – отрезала. Зато Скопан, блин,  объявился. В три ночи, труба звякнула, блин:  еле языком ворочил – в стельку реально. Гнал, что меня хочет,  жаловался,  что Марго -- с Графом, всхлипывал, что  скрываются они, но на даче, тем более от Скопана, хрен замаскируешься, и вааще, прикиньте, Скопан разрыдался – Граф-то с ним, не кантуется, даже не здоровается…
   Викина мать  нарисовалась – она мальчика родила и просила быть  крёстной… Но я отказалась:  извинилась и отказалась… Ведь Вика из-за меня погибла… Это я без Вики пути перебежала…Это я Марго не послушалась…  А  Марго  приказывала  вместе: вдвоём и держась за руки…

КОНЕЦ
Осень, 2008.


Рецензии