Если завтра не встанет солнце

          Полоска пламени сжималась.
          Как будто непроглядная тьма давила на огонь прессом.
          На секунду пронизал страх. На обратный путь может не хватить…
Керосина достаточно, но фитиль не проверялся давно. Последний раз лампой пользовались три года назад, на даче. Тогда, надышавшись едкой вонью, человек решил избавиться от осветительного реликта. Но руки как-то не дошли.
          Человек не отдавал себе отчета, зачем он решился на явную глупость. Глубокой ночью отправиться пешком на дикий берег реки с керосиновой лампой. Чтобы почувствовать рассвет. Зачем? Захотелось полузабытой романтики? Но человеку ничто не мешало взять машину и спокойно доехать до набережной.
          Ничто не мешало…
          Кроме темноты, пожалуй. Да и бензин следовало экономить. Он подкрутил ручку регулировки. Темнота отступила. Но страх не уходил. Пройти пять километров до города по лесу в кромешной тьме? Неделей раньше вполне хватило бы подсветки экрана сотового. Но сотовой связи больше нет. Вчера человек не вышел бы на улицу без фонаря. Фонарь дома. Нет батареек…
          Непостижимо…
          Нет сотовой связи. Нет Интернета. Нет телевидения.
          Но вернулось радио. Обычное бытовое радио. В эпоху спонтанных евроремонтов ему хватило ума сохранить проводку домашней радиоточки. На всякий случай. И даже втычной брехунчик – красно-белый пластмассовый кругляш – чудом сохранился среди хлама в кладовке. Это единственная связь с внешним миром.
          Волна тихо накатила на берег.
          Шорох льдинок заставил отвлечься. Захотелось опустить ладонь в воду. Помогает против сонливости. Вода обожгла, но человек терпел. Очень скоро здесь будет лёд. Ледяная пустыня от берега до берега. А что будет через год? Вечная толща льда, залившая русло исчезнувшей реки подобно бетону…
          Как долго продержится региональная ГЭС?
          Ведь ГЭСы вырабатывают электричество, даже когда река скована ледяным панцирем. Что есть электричество? Какая-то непонятная разность потенциалов. Кто его изобрел? Официально изобретателя как такового нет. Люди знали о нем задолго до открытия закона Ома. Это всего лишь естественное природное явление. Но наверняка есть тот, кто первым поставил явление на службу человечеству. Кажется, это Майкл Фарадей?.. Молодец, Майкл. Хотя, что это меняет? Теперь вся надежда на примитивные тепловые электростанции. Дрова и уголь правят балом. ГЭСы неизбежно остановятся. Потом заглохнут АЭСы. Чем охлаждать реакторы? Воды не хватает. Вода стала дороже золота. Ха!.. Золото… Обычный металл, абсолютно никчемная субстанция.
          Дороже всего спички.
          Спички не меняются даже на воду. И  уж тем более на бензин. Как ни странно, горючее в город продолжают завозить. Сколько же было произведено бензина? Похоже, гораздо больше, чем продуктов и медикаментов. Никто не мог предположить, что даже старенькие развалюхи приобретут больший смысл, нежели уютные добротные квартиры. Автомобиль сохраняет иллюзию контроля над ситуацией. Автомобиль стал всем. Напоминанием о рухнувшей цивилизации, сладким самообманом нелепого движения в никуда. Средством доставки пустых желудков к пунктам бесплатной раздачи продуктов, воды, и лекарств. Автомобиль стал домом в буквальном смысле. Теплым передвижным жилищем. И – самое главное – он стал источником света. Автомобиль, в отличие от квартиры, нес в себе одни плюсы. Кроме одного – его надо охранять. Что, собственно, не так трудно.
          Какой смысл сидеть в продымленной темноте каменного мешка?
          Чтобы дождаться подачи электричества, судорожно пытаясь использовать жалкие киловатт-часы на неотложные нужды? Зажечь свет, врубить обогреватели, вскипятить воды и…
          И больше ничего, не считая кратковременно восстановленного хрупкого равновесия между светом и тьмой. Которое визуально усугубляется трупами многочисленных памятников сгинувшего бытового благополучия. В холодильнике удобно хранить крупы и сухари. Мыши не достанут. ЖК-телевизор – очень своевременное изобретение человечества! – служит отличным обеденным столом. Системный блок компьютера стал табуретом, как впрочем, и микроволновая печь. Настоящие табуреты и стулья пущены на дрова. Вся деревянная мебель ушла на поддержание тепла. Кухонной плитой удобно подпирать входную дверь. Это, скорее, для самоуспокоения. Как ни странно, практически нет случаев мародерства и грабежей. Люди как будто осознали свою принадлежность к разумным существам. Оказывается, разумному человеку совсем не обязательно каждый день принимать душ. Разум вполне сносно чувствует себя без унитаза. Что осталось из наследия?
          Радио…
          Разуму достаточно минимального количества пищи, воды и тепла. Но он не способен функционировать и просто существовать без информации. В этот момент человек подумал, что, скорее всего, в этом кроется загадка происхождения разума, внезапно вселившегося в головы сограждан. Ведь еще вчера горожанам ничто человеческое было не чуждо. Квартиры исправно грабились, машины регулярно угонялись или банально отбирались. На ночную прогулку на безлюдный берег реки отважился бы, разве что, штатный боец спецназа.
          Информация творит чудеса. Особенно, та, которой безоговорочно доверяешь. Особенно из тех уст, которым нельзя не доверять. Когда просто нет выбора. Два раза в сутки по радио передают последние известия.
          Последние…
          Каждый выпуск новостей, читаемый проникновенным голосом президента, действительно может оказаться последним. В это не хочется верить. Расстегнув молнию пуховика, человек сунул руку во внутренний карман. Вынув помятый листок дешевой газетной бумаги, придвинулся ближе к лампе.
          «ПРАВДА» – венчал листовку крупно набранный заголовок.
          Далее шел мелкий шрифт, трудно различимый в колеблющемся отсвете слабого огня. Человек убрал листовку. Он всё помнил наизусть. Листовка обнаружилась за щеткой лобового стекла вчера утром – если это понятие употреблять в смысле ранних часов первой половины бывших земных суток. В это время президент зачитывает очередную речь к народу.
          Привычные заклинания сохранять порядок.
          Оптимистичные констатации того, что план преодоления последствий катастрофы успешно воплощается в жизнь. Все граждане получат необходимую помощь. Но как долго будет оказываться помощь? Из каких закромов? Все россияне от мала до велика будут спасены. Каким образом? Нелепые утверждения, что ситуация в стране под контролем. В какой стране? Под контролем кого? Разве сохраняется такое понятие, как страна? Откуда у властей опыт управления подобными ситуациями? В стране, где каждый год внезапно начинается зима, откуда ни возьмись весенние паводки и как гром среди ясного неба летние лесные пожары.
          Лучший контролер – животный страх. В первом же выпуске новостей президент озвучил правило поведения №1 во вновь сложившихся условиях. Порядок в населенных пунктах поддерживается исключительно силами местных жителей. В города и поселки, охваченные хаосом, немедленно прекращается подача электричества, а также завоз питания, воды и медикаментов. Любые попытки граждан покинуть населенные пункты пресекаются с помощью полиции, спецназа и регулярных войск. Огнем на поражение. Исключений из правила №1 нет.
          Все указания по дальнейшему поведению соотечественникам следует получать из ежедневных выпусков новостей. Президент пока ни словом не обмолвился, каким образом власти планируют за несколько месяцев спасти сто с лишним миллионов сограждан. Сто с лишним миллионов человеческих особей, нуждающихся в тепле, питании, воде и просто элементарном месте под солнцем.
          Пусть даже не под солнцем. У американцев на Луне должны быть подземные, простите, подлунные базы. Там жили астронавты – участники первой программы освоения лунной поверхности. Вполне сносное убежище для нескольких десятков или сотен американцев. Самых достойных, естественно, американцев. Янки, имея опыт лунного выживания, несомненно, должны были вовремя подготовиться к глобальному катаклизму.  Здесь, на Земле-матушке. Какая теперь разница, где спасаться?
          А где можно разместить столько россиян? Про китайцев думать не хотелось.
          Ведь дураку понятно, что не было никакого плана на тот случай, если погаснет Солнце. Желтый карлик не может потухнуть как лампочка, утверждает школьный курс астрономии. Миллиарды лет потребуются на превращение его в красный гигант, что могло бы создать некоторые неудобства для землян. 
          Несколько лет назад в прессе и Интернете прокатилась волна слухов, что группу кембриджских ученых упекли в психушку за какие-то бредовые предсказания. Якобы наше Солнце доживает последнее тысячелетие. Что близится день, когда Солнце не встанет. Вернее, встанет то, что от него останется, но нам от этого легче не станет, простите за каламбур. Мы не увидим того, что встанет вместо привычного светила.
          Человек горько усмехнулся.
          Он помнит эти сплетни. Журналисты еще тогда заподозрили подвох. Предположим, ученые-психи были правы. Но зачем изолировать в дурдоме смутьянов, если ни они, ни все остальные ныне живущие не удостоятся чести наблюдать последние дни нашего уважаемого Солнца?
          Позднее бегущей строкой мелькнула новостишка, что бесследно исчез известнейший американский астрофизик. Практически одновременно покончил жизнь самоубийством российский Нобелевский лауреат в области астрономии, советник президента по науке. А потом… Потом об этом как будто забыли.
          Темнота сгустилась.
          Только бы хватило фитиля. Человек снял меховую рукавицу, осторожно отрегулировал высоту пламени. Сладковатый дымный аромат приятно защекотал ноздри. Тьма нехотя отступила. Рука рефлекторно потянулась за пазуху.
          «ПРАВДА»…
          Неужели это правда? Листовка призывала браться за оружие и немедленно штурмовать подземные базы для избранных. Но человек давно не держал в руках оружие. Еще совсем недавно он был уверен, что ему не придется воевать в оставшийся отрезок жизни. Но «ПРАВДА» гласила, что это единственный способ спастись. Найти любой ствол, заправить автомобиль дармовым бензином, набить салон теплой одеждой и едой. Приехать в час «Х» на точку сбора.
          Дальше всё зависит от…
          Где эти подземные города? Насколько хватит топлива и еды? Что может разношерстная толпа ополченцев против полиции и спецназа? Насколько силен войсковой кордон вокруг города? Агитка утверждала, что в силовых структурах достаточно людей, готовых выступить вместе с народом. Чем служивые отличаются от тех, кому нечего терять? Их постигнет общая доля. Нехитрая участь многомиллиардной массы, брошенной власть предержащими на произвол тьмы. На неумолимо остывающей земной поверхности. Подача электричества прекратится. Никаких обещанных бензогенераторов не будет. Вся энерговырабатывающая техника сосредоточена в руках силовиков и армии. Она им нужнее.
          Отдельная новость для тех, кто плохо учил в школе физику. Бензогенераторы не спасут. При минус восьмидесяти градусах по Цельсию горючее замерзнет. Обогреваться в таких условиях можно только с помощью дров и угля. Есть способ попроще. Срочно отыскать ближайший геотермальный источник. Но видимость комфорта сохранится только до тех пор, пока холод не уничтожит биосферу Земли. В тот день (ночь?), когда одни атмосферные газы перейдут в твердое состояние, а другие превратятся в жидкости, на земной поверхности не останется ничего живого.
          «ПРАВДА» утверждала, что уже через пару недель снабжение населенных пунктов будет прекращено. Самое позднее – через месяц. За это время все, кто был способен финансировать и осуществлять программу спасения элиты человечества, благополучно воспользуются дивидендами своих инвестиций. К ним примкнет немногочисленная группа яйцеголовых, творящих и развлекающих. Повезет тем, кому предстоит лечить, обслуживать и охранять. Всего не более 100 тысяч россиян. Около миллиона землян в общей массе. Миллион человечков зароются под землю, чтобы дать начало новой расе людей-кротов, целиком и полностью зависящих от подземных электростанций.
          Как вы думаете, почему населению выделяется такое мизерное количество электроэнергии? Еще ничего фатального не произошло, что мешало бы снабжать города электричеством в прежнем объеме. Это происходит по двум причинам. Еще не все подземные города перешли на полное самообеспечение электроэнергией. Атомные и термальные электростанции подземелья пока не запущены на максимальную мощность. И – это же очевидно, господа! – дефицитом электричества отлично объясняется отсутствие средств связи и массовых коммуникаций. Не до жиру, понимаете ли… Все, что вам положено знать, вы непременно узнаете из первых рук. Правду, ничего кроме правды.
          Но если вы до сих пор пьете несладкий кипяток с сухарями за столом-телевизором, слушая по радио последние известия от президента – будьте уверены: вас в списках подлежащих спасению землян нет. Как нет ваших пожилых родителей, любимых жен и малолетних детей. Про домашних животных не упоминаем.
          Кстати, о президенте.
          Национальный лидер с семьей, двумя собаками, котом и попугаем отбыл в подземный город будущего неделю назад. Новости голосом президента читает известный пародист. Как только в его уникальном опыте отпадет надобность, артист немедленно пополнит контингент счастливо спасшихся. Если, конечно, президент сдержит слово.
          Человек погрузился в раздумья, прикрыв глаза.
          Собственно, именно за этим он пришел ночью на берег реки. Осмыслить тяжелый выбор в коллапсирующем городе или в душной тесноте остывающего жилища не получилось. Город, несмотря на видимость порядка, непрерывно заставляет решать задачи ежеминутного выживания. Город забирает все силы без остатка. Дома жена и дети. Они ждут и надеются, встречая каждый вечер (утро???) немыми вопросами. Ты достал еды и дров? Что будет завтра? Ведь в нашей семье ты мужчина… На кого еще надеяться?..

          Огонь внезапно набрал силу, заполняя пространство внутри стеклянного колпака. Словно в лампу сверху плеснули керосина. Отблески пламени раздражают сетчатку глаз сквозь прикрытые веки. От сильного жара захотелось заслонить лицо и расстегнуть пуховик. Но сначала надо убавить огонь…
          Человек потянулся к лампе, но в этот момент стеклянный колпак неожиданно расплавился, стекая податливой массой на продолжающий разгораться фитиль. Жидкая бликующая масса слилась в сияющий шар размером с апельсин. Во рту появился горький привкус. Шар, пульсируя нестерпимо яркими жгучими всполохами, медленно сжался в багровую сливу. Огня не стало.
          Что с лампой?..
          Раздался взрыв. Горящий керосин вперемешку с брызгами расплавленного стекла напалмом ударил в лицо. Сквозь сварившиеся веки человек ощутил алую обжигающую лавину, мгновенно воспламенившую пуховик. Кислород перестал поступать в легкие.
          Превозмогая испепеляющий жар и адскую боль, человек вдохнул ошметками легких пылающий воздух. Ночную тишину разорвал крик землянина, от которого вздрогнули огромные звезды в бездонной пропасти неба. 

          Человек оборвал крик.
          Он открыл глаза, инстинктивно прикрыв лицо козырьком ладони. Мелкий галечник приятно холодит кожу спины сквозь футболку. Остывшая керосиновая лампа стоит у воды. Стеклянный колпак испещрен мелкими бисеринками влаги, словно росой. У ног человека дымящимися язычками тумана парит река. На противоположном берегу возвышается мохнато-зеленая горная гряда.
          На фоне бесконечной голубизны утреннего неба висит гигантский розово-оранжевый диск Солнца. Со стороны лесополосы раздается рассветное щебетание птиц. Очень скоро его перекроет гул просыпающегося города.
          Человек пружинисто вскочил, сбрасывая футболку и шорты.
          Быстро оглянулся. Никого.
          Улыбнувшись, он сбросил плавки. После холодной гальки вода показалось парным молоком. Человек, зайдя в воду по грудь, с наслаждением вдохнул влажную сладость утреннего воздуха. Проплыв несколько десятков метров по зеркальной глади, он, разбросав руки, лег на спину. Запрокинув голову, устремил взгляд сощуренных глаз в небо.
          Солнце улыбалось человеку. Человек лежал на воде, улыбаясь Солнцу.
          Человек чувствовал рассвет.



          04/2011


Рецензии
Лео, это хорошая работа.

С уважением,

Георгий

Георгий Цвикевич   06.01.2013 18:21     Заявить о нарушении
Благодарю, Георгий).
Эта работа почему-то одна из наименее трудоемких.
Достаточно было как-то весной наблюдать рассвет над Волгой.

Лео Ворбач   06.01.2013 22:54   Заявить о нарушении