Умей сказать

- Ирина Игоревна…
- Фу! - перебила меня собеседница, как напакостившую собаку. – Я тебя не намного старше, зови просто Ира.
- Ирина, - послушно повторяю я, - расскажите, с чего началась ваша карьера?
- С нелегальных делишек… - и она залилась безудержным смехом. Персонал, снующий тут же по своим делам – ноль реакции. Я – в ступоре. Как-то за годы работы в деловой газете закрепилась привычка сталкиваться исключительно с отутюженными топ-менеджерами, которые умеют красноречиво разглагольствовать о значении самообразования, порядочности и прочих темах, полезных для имиджевого интервью. А тут бизнес-леди с нескрываемым весельем заявляет: «Воровала я, угу»…
- Не боитесь, что так и напишу?
- Не воспринимай всерьёз, - посоветовала она. - Слушай, пойдём покурим?
Про «чувство юмора» Ирины я была наслышана. Да и не только об этом. Несколько лет назад среди её подчиненных была моя подруга, тогда еще первокурсница экономического факультета – девушка сообразительная, скромная и трудолюбивая, поэтому быстро обрела статус «правой руки». Но тем не менее, это приближенное положение нисколько её не радовало. Идеальные представления о мудром, образованном руководителе, у которого можно поучиться полезной практике, быстро обернулись разочарованием.
До того, как открыть свой первый цивилизованный магазин детских товаров, Ира работала на рынке. Видимо, с того периода сохранились некоторые вредные привычки. «Не родись красивой, а умей сказать!» - преподавала она уроки успеха своим продавцам. «Ты что, врать не умеешь? Изворачиваться надо, и торговля пойдет!» – шипела начальница на нерадивую подчиненную и тут же демонстрировала мастер-класс, «впаривая» бракованный товар.
Слабый уровень образования сыграл с ней поучительную шутку. Как-то раз Ира собрала своих девочек и объявила им задание придумывать название для второго магазина, который уже начал работать в юго-западном районе. Почему-то ей и в голову не пришло расширять сеть торговых точек под единым именем. Наслушавшись «никчемных» вариантов от продавщиц, Ира гордо предложила свой:
- «Нахаленок»!
- Так ведь такое название уже есть. Мы среди прочего товара продаем одежду этой фирмы.
- Ну и что? Они в Москве, а мы в Кирове. Я и слоган уже придумала: «Есть ли есть у вас ребёнок, приходите в «Нахаленок»!
Девочки постеснялись указать, что «придумать» и «поменять одно слово в чужом раскрученном слогане» это разные вещи. На плагиате и остановились. Даже вывеску заказали и повесили её над входом. А через несколько дней в магазине раздался телефонный звонок:
- Добрый день, могу ли я поговорить с кем-нибудь из начальства?  - вежливо поинтересовался голос в трубке.
- К сожалению, в данный момент директор отсутствует. Что-нибудь передать?
- Да, передайте, пожалуйста, что звонили из фирмы «Нахаленок» по поводу незаконного использования брэнда…
Брэнды воровать - подсудное дело, между прочим. Но история закончилась хорошо. Чуть позже Ире передали информацию и московский номер телефона, после чего вывеска тут же канула в утиль. Пристыдившись, горе-предпринимательница не стала собирать совет для нового имени, а воспользовалась уже имеющимся вариантом.
Казалось бы, долго ли бизнесу жить, когда «голова» взялась за дела, не зная правил? Но нет, вопреки здравому смыслу предприятие живо и здравствует по сегодняшний день.
Я задаюсь вслух вопросом: в чем фокус? Даже кризис без видимых потерь пережили. Ира ухмыляется и отвечает:
- Просто надо знать, что продавать. Потому как даже в безденежье мать своему ребенку не откажет. Сама в обносках ходить будет, но для чада всё купит! Ну и, конечно, взаимодействовать со своими покупателями нужно уметь. Я уже давно поняла одну истину: не родись красивой, а умей сказать…
Некоторые вопросы так и остались неозвученными при нашей встрече.
Например, интересно, сколько теряют предприниматели, стремясь лишь к сиюминутной продаже, но не задумываясь о перспективе?
Или как подсчитать деньги, которые могли бы лечь на теплое брюшко кассы, но никогда этого не сделают, потому что покупателя однажды обманули в магазине?
Никак не подсчитать. А жаль.


Рецензии